Полный кадр без зеркала. Обзор камеры Sony Alpha A7
Главной чертой Sony всегда была и остается инновационность. С этим трудно поспорить, особенно если вспомнить эпоху появления видеомагнитофонов и кассетных плееров. Порой компания создавала совершенно новые рынки, предвосхищая потребности пользователей. А если и выходила на устоявшиеся рынки, то со своим уникальным видением вещей. Именно так случилось с фотокамерами. Как известно, Sony приобрела компанию Koniсa Minolta, так что сегодняшний успех имеет под собой прочную основу.
До появления пары Sony Alpha A7/A7R выбор доступных фуллфреймов ограничивался по сути, классическими зеркалками от Nikon и Canon. Таким образом, Sony взяла последний рубеж, создав полнокадровую беззеркалку. До сих пор в системных фотоаппаратах использовались сенсоры с различной степенью кропа. Что ж, давайте посмотрим, какую альтернативу классике предложила Sony и чем привлекательна Alpha A7 для продвинутых любителей.
Технические характеристики, комплектация
Sony Alpha A7 | Nikon D610 | Canon EOS 6D | |
Класс | полнокадровая системная камера | полнокадровая зеркальная камера | полнокадровая зеркальная камера |
Матрица | Exmor CMOS, 24 Мп, Full Frame (35.8 x 23,9 мм) | CMOS, 24 Мп, Full Frame (35,9 x 24 мм) | CMOS, 20 Мп, Full Frame (36 x 24 мм) |
Байонет | Sony E | Nikon F | Canon EF |
Формат снимков | JPEG, RAW (максимальное разрешение 6000x4000) | JPEG, RAW (максимальное разрешение 6016x4016) | JPEG, RAW (максимальное разрешение 5472x3648) |
Формат видео | MPEG-4, AVCHD (1920x1080/60p) | MPEG4, H.264 (1920х1080/30p) | H.264 (1920х1080/30p) |
Диапазон светочувствительности | ISO 100 — 25600 | ISO 100 — 25600 | ISO 100 — 102400 |
Диапазон выдержек | 1/8000–30 с | 1/4000–30 с | 1/4000–30 с |
Экран | LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3”, разрешение — 921 600 точек | LCD, фиксированная конструкция, диагональ — 3,2”, разрешение — 921 600 точек | LCD, фиксированная конструкция, диагональ — 3”, разрешение — 1 040 000 точек |
Видоискатель | электронный, разрешение — 2,36 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,71х | оптический (пентапризма), 100% покрытие кадра, увеличение 0,7x | оптический (пентапризма), 97% покрытие кадра, увеличение 0,71x |
Вспышка | нет | встроенная, ведущее число 12 м при ISO 100 | нет |
Wi-Fi | встроенный модуль Wi-Fi + NFC | нет | встроенный модуль Wi-Fi |
Память | карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/Pro-HGDuo | карты SD/SDHC/SDXC, 2 слота | карты SD/SDHC/SDXC |
Интерфейсы | USB/AV, HDMI | USB/AV, HDMI | USB/AV, HDMI, GPS |
Аккумулятор | Li-Ion, NP-FW50, 1100 мАч | Li-ion, EN-EL15, 1900мАч | Li-Ion,LP-E6, 1260 мАч |
Габариты и масса | 127 x 94 x 48 мм, 474 г | 141 x 113 x 82мм, 850 г | 145 x 111 x 71 мм, 770 г |
Sony Alpha A7 поставляется вместе с аккумулятором и сетевым адаптером, USB кабелем, заглушкой для байонета, наглазником видоискателя, наплечным ремешком, диском с софтом и инструкцией пользователя. В продаже имеется две опции — без объектива и с бюджетным зумом FE 28-70 mm F3.5-5.6 OSS. Правда, к нам на тестирование камера попала только в комплекте с зарядным устройством.
Sony также предлагает широкий выбор аксессуаров, не хуже чем у производителей зеркалок. «Прокачать» камеру можно докупив внешнюю вспышку или видеоосветитель, батарейную ручку, устройство для зарядки батареи от сети вне камеры, кожаный чехол, переходники под практически любой тип сторонней оптики и многое другое. Выбор фирменной оптики пока невелик, но такая ситуация характерна для любой линейки камер на стадии запуска.
Дизайн, эргономика
Внешность Sony Alpha A7 можно охарактеризовать как неброскую, строгую и сдержанную. В данном случае основной упор делался на компактность и практичность, нежели на эстетику. Искателям ретроизящества лучше смотреть в сторону Fujifilm X-E2 и Nikon Df. При создании корпуса Sony A7 за основу был взят карманный фуллфрейм RX1 — многие детали явно указывают на это. Шасси корпуса выполнено из магниевого сплава, но внешние панели пластиковые. В этом заключается одно из отличий от более дорогой Alpha A7R.
Без объектива камера кажется достаточно легкой — 474 грамма вместе с батареей и картой памяти. Впрочем, вместе с оптикой вес доходит до семисот грамм, что уже достаточно ощутимо. Сама по себе камера очень компактна и практически умещается на ладони, но с комплектным зум-объективом 24-70 мм мы получим отнюдь не карманную систему. К качеству сборки претензий нет. Прочный пластик, приятное резиновое покрытие рукоятки, отсутствие люфтов и прочих неприятностей — вполне ожидаемо для флагмана. Sony Alpha A7 защищена от попадания пыли и влаги, но проверять ее в экстремальных условиях не стоит. А вот спокойно закончить съемку во время внезапно начавшегося дождика можно будет без опаски. Цвет камеры для выбран классический, черный. Других вариаций пока не предусматривается. Все камеры Alpha с полупрозрачным зеркалом тоже исключительно черные, а вот беззеркалки NEX выпускались в черной, серебристой и белой расцветках корпуса.
Глядя на камеру спереди можно заметить выступающую прорезиненную рукоятку, которой так недоставало Sony RX1/RX1R. Хват достаточно удобный и уверенный благодаря анатомической впадине для среднего пальца и небольшому углублению для безымянного и мизинца. В нижней половине рукоятки имеется окошко инфракрасного датчика, а верхний скос рукоятки вмещает в себя передний скроллер. Именно эта часть корпуса заслужила неудовлетворительные отзывы. Положение скроллера оказалось слишком неудобным для управления указательным пальцем. В сантиметре от скроллера расположен диод подсветки автофокуса, также играющий роль индикатора при съемке с таймером. Байонет обрамлен медным кольцом шириной в несколько миллиметров, как и у Sony RX1 и других камер серии Alpha.
Если вы знакомы с Sony RX1, то сразу заметите сильное сходство в расположении органов управления на верхней панели. В правой ее половине скомпонованы кнопка спуска с выключателем питания, барабан ввода экспокоррекции и десятипозиционный селектор режимов съемки. Кнопка спуска сплошная, без резьбы для подключения тросика. В Sony RX1, напомним, такая возможность была. Кнопка С1 является перепрограммируемой и по умолчанию отвечает за выбор точки фокусировки. Вершина блока видоискателя занята стандартным разъемом для подключения внешней вспышки, который закрыт пластиковой заглушкой. На боковинах псевдопентапризмы можно заметить пару отверстий стереомикрофона.
Задняя панель сдобрена всевозможной «механикой», не уступая в этом зеркальным камерам. Основные органы управления расположены справа от дисплея, имеющего наклонную конструкцию. Для удобства удержания камеры предусмотрен прорезиненный выступ для большого пальца. Это не просто выступ, а цельная накладка, переходящая в отсек для карты памяти. На ребре утоплена кнопка старта видеозаписи. Нажимать ее довольно неудобно, зато случайные нажатия исключены. Слева и справа от видоискателя лежат клавиши входа в меню и масштабирования. Задний скроллер имеет такую же форму, что и передний, однако в манипулировании он более удобен. Именно он по умолчанию отвечает за установку диафрагмы. Остальное место равномерно занимают рычажок переключения режимов фокусировки и блокиратор экспозиции, диск навигации с кнопкой ввода и клавиши входа в режим просмотра, удаления снимков и запуска быстрого меню.
На левой боковине находится два отсека с разъемами для внешних подключений. Верхний отсек содержит гнезда 3,5 мм для подключения микрофона и наушников, а нижний скрывает разъемы micro USB и micro HDMI.
Противоположная боковина содержит еще один отсек. Слот для карт памяти располагается здесь перпендикулярно задней стенке камеры, то есть совершенно нетрадиционно. Впрочем, никакого дискомфорта при этом не ощущается. В этой же части скрыты модули Wi-Fi и NFC.
Снизу находится батарейное отделение и резьба для крепления фотоаппарата на штатив. Платформа штатива при этом не помешает открытию отсека для быстрой смены аккумулятора. Сам аккумулятор заряжается непосредственно через USB вход и доставать его из отсека не придется вовсе. Впрочем, в продаже имеется отдельно сетевое зарядное, чтобы заряжать батарею даже вне камеры. Если вы планируете покупку запасной батареи, то есть смысл приобрести и такое зарядное. Кстати, камера отображает заряд батареи в процентах, что гораздо более информативно, чем обычная трехсегментная индикация. О ресурсе штатной батареи мы поговорим ниже.
Экран, видоискатель, интерфейс
Sony оснастила пару фуллфреймов идентичными дисплеями Xtra Fine LCD с разрешением 921 600 точек и диагональю три дюйма. Как и в большинстве камер Sony, сенсорное управление отсутствует и точку фокусировки приходится задавать вращением переднего и заднего скроллеров. Настройки дисплея позволяют регулировать яркость и даже качество выводимой картинки. При ярком освещении дислпей блекнет, но не теряет читабельности. Конструкция позволяет наклонять экран практически на 90 градусов вверх и 45 градусов вниз.
Информация на дисплей выводится в различном виде. К примеру, можно вывести лишь уровень горизонта либо заменить «живую» картинку таблицей с большинством основных установок съемки. В настройках камеры можно даже разрешить вывод так называемой «зебры», отмечающей зоны пересвета с помощью черных и белых полос. Детальнее ознакомиться с информационными экранами можно на приведенных ниже скриншотах.
Электронный видоискатель, судя по всему, был заимствован у камер NEX-6 и SLT-A99. Те же 2,36 миллиона точек разрешения, та же степень увеличения и стопроцентное покрытие кадра. Частота обновления картинки в видоискателе составляет 60 кадров в секунду, поэтому глаз чувствует себя вполне комфортно даже при длительной работе. В видоискатель выводится вся та же информация, что и на дисплей. Он отлично зарекомендовал себя на ярких сценах, выдавая естественную картинку. Однако, если закрыть объектив крышкой, то в видоискателе явно заметны шумы в виде цветных точек по всему кадру, которые не проявляют себя на дисплее камеры.
Sony A7 порадует профессионалов возможностью гибкой настройки множества клавиш. Перепрограммируемых кнопок здесь девять, а число различных функций достигает 47. Быстрое меню представляет собой двухрядную таблицу из шести пунктов в каждом ряду. Меню отображается внизу дисплея, а не по бокам, как в других камерах Sony. Состав пунктов меню также может быть перенастроен. Селектор режимов предлагает два пункта с предустановленными настройками съемки, так называемые Memory Recall. Кстати, у Sony RX1 таких пунктов было три. Практически все меню выдержанно в строгой черно-белой гамме. Оранжевым цветом подсвечиваются лишь активные в данный момент пункты. Привыкнуть к расположению той или иной информации на дисплее и схеме управления можно буквально за один день. Кстати, для тех кто переходит на полный кадр с беззеркалок NEX есть возможность оставить привычный вид основного меню.
Функциональные возможности
В Alpha A7 используется один из лучших на сегодняшний день полнокадровых сенсоров собственной разработки Sony. Эта же 24-мегапиксельная матрица была задействована при производстве фуллфреймов Sony RX1 и SLT-A99. Однако в нашем случае сенсор был доработан — появилась возможность гибридной фокусировки. Чувствительность матрицы устанавливается в пределах от ISO 100 до ISO 25600 для Auto ISO, однако этот диапазон можно расширить вручную вниз до ISO 50. При ручном подборе также доступны значения ISO 64 и ISO 80. А вот пункта с установкой минимально допустимой выдержки мы не нашли. И вообще, камера склонна выставлять более длинную выдержку вместо безопасного увеличения ISO.
Sony Alpha A7 работает под управлением новейшего процессора BIONZ X, по традиции не имеющего явной маркировки поколения. Чип стал еще лучше, чем прежде, по крайней мере по части подавления эффекта дифракции и обработки мелких деталей изображений. А вот в плане скорострельности и быстроты включения/выключения камера рекордов не ставит и, скорее всего, весь потенциал нового процессора не использует.
Одно из главных отличий Sony Alpha A7 от старшей сестры-близнеца A7R кроется в системе фокусировки. Сенсор «семерки» содержит 117 точек фазовой фокусировки в дополнение к 25 точкам контрастного автофокуса. Фазовая фокусировка работает как для съемки фото, так и для видео при использовании соответствующего объектива. Фазовая фокусировка будет работать даже с объективами для NEX, хотя число точек упадет при этом до 99. Прирост скорости фокусировки в сравнении с RX1 очевиден, но все же, в некоторых ситуациях автоматика «думает» слишком долго, особенно это касается условий слабой освещенности. Со старыми объективами придется полагаться только на ручную фокусировку, но здесь придет на помощь увеличение кадра в 5, 9 и 12 раз, а также функция focus peaking, которая в камерах Sony реализована отлично. А вот выбор точки фокусировки реализован в Sony A7 не самым удобным образом. Джойстик в зеркалках гораздо лучше подходит для этих целей, чем два независимых скроллера у Sony A7.
Затвор фокального типа отрабатывает выдержки от 1/8000 с до 30 с, а в режиме полностью ручной экспозиции доступна и произвольная выдержка Bulb. При этом передняя шторка затвора может быть как электронной, так и механической. Это настраивается в меню камеры. В случае использования электронной передней шторки камера издает более тихий звук щелчка, в отличие от А7R, у которой затвор исключительно механический. Кроме того, электронная шторка позволяет использовать вспышку на выдержках вплоть до 1/250 с.
Замер экспозиции в беззеркалках осуществляется силами самого сенсора, а не отдельного RGB-датчика, как у зеркальных камер. У Sony A7 для этого выделено 1200 зон замера. Замерять экспозицию по выбранной точке фокусировки нельзя. Всего предлагается три классических типа замера — матричный, центрально-взвешенный и точечный.
Камера не отличается скоростью включения — на это уходит около полутора секунд, а выключается чуть менее чем за секунду. Частота серийной съемки составляет 2,5 кадра в секунду с непрерывно работающим автофокусом и 5 кадров за секунду с фиксированным по первому кадру. Как репортажный инструмент камеру рассматривать все же не стоит. Если снимать серии все же придется, то за глубину буфера можно не волноваться. Камера способна разместить в буфере 30 кадров в RAW, а для JPEG он практически бесконечен, лишь бы карта памяти поддерживала высокую скорость записи.
Для камеры, которую вероятно будут активно использовать со сторонней, в том числе старой, оптикой актуален вопрос стабилизации изображения. Однако в Sony Alpha A7 стабилизации сенсора не предусмотрено. Система стабилизации Optical Steady Shot (маркировка OSS на объективе) встроена в ряд фирменных объективов и работает как для съемки фото, так и видео.
Sony Alpha A7 предлагает базовый набор режимов съемки, знакомый нам по многим предыдущим разработкам. Помимо стандартных режимов PASM, предлагается съемка HDR, режим Hand-held Twilight, многокадровое шумоподавление, а также набор из 16 художественных стилей и 13 фильтров. Интервальная съемка и мультиэкспозиция доступны при загрузке соответствующего платного мини-приложения из Sony Play Memories.
Wi-Fi в беззеркалках Sony появился полтора года назад с выпуском NEX-5R и с тех пор серьезных дополнений беспроводные возможности не получили. Связь камеры с устройствами под управлением ОС Android может устанавливаться как традиционным способом с помощью ввода пароля сети, так и в одно касание, благодаря NFC. Копирование файлов с камеры в память смартфона, загрузка в социальные сети, дистанционное управление съемкой возможны посредством бесплатного мобильного приложения Play Memories Mobile. Wi-Fi модуль пригодится также для загрузки мини-приложений, расширяющих функционал камеры. Часть приложений можно загрузить бесплатно, но самые интересные функции вроде time lapse остаются платными. Кстати, загрузить приложения можно и через ПК при помощи USB кабеля.
Новая полнокадровая система построена на базе старого байонета Sony Е. Однако, объективы для серии NEX работают на фуллфрейме лишь в режиме полуторного кропа, либо с сильным виньетированием. Разрешающая способность оптики для NEX также не позволяет раскрыть всего потенциала сенсора, поэтому специально для A7/A7R Sony подготовила серию объективов с маркировкой FE. На сегодняшний день доступно четыре таких объектива — китовый зум FE 28-70 mm F 3.5-5.6 OSS, два фикса FE 35 mm F 2.8 ZA и фикс FE 55 mm F1.8 ZA, а также высококлассный зум-объектив зум FE 24-70 mm F4 ZA OSS. Телефотообъектив 70-200 мм F4 появится уже в апреле.
Тестовые снимки, автономная работа
Сенсоры Sony уже несколько лет кряду демонстрируют превосходное качество картинки на высоких значениях ISO. Впрочем, как вы знаете, уровень шумов сильно зависит от физических размеров матрицы. Так что при прочих равных full frame сенсор проявит себя заметно лучше, чем APS-C. Мы отсняли тестовую сцену во всем диапазоне чувствительности и результат очень порадовал.
В пределах ISO 50 — ISO 3200 шума практически нет. ISO 12800 приносит уже заметное снижение детализации, однако динамический дипазон остается достаточно широким. Даже максимальная чувствительность не делает картинку непригодной для работы. Кадры, сделанные при ISO 25600 вполне пригодны для обработки, публикации и для печати большим форматом. Снимки, сделанные в сумерках на улице в этом плане более показательны — им мы приведем чуть ниже — там шум заметен чуть сильнее. Во всех случаях речь идет исключительно о формате JPEG. Формат RAW (расширение ARW) даст больший простор для устранения шумов в Adobe Photoshop или Lightroom.
Самыми сильными сторонами Sony A7 являются потрясающее качество изображения, низкие шумы и отличная передача цвета. Отчасти ради этого люди и переходят на полный кадр. Камера выставляет адекватную экспозицию, но ее недостатком является зацикленность на выдержке 1/60 с. В этом довольно легко убедиться, поснимав в режиме Auto ISO. Выдержка 1/100 секунды даст больше уверенности в результате, чем 1/60 с. Но, конечно, поддерживается полностью ручная экспозиция, оптическая стабилизация изображения, а также фазовая фокусировка.
Стоит также учитывать чрезвычайно малую глубину резкости, которую способен дать фуллфрейм со светосильной оптикой. Для неопытных фотографов этот нюанс является частой причиной неудачных снимков.
Видео записывается в разрешении Full HD с частотой 60 полных кадров в секунду. Для записи звука есть встроенный микрофон, а также гнездо для подключения профессионального внешнего стереомикрофона. Камера предлагает 32 ступени регулировки громкости звукозаписи и индикацию уровня по левому и правому каналам на дисплее.
Аккумулятор NP-FW50 неоднократно использовался в беззеркалках Sony NEX и немного неожиданно было увидеть его и в высококлассной A7. Его полного заряда хватит приблизительно на 400 кадров не злоупотребляя передачей данных по Wi-Fi. Такой результат не позволяет сравнивать камеру с полупрофессиональными зеркалками с ресурсом батареи порядка 1000 кадров. Пожалуй, проще всего будет докупить «запаску».
Конкуренты
Важно понимать, что прямых конкурентов у Sony Alpha A7 нет. Так что мы рассмотрим две полнокадровые зеркалки и одну беззеркалку с APS-C сенсором и прекрасной картинкой на высоких ISO.
Canon EOS 6D
Canon EOS 6D предлагает классический полный кадр и разрешение 20 мегапикселей. Камера содержит вспомогательный дисплей на верхней панели, встроенные модули Wi-Fi и GPS, а ее классический корпус из магниевого сплава снабжен погодной защитой.
В то же время, фазовая автофокусировка производится лишь по 11 точкам, при этом только одна из них является крестообразной. Вспышка отсутствует, а беспроводные функции заметно слабее, нежели у Sony A7.
Nikon D610
Nikon D610 — классическая полнокадровая зеркалка со своими характерными плюсами и минусами, напрямую конкурирующая с Canon EOS 6D. В числе первых — оптический видоискатель, большой ресурс батареи, быстрый фазовый автофокус с джойстиком задания точки фокусировки, два слота для карты памяти и наличие мощной встроенной вспышки.
Кроме того, Nikon предлагает богатейший парк оптики. К недостаткам можно причислить крупные габариты камеры, отсутствие Wi-Fi модуля и жестко фиксированную конструкцию дисплея.
Читайте также: Вынужденное обновление. Обзор зеркальной камеры Nikon D610
Fujifilm X-E2
Fujifilm X-E2 играет на поле APS-C формата, но может составить конкуренцию и полному кадру. Это самая продвинутая беззеркалка Fujifilm на сегодняшний день. Она несколько компактнее Sony A7 и к тому же выполнена в стиле ретро. 16-мегапиксельный сенсор выполнен по фирменной технологии X-Trans CMOS II, что подразумевает наличие точке фазовой фокусировки. Кроме того, матрица лишена низкочастотного фильтра.
Корпус камеры не имеет погодной защиты, зато фотоаппарат может похвастаться наличием встроенной вспышки, более высокой частотой серийной съемки и функциями мультиэкспозиции и интервальной съемки в числе стандартных.
Читайте также: Удачный апгрейд. Обзор беззеркальной камеры Fujifilm X-E2
Выводы
Sony Alpha A7 — очень серьезный инструмент для взыскательного фотографа. Потенциала этой камеры хватит на несколько лет вперед, даже в случае выхода обновления. Она не такая компактная, как Sony RX1/RX1R, однако стоит дешевле и предлагает возможность использования сменной оптикой.
Однако сравнивать A7 с полнокадровыми зеркальными камерами довольно сложно. Nikon D610 и Canon EOS 6D работают гораздо быстрее, что важно в репортажной съемки. Вряд ли кто-либо перейдет с полнокадровой зеркалки на беззеркалку, однако в роли замены кропнутой системной камеры Alpha А7 смотрится превосходно. Оптики пока мало, но в течение двух лет Sony пополнит комплект несколькими светосильными фиксами и парой зум-объективов с постоянной светосилой. Ну и, конечно, стоит ожидать выхода полнокадровой оптики от Zeiss, Sigma и прочих производителей.
Sony Alpha A7 — выбор редакции ferra.ru.