Два фуллфрейма и один ультразум. Предварительный обзор Sony Alpha A7, A7R и Cyber-shot RX10
Порой кажется, что если бы не активность Sony, то мир до сих пор бы пользовался либо дорогими зеркалками, либо дешевыми посредственными компактами. Вот несколько характерных примеров этой активности: карманные фуллфреймы Sony RX1 и RX1R, камеры с полупрозрачным зеркалом семейства Sony Alpha SLT, самые компактные в мире беззеркалки серии NEX, модульные камеры QX10 и QX100, компакт с крупным сенсором RX100, и многое другое. Нынешнее появление полнокадровых системных камер предсказывалось еще в прошлом году и основная ставка, разумеется, делалась на Sony. Технологии с большего были обкатаны на беззеркалках NEX и полнокадровой Sony RX1. Их симбиоз и привел к созданию Sony Alpha A7 и Alpha A7R.
В отличие от RX1 и RX1R, оригинальная А7 и ее модификация без low pass фильтра выходят на рынок одновременно. Кстати, похоже, что бренд NEX на этом официально заканчивается — все камеры Sony со сменной оптикой отныне будут выпускаться под лейблом Alpha. Интересен и другой момент. Sony отказывается от упоминания слова «зеркало». Раньше камеры были зеркальными и беззеркальными. А теперь все они называются камерами со сменной оптикой. Оба байонета A и E остаются в строю, а называется ILC-A (например, Alpha A99) и ILC-E (вроде Alpha A7 и A7R).
Мы познакомились с новинками вживую в ходе московской презентации и готовы поделиться первыми впечатлениями, а также информацией о ценах и сроках выхода.
Sony Alpha A7 и A7R
Технические характеристики
Sony Alpha A7 | Sony Alpha A7R | |
Класс | полнокадровая системная камера | полнокадровая системная камера |
Матрица | Exmor CMOS, 24 Мп, full frame (35,8 x 23,9 мм) | Exmor CMOS, 36 Мп, full frame (35,9 x 24 мм) |
Байонет | Sony E | Sony E |
Формат снимков | JPEG, RAW (максимальное разрешение 6000 x 4000) | JPEG, RAW (максимальное разрешение 7360 x 4144) |
Формат видео | MPEG-4, AVCHD (1920х1080, 60 fps) | MPEG-4, AVCHD (1920x1080, 60 fps) |
Диапазон светочувствительности | ISO 100–25600 | ISO 100–25600 |
Диапазон выдержек | 1/8000–30 с | 1/8000–30 с |
Экран | LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3 дюйма, разрешение — 921 600 точек | LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3 дюйма, разрешение — 921 600 точек |
Видоискатель | электронный, разрешение 2.36 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0.71х | электронный, разрешение 2.36 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0.71х |
Встроенная вспышка | нет | нет |
Беспроводная связь | встроенный модуль Wi-Fi + NFC | встроенный модуль Wi-Fi + NFC |
Память | карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/ Pro-HG Duo | карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/ Pro-HG Duo |
Интерфейсы | USB/AV, HDMI | USB/AV, HDMI |
Аккумулятор | Li-Ion, NP-FW50, 1100 мАч | Li-Ion, NP-FW50, 1100 мАч |
Габариты и вес | 127 x 94 x 48 мм, 474 г | 127 x 94 x 48 мм, 465 г |
Дизайн и эргономика
Следует сразу же отметить, что обе камеры совершенно одинаковы внешне, поэтому можно описывать дизайн любой из них. Внешний вид оказался на удивление строгим и несколько угловатым. Габариты корпуса и возвышающаяся псевдопентапризма заставляют вспомнить об Olympus OM-D E-M1, но больше всего сходств замечено именно с Sony RX1. Расположение клавиш, общие очертания корпуса и неприглядность явно достались по наследству от первого полнокадрового компакта.
Камеры отличаются погодозащищенной конструкцией корпуса, основа которого выполнена из магниевого сплава, а также очень умеренным весом. При идентичных габаритах 127 x 94 x 48 мм, Sony Alpha A7 весит 474 г, а вес Sony Alpha A7R составляет рекордные 465 г. Давайте бегло ознакомимся с назначением органов управления и прочими элементами конструкции.
Фронтальная панель содержит выступающую прорезиненную рукоятку, в верхней части которой находится скроллер, а снизу вмонтирован инфракрасный датчик. Над рукояткой располагается окошко вспомогательного светодиода. Остальная часть панели включает в себя байонет с фиксатором и скромный логотип с названием модели A7 или A7R.
Верхняя панель выделяется так называемой псевдопентапризмой — декоративным элементом, доставшимся в наследство от зеркалок. В данном случае это пространство отводится под электронный видоискатель и «горячий башмак». В правой части располагаются селектор режимов, кнопка спуска и рычажок питания, а также одна программируемая кнопка С1 и диск экспокоррекции. Такое же расположение элементов наблюдается и у Sony RX1, которая вместо видоискателя могла похвастаться встроенной вспышкой. Ну а Sony A7 и A7R рассчитаны на использование только внешних вспышек.
Задняя панель усыпана различными кнопками, а большую часть места здесь занимает дисплей наклонной конструкции. В левом верхнем углу было непривычно обнаружить кнопку входа в меню. Еще одна программируемая кнопка и заднее колесико управления расположились справа от видоискателя. Правее дисплея хватило места для переключателя режимов фокусировки, навипада и трех функциональных клавиш. Значительная часть задней панели управления прорезинена, как и рукоятка.
На правой боковине находится два отсека для внешних подключений. Верхний содержит гнезда для наушников и микрофона, а нижний — разъемы USB и HDMI. На противоположной грани расположилась кнопка быстрого старта видеозаписи — сюда ее перенесли чтобы окончательно исключить случайное нажатие. Еще один отсек скрывает слот для карты памяти. В этой же части расположены модули Wi-Fi и NFC.
Батарейное отделение и металлическая штативная резьба традиционно расположены снизу.
Дисплей, видоискатель и интерфейс
Обе камеры получили трехдюймовые дисплей с разрешением 921 600 точек. Они выполнены по фирменной технологии Xtra Fine LCD, но имеют один главный недостаток — отсутствие сенсорного управления. Экран имеет пять ступеней ручной настройки яркости, а также режим для съемки на ярком солнце. Конструкция предусматривает наклон экрана на 85 градусов вверх и на 45 градусов вниз. Кстати, экран Sony RX1 также не был сенсорным, но был построен с применением технологии White Magic.
При разработке Sony A7 и ее модификации A7R были учтены жалобы пользователей RX1, которым недоставало для полного счастья видоискателя. Разрешение OLED матрицы электронного видоискателя составляет 2,36 млн. точек. Покрытие кадра — стопроцентное, увеличение — 0,71х. Скорее всего, видоискатель был напрямую заимствован у моделей NEX-6 и SLT-A99. Характеристики полностью совпадают.
Что касается интерфейса управления, то здесь разработчики предоставили относительную свободу. 9 клавиш и скроллеров могут быть перенастроены, а число возможных функций, которые можно задействовать, составляет 46.
Вместе с ликвидацией бренда NEX исчезло и фирменное и не слишком удобное меню, которые вызывало споры на протяжении всего времени существования линейки. Меню Sony A7 является чем-то средним между меню камер NEX и меню Sony RX1. Но об этом мы поговорим в подробном обзоре.
Функциональные возможности
Камеры-близнецы базируются на полнокадровых Exmor CMOS сенсорах, при этом у модификации A7R разрешение матрицы составляет 36 Мп, а у A7 — 24 Мп. Во-вторых, камеры отличаются наличием низкочастотного фильтра у А7 и его отсутствием у A7R. Вероятнее всего, такой же 36-мегапиксельный сенсор использовался в Nikon D800/D800E. Не забываем, Sony как производитель лидирует на рынке CMOS сенсоров. Чувствительность обоих сенсоров регулируется в пределах от 100 до 25600 единиц ISO, а расширенный диапазон начинается с отметки ISO 50.
Третьим отличием представленных фотоаппаратов стала система фокусировки. Так, Sony A7 поддерживает как контрастную, так и фазовую фокусировку по 117 точкам. А в Sony A7R настройка резкости происходит лишь по контрастному методу. Sony объясняет такую несправедливость тем, что для правильной работы гибридного автофокуса требуется тот самый АА фильтр, которого нет у Sony A7R.
Четвертое и последнее различие кроется в частоте серийной съемки. Sony A7 способна выдать серию в полном разрешении с частотой 5 кадров в секунду и активным автофокусом. У Sony A7R это значение лишь на единицу меньше, не смотря на в полтора раза большее разрешение матрицы.
Sony RX1 критиковали за отсутствие какого бы то ни было стабилизатора изображения. В Sony A7 и А7R стабилизация картинки осуществляется благодаря объективам с маркировкой OSS, имеющим встроенный стабилизатор.
Еще одним шагом вперед стало использование процессора BIONZ X. Помимо улучшения алгоритмов шумоподавления, обработки деталей и цвета, Sony поведала о новой функции коррекции дифракционных искажений, вносимых оптикой. Вообще на оптической системе новинок стоит остановиться поподробнее. Это самый острый вопрос, который поначалу может сдерживать популярность камер. Формально, новые альфы совместимы с оптикой для NEX (байонет Е). Однако раскрыть возможности полнокадровых матриц способны лишь новые объективы с маркировкой FE. Применение оптики Sony NEX в паре с A7 и A7R означает полуторный кроп изображения или же капитальное виньетирование. Впрочем, сами камеры умеют управлять кропом автоматически. Существующие пользователи системы Sony NEX, желающие произвести апргрейд и не мириться с урезанием кадра, будут вынуждены покупать и новую FE-оптику. Пять таких объективов были представлены в ходе анонса камер — Carl Zeiss Sonnar T*FE 35 mm f/2.8 ZA, Carl Zeiss Sonnar T* FE 55 mm f/1.8 ZA, Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 24-70 mm f/4 ZA OSS и Sony FE 28-70 mm f/3.5-5.6 OSS. По планам Sony, до конца 2015 года коллекция FE оптики будет насчитывать 15 моделей.
Также компания проявила заботу о пользователях SLT-камер с байонетом А, выпустив сразу два адаптера. LA-EA3 позволяет устанавливать объективы с байонетом A на камеры А7 и A7R, а переходник LA-EA4 со встроенным полупрозрачным зеркалом дает все преимущества технологии SLT.
Быстрый затвор обеих камер умеет отрабатывать выдержки от 1/8000 с до 30 с. Выдержка также может задаваться в полностью ручном режиме (Bulb). А что касается видео, то здесь никаких сюрпризов: обе камеры способны записывать ролики в разрешении Full HD с частотой 60 полных кадров в секунду со стереозвуком в формате AVCHD. Фотоаппараты умеют записывать звук и от внешнего микрофона, программно задавать уровень громкости, а также выводить видеопоток по HDMI каналу в реальном времени. Подробно говорить о качестве съемки мы пока не будем. В нашем распоряжении есть несколько кадров, сделанных на презентации, а также набор официальных сэмплов от Sony, которые могут выглядеть получше.
А это уже официальные тестовые снимки от Sony. EXIF-данные не выдают никакого подвоха, но все же мы не будем спешить с выводами и опубликуем собственные сэмплы во время полного тестирования камеры.
Дуэт Sony A7 и A7R оснащены приемопередатчиками Wi-Fi и модулями NFC для быстрой настройки беспроводного соединения с мобильными устройствами. Sony продолжает развивать собственный сервис Play Memories, пополняя список мини-приложений, которые можно загрузить в камеру. Sony Play Memories позволяет планшету или смартфону работать в режиме удаленного видоискателя и дистанционно управлять параметрами съемки, а также копировать данные по воздуху и загружать их в социальные сети. Помимо Wi-Fi, дистанционно управлять спуском позволяет встроенный ИК-сенсор, а также возможно использование проводного пульта.
Питание камер осуществляется от батареи NP-FW50 емкостью 1080 мАч, полного заряда которой хватит на 340 снимков (по данным тестирования CIPA). Увеличить это значение вдвое позволит батарейная ручка VG-C1EM, анонсированная наряду с фотоаппаратами.
Sony Cyber-shot DSC-RX10
Как следует встряхнуть рынок суперзумов призвана еще одна продвинутая новинка — Sony Cyber-shot DSC-RX10. По большому счету, в этом сегменте давно не происходило ничего существенного. Камера является своеобразным недостающим звеном между RX100 II и RX1, а ее ближайшими конкурентами можно считать Canon PowerShot G1 X и даже Leica X Vario.
Назвать новинку компактным суперзумом на самом деле сложно. Это особенная навороченная камера с довольно внушительными габаритами, весом и массивным объективом с невысокой кратностью зума. Перед нами, по сути, компромиссная комбинация размеров сенсора, светосилы объектива и кратности зумирования. Sony RX10 предназначена в первую очередь для тех, кто желает приобрести устройство типа «все в одном», но в то же время и для тех, кто не удовлетворен качеством снимков с обычных ультразумов с сенсором формата 1/2.3".
Технические характеристики Sony Cyber-shot DSC-RX10
Класс | продвинутая компактная камера |
Матрица | Exmor R CMOS, 20 Мп, формат 1" (13,2 x 8,8 мм) |
Объектив | Carl Zeiss Vario Sonnar T* 24–200 мм F2.8 |
Формат снимков | JPEG, RAW (максимальное разрешение 5472 x 3648) |
Формат видео | MPEG-4, AVCHD (1920 х 1080, 60 fps) |
Диапазон светочувствительности | ISO 125–12800 |
Диапазон выдержек | 1/3200–30 с |
Экран | Xtra Fine LCD, диагональ — 3 дюйма, разрешение — 1 228 000 точек |
Видоискатель | электронный, разрешение 1.44 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0.7х |
Вспышка | встроенная, ведущее число 10.2 м при ISO 200 |
Wi-Fi | встроенный модуль Wi-Fi + NFC |
Память | карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/ Pro-HG Duo |
Интерфейсы | USB/AV, HDMI |
Аккумулятор | Li-Ion, NP-FW50, 1100 мАч |
Габариты и вес | 129 x 88 x 102 мм, 813 г |
Дизайн и эргономика
По своему внешнему виду Sony RX10 больше всего напоминает классический ультразум. Габариты камеры и ее вес вполне сопоставимы с размерами зеркалок. Оснащение органами управления тоже довольно богатое. Взгляните сами.
Корпус камеры имеет более плавные контуры в сравнении с А7 и также выполнен из магниевого сплава. Передняя панель содержит скошенную сверху рукоятку с размещенными на ней кнопкой спуска, кольцом управления зумом и рычажком включения питания. Справа от объектива находится переключатель режимов фокусировки. Рукоятка и обе боковых панелей также прорезинены.
Верхняя панель содержит селектор режимов съемки, встроенную вспышку и «горячий башмак», блок видоискателя и пару отверстий стереомикрофона. Но главной неожиданностью здесь стал дополнительный монохромный ЖК дисплей, присутствующий исключительно в профессиональных зеркальных камерах. Справа от него имеется диск экспокоррекции и одна программируемая клавиша.
Заднюю панель также легко спутать с панелью DSLR камеры. Помимо глазка видоискателя и наклонного дисплея здесь расположено колесико управления, навипад с центральной клавишей ввода, кнопки входа в меню и режим просмотра, кнопка быстрого старта видеосъемки, блокиратор экспозиции, клавиша удаления снимков и многофункциональная клавиша Fn.
Как и Sony A7, RX10 оснащается сокетами для подключения внешнего стереомикрофона и наушников. Похоже, на таких мелочах решили не экономить и оснастили камеру по максимуму. Отсек для карты памяти вынесен отдельно на правую боковину, а не совмещен с батарейным отделением.
Дисплей, видоискатель
Дисплей Sony RX10 имеет диагональ 3 дюйма и разрешение 1 228 000 точек, но не поддерживает сенсорный ввод. Как и в Sony A7, предусмотрено 5 ступеней регулировки яркости и специальный режим для съемки на солнце. Наклонный механизм позволяет размещать экран под углом 85 градуса вверх и 45 градусов вниз.
А вот видоискатель оказался не так хорош в сравнении с Sony A7. Разрешение его матрицы почти вдвоем меньше и составляет 1.44 млн. точек. Интерфейс управления отлично проработан и легко перенастраивается — шесть клавиш являются перепрограммируемыми.
Функциональные возможности
20-мегапиксельный Exmor R CMOS сенсор формата 1”, на базе которого построена Sony RX10, уже использовался в компакте Sony RX100 II и отлично там себя зарекомендовал. Однако предел настройки чувствительности матрицы был изменен с ISO 160-25600 у Sony RX100 II на ISO 125-12800. Процессор камера получила тот же, что и фуллфреймы A7 и A7R. Он не только мощнее чипа предыдущего поколения, но и содержит ряд новых фишек, таких как переработанный алгоритм шумоподавления и функцию коррекции дифракционных искажений. Частота серийной съемки составляет 10 кадров в секунду в полном разрешении с непрерывной автофокусировкой.
С системой контрастной автофокусировки связано еще одно важное улучшение. А именно — новый гибридный мотор. О нем Sony отдельно поведала в ходе презентации камеры. Стандартный ультразвуковой мотор дополняется новым пьезоэлектрическим актуатором, который позволяет управлять движением линз более быстро и главное более точно. Принцип фокусировки по контрасту основан на многократном перемещении линз и их остановкой в нужный момент как раз и занимается актуатор. Высокая частота серийной съемки и быстрая автофокусировка очень пригодятся при съемке спортивных состязаний и прочих динамичных сцен. А вообще, было бы интересно сравнить системы контрастной автофокусировки Sony и Panasonic.
Основной фишкой фотоаппарата является несменный зум-объектив Carl Zeiss Vario Sonnar T* 24-200 мм с постоянной шириной диафрагмы F2.8 во всем диапазоне зумирования. Сам диапазон, конечно, не столь велик, как у классических ультразумов, но здесь была сделана ставка именно на качество изображения. Объектив содержит два управляющих кольца — для зумирования и ручной фокусировки, а также для ручной установки значения диафрагмы. При этом изменение диафрагмы может осуществляться бесшумно (удобно во время видеозаписи) либо с характерными щелчками. Объектив снабжен нейтральным светофильтром снижающим экспозицию на три стопа.
Новый процессор BIONZ X особенно здорово проявляет себя при съемке видео. Видео записывается в Full HD с частотой 60 кадров в секунду с прогрессивной разверткой и битрейтом 28 Мб/с. Как уже упоминалось, для записи звука может использоваться внешний стереомикрофон. Но главным нововведением следует считать использование всей площади сенсора для захвата одного кадра в полном разрешении и аппаратном преобразовании в видеофрейм с разрешением 1920х1080 пикселей. Видео может выводиться напрямую через HDMI интерфейс в режиме реального времени.
Беспроводные возможности точно такие же, как и у Sony A7/A7R. Более подробно мы исследуем их в ходе полноценного тестирования.
Предварительные выводы
Во-первых, фуллфреймы становятся доступнее и компактнее. Это хорошая новость для тех, кто не хотел бы покупать зеркалку, но не имел по сути никакой альтернативы. В следующем году можно ожидать массового выхода подобных решений и от конкурентов. А в этом году чем-то похожим нас порадует еще и Nikon. По крайней мере, слухов о компактом фулл-фрейме становится все больше.
Во-вторых, надо признать, что недостаточно просто выпустить full frame аппарат с байонетом Е. Нужно также обеспечить достойный выбор соответствующей оптики. У Canon и Nikon есть что предложить пользователям, при этом цена на некоторые объективы очень демократична. Стоит ли ждать доступной FE-оптики от Sony — большой вопрос. Сами же камеры (A7 и A7R) оценены вполне адекватно. Младшая модель будет стоить 59 900 рублей за комплект без объектива и 71 900 — за комплект с объективом 28-70/2.8. Sony A7R без объектива будет стоить 83 900. И это значительно меньше суммы, которую просили за RX1 и RX1R.
Что касается Sony RX10, то новичок смотрится довольно интересно и многообещающе. Это дорогая, но максимально универсальная камера. Sony сэкономила лишь на видоискателе, но в остальном оснастила фотоаппарат всем самым современным. Но стоит заметить, что до сих пор никому еще не удавалось создать единую камеру под запросы абсолютного большинства — компактную, со светосильным зум-объективом и крупным сенсором. RX10 поступит в продажу одновременно с A7 и A7R, в начале декабря, и будет стоить 49 900 рублей.