Можно ли получить в наушниках эффекты объемного звучания Dolby Digital и DTS? Шесть каналов в наушниках? И нужны ли все эти пресловутые DVD-театры? Не секрет, что в головных телефонах, или попросту говоря наушниках, количественно точного звуковоспроизведения добиться проще и значительно дешевле, нежели на акустической системе. Иными словами, почти безупречный звук в электродинамических наушниках, возьмусь утверждать, начинается от 150–200 долларов. Аудиофилия, как известно, не знает ценовых границ, но, например, электростатические наушники, выпускаемые считанными компаниями и имеющие цену от 500 долларов, ввиду превосходных характеристик и вовсе требуют специальных усилителей (которыми чаще всего и комплектуются). Насколько хороша пара колонок за такую сумму — спросите у Анатолия Левенчука и Евгения Козловского, наших хайфайщиков-бутиковедов. Думаю, оценят максимум на троечку. Тем не менее курсив в первом предложении стоит не зря: качественно любые стереонаушники, — вот именно здесь вспомним приставку, — уступают акустическим системам в способности воссоздавать стереофоническую картину оригинальной записи. Разумеется, вы без труда определите, какой инструмент был слева, чей голос — справа и тому подобное. Но если же дорожки (звуковые темы) микшированы в оба канала одинаково, возникает неприятный эффект: кажется, что источники звука находятся у вас в голове, буквально между ушами. От этого нетрудно мысленно отвлечься, прослушивая инструментальную музыку, но сольное пение уже не доставляет удовольствия. (В оправдание идеи головных телефонов вообще тут же заметим, что в ряде случаев они незаменимы и чрезвычайно удобны: без них немыслима профессиональная деятельность певцов и музыкантов, звукоинженеров и диджеев. Кроме того, благодаря наушникам и портативным плейерам любимая музыка может быть всегда с вами.) Эту проблему не раз пробовали решить. Известный путь — бинауральная запись, когда стереомикрофоны располагаются в усредненной модели человеческой головы, и тому подобные технологии. Но что делать с обычными фонограммами? Чтобы вытеснить звук из черепной коробки, в современных звуковых картах (например, в известной линейке Creative SB Live!) на него накладывают эффекты эха и реверберации. Собственно, этим и отличается воспроизведение звука на акустической системе в реальном интерьере, поэтому такая обработка дает впечатляющие результаты. Так, специально синтезированное квадрофоническое звуковое сопровождение компьютерных игр ощущается в наушниках ненамного хуже, чем на четырехканальной акустике.О том, чтобы передать в головных телефонах звук, записанный в формате Dolby Pro Logic, Dolby Digital или DTS, казалось, нельзя было и мечтать. Но не так давно компания Sony предложила комплект MDR-DS5100, куда входят звуковой процессор DP-IF5100 и беспроводные (ИК) наушники MDR-IF5000, в которых реализуется объемное звучание, не уступающее реальному шестиканальному театру. Верилось в это с трудом, но благодаря российскому представительству Sony мы получили образец и испытали его действие на себе.Мозг системы — DP-IF5100, процессор окружающего звука (digital surround processor), получающий на вход цифровой (увы, только по оптическому интерфейсу TosLink) или аналоговый (обычный стерео, два коаксиальных разъема) сигнал. Этот сигнал (аналоговый предварительно оцифровывается 18-разрядным преобразователем пятого порядка с 64-кратной передискретизацией) направляется в Dolby Digital/DTS-декодер, а затем в так называемый Logic3D-процессор. По сути это 24-разрядный DSP компании Motorola с производительностью 125 MIPS, на который возложены алгоритмы реверберации, эха и прочие, одной Sony известные преобразования, моделирующие распространение звука от шести источников в пространстве комнаты (предустановка «Music») или кинозала (выбор «Cinema», впрочем, на мой взгляд, предпочтителен для любого аудиоматериала). Основных эффектов, или режимов, не считая традиционное воспроизведение, у MDR-DS5100 два: «Virtual Front» и «Virtual Surround» (с любого формата). Первый применим скорее к обычному стереосигналу и выносит источник звука из головы в виртуальную стереосистему, расположенную перед вами. Второй разворачивает любой сигнал на всю окружающую вас плоскость.Прежде чем дать краткую оценку разработке Sony, обратим внимание на беспроводные наушники MDR-IF5000. В их конструкции есть ряд замечательных особенностей: • автоматический выключатель питания, связанный с пружинящим ремнем оголовья (то есть питание от двух элементов AA включается, только если наушники надеты на голову; к слову, время работы от щелочных батареек или хороших аккумуляторов благодаря инфракрасной передаче составляет не менее 80 часов); • четыре ИК-приемника (по два спереди и сзади) для уверенной работы при любых перемещениях в десятиметровой зоне действия передатчика; • собственные регуляторы громкости и баланса; • специальное обшитое мягкой тканью кольцо отделяет излучатель от ушной раковины, чтобы он «зависал» над ухом в определенном положении (забавно: когда мы разглядывали наушники на сайте Sony, все были уверены, что в кольце спрятаны дополнительные излучатели окружающего звука — см. фото).Процессор DP-IF5100 может параллельно обсуживать еще одни наушники MDR-IF5000 и одни проводные, но! — эффект объемного звука достигается только в MDR-IF5000 или проводных MDR-F1 от Sony. Мой Sennheiser HD590 в режимах виртуальности выдавал жуткое гулкое звучание. Наконец, краткая оценка и некоторые замечания. Прослушивание тестового AC-3-материала с диска Video Essentials DVDI 0711 (увы, записей в формате DTS под рукой не было) показало, что наушники отчетливо позиционируют в плоскости ушей окружающие каналы. Левый, правый и центральный располагаются в передней полусфере значительно выше головы слушателя, что некомфортно при просмотре фильмов на мониторе или телевизоре, но, возможно,точно будет соответствовать проекционному экрану небольшого кинозала. Эффект «Virtual Front» не впечатляет вовсе, поэтому даже для стереозаписей предпочтителен «Virtual Surround». На аудиоматериале с диска «The Sheffield / A2TB Test Disk» отчетливо проявили себя ЦАПы комплекта. Беспроводная часть использует всего лишь 18-разрядное преобразование (ограничение ИК-метода), в то время как проводная — 24-разрядное. И это, увы, заметно: низкие частоты от 20 Гц и там, и там воспроизводятся одинаково, но в беспроводных наушниках на тестовом тоне от 15 кГц начинается не просто провал, а, как бы это сказать… свистопляска. Кроме того, MDR-IF5000 при слабом сигнале или его отсутствии на большой громкости ощутимо шумят. Проводная часть же — выше всяких похвал и едва уловимо, но лучше, чем кодеки SB Live! Platinum. Впрочем, как я уже говорил, окружающие эффекты можно получить только в проводных наушниках Sony. Никаких категорических выводов делать не буду. Комплект MDR-DS5100 недешев — около 500 долларов в столичной рознице (в комплект также входят два акумулятора, зарядное устройство к ним и фирменный оптический кабель), но, как и вся продукция Sony, чрезвычайно эффектен в дизайне и некоторых приятных мелочах. Не упускайте из виду, что он рассчитан на узкое применение с довольно дорогой аппаратурой, оборудованной оптическим цифровым интерфейсом, и, к сожалению, отсекает обладателей звуковых карт с обычным электрическим интерфейсом — оптические панели, как правило, продаются отдельно или входят в дорогие комплекты.