Опубликовано 29 ноября 2007, 00:30

На заметку любознательным и экономным: пытаемся достичь качественного многоканального звука в домашнем кинотеатре на базе HTPC, уложившись в 10 000 рублей

У вас есть небольшая комната, есть HTPC в качестве универсального источника, но не устраивает качество звука 5.1-наборов активной мультимедиаакустики? Почему бы не укомплектовать систему альтернативным способом? Путь этот непрост – слишком много нюансов, компромиссов и «но», однако он позволяет достичь отличных результатов, учитывая скромные финансовые вложения. И паяльником орудовать не придётся.
На заметку любознательным и экономным: пытаемся достичь качественного многоканального звука в домашнем кинотеатре на базе HTPC, уложившись в 10 000 рублей
Альтернативный способ создания многоканального аудиотракта в системе на базе HTPC

Альтернативный способ создания многоканального аудиотракта в системе на базе HTPC

Альтернативный способ создания многоканального аудиотракта в системе на базе HTPC

Альтернативный способ создания многоканального аудиотракта в системе на базе HTPC

Идея создать аудиотракт ДК таким образом, чтобы по качеству звука он превосходил все известные мультимедиакомплекты 5.1, но при этом по цене существенно уступал даже недорогой связке «ресивер + акустика», владеет умами многих. Как сделать сверхбюджетную инсталляцию, выиграв в качестве звука? Это вполне реально. Причём суммарные затраты в 10 000 рублей на всю систему в данном случае – не мистика.

Но для начала проведём отсев аудитории. Как известно, любая попытка сделать что-то хорошо и при этом сэкономить, проявив немного фантазии и трудолюбия, не всеми воспринимается положительно. Одни пренебрежительно называют энтузиастов самопальщиками и скупердяями, другие вообще не задумываются над этим вопросом, рассуждая по принципу «зачем мне грузить мозг ерундой, когда проще прийти в магазин, заплатить консультантам – и мне поставят приличное оборудование». Соответственно, таким гражданам данная статья будет не только неинтересна, но даже может вызвать раздражение и насмешки. Тем же, кто готов совершать более сложные действия, чем открывание толстого портмоне (при его наличии, разумеется), имеет смысл остаться на этой страничке. Цель материала – разобраться в ситуации на рынке недорогих акустических систем для домашнего кинотеатра на базе HTPC. Действительно ли может быть либо «плохо, но дёшево», либо «хорошо, но дорого»? И почему мы сделали оговорку про HTPC? Всё очень просто. Поскольку речь пойдёт о совсем скромных суммах (для ровного счёта взяли 10 000 рублей, хотя не исключены и меньшие сметы), при комплектации многоканальной системы рассматриваться будет преимущественно активная мультимедийная акустика определённого класса – и это не готовые многоканальные системы. Для полноценной работы любой из приведённых ниже подборок потребуется декодер многоканального звука и соответствующий аналоговый выход, к которому эта акустика будет подключена. Тем и другим располагает HTPC. Покупать отдельный аппаратный декодер смысла не имеет: дешёвых моделей не существует, а любая более-менее приличная перевесит по стоимости весь комплект акустики вместе с сабвуфером, перечеркнув все старания по оптимизации затрат. AV-ресивер для нашей цели – «сделать хорошо и задёшево» – тоже не подходит: в аппаратах начального уровня нет многоканального выхода предусилителя, а значит, нет и возможности подключения активных колонок. А даже если выход и был бы – что толку? Использовать ресивер лишь как аудиопроцессор-предусилитель, проигнорировав наличие встроенных усилителей мощности и, соответственно, переплатив? Нерационально. И опасно: если решился на недорогой ресивер, захочешь и акустику взять «чуть получше». Ценовая планка поползёт всё выше и выше, и вот уже оглянуться не успеете, как набежит сумма, которую не ждали. Но раз уж мы взялись за максимально экономичный вариант, оставим фантазии. Оптимальный источник в нашей ситуации – HTPC. Впрочем, ещё как вариант может рассматриваться DVD-проигрыватель со встроенным декодером Dolby Digital/DTS, имеющим настройки не только громкости каналов, но и желательно задержек. Важно также, чтобы с пульта DVD-плеера можно было осуществлять общую регулировку громкости. С HTPC в этом плане проблем нет – регулировка может быть программная.

Причины

Хотелось бы сказать несколько слов о том, что вообще побудило нас взяться за написание этой статьи: банальное желание достичь максимального качества звука за минимальные деньги. Многие люди, создающие небольшие домашние кинотеатры, по разным причинам предпочитают использовать доступные решения. Кто-то – из-за невозможности позволить себе полноценную систему Hi-Fi. Кто-то – из-за нежелания вкладывать значительные суммы в комплекс, который будет использоваться для эпизодического просмотра кино после работы и в выходные. Отслушав множество активных комплектов 5.1, среди которых были и фавориты рынка – Edifier S5.1, Microlab H-500 и Sven HA-1410, ваш покорный слуга так и не нашёл тот, который бы удовлетворял по звучанию если не полностью, то хотя бы по большей части. Спору нет, в своей ценовой категории они обеспечивают объективный максимум, который доступен сегодня системам этого класса. Вот только активные колонки 2.0 ценой полторы тысячи рублей в режиме стерео звучат намного чище и более сбалансированно, нежели комплект ценой 7 500 рублей. Пусть и без раскатистого баса, но на средних и высоких частотах качественный разрыв слишком велик, чтобы его игнорировать. Подобная расстановка сил наблюдается при сравнении любой пары приличных активных колонок 2.0 с любым многоканальным мультимедиакомплектом, поэтому является не случайностью, а закономерностью – не только на музыкальных программах, но и при воспроизведении кинотеатральных саундтреков. Да, у готовой многоканальной системы есть явные преимущества: она имеет централизованное управление, удобную коммутацию и для работы требует всего одну электрическую розетку. Но такие ли уж это стратегические плюсы, чтобы отказаться от заманчивой возможности построить домашний кинотеатр с почти «взрослым» звучанием, заплатив весьма и весьма скромную сумму?

С точки зрения качества звучания искомое находится ближе к Hi-Fi, при этом по цене лишь немного проигрывает мультимедиа

С точки зрения качества звучания искомое находится ближе к Hi-Fi, при этом по цене лишь немного проигрывает мультимедиа

С точки зрения качества звучания искомое находится ближе к Hi-Fi, при этом по цене лишь немного проигрывает мультимедиа

С точки зрения качества звучания искомое находится ближе к Hi-Fi, при этом по цене лишь немного проигрывает мультимедиа

Концепция

Решение напрашивается само: создать аудиотракт домашнего кинотеатра не из готового набора 5.1, а из отдельных активных колонок 2.0 и сабвуфера. Теперь вы понимаете, почему так необходимы встроенный декодер, многоканальный выход и централизованная регулировка громкости на источнике? Ведь общей «крутилки» у всех этих колонок не будет – каждая пара, по сути, независима. И единственным связующим звеном будет источник, с которого всё и будет «рулиться».

Схематически всё будет выглядеть следующим образом:

Схема взаимодействия компонентов в аудиотракте ДК

Схема взаимодействия компонентов в аудиотракте ДК

Схема взаимодействия компонентов в аудиотракте ДК

Схема взаимодействия компонентов в аудиотракте ДК

Что нам нужно, помимо источника (HTPC или DVD-плеера с декодером и регулировкой громкости)?

  • Пара крупных фронтальных АС 2.0 (активных).
  • Пара среднеразмерных тыловых АС 2.0 (активных).
  • Пара крупных АС в качестве центрального спикера. Они обычно аналогичны фронтальным, но используется только одна колонка – в которой установлен усилитель. Ведомая АС (пассивная) отправляется на антресоль.
  • Сабвуфер (активный, начальный Hi-Fi).
  • Комплект соединительных проводов для передачи сигнала от источника колонкам В случае, если усилитель установлен в корпусах АС, кабели должны быть максимально качественными, чтобы при большой длине и малом уровне сигнала «поймать» минимум наводок. Рекомендуется использовать профессиональные провода, так называемые инструментальные. Если усилитель колонок находится в выносном блоке (в нашем случае это только Microlab серии Pro), то сигнальные кабели можно сделать предельно короткими (в этом случае их качество не будет иметь значения, сгодятся и комплектные «шнурки»), а трассу проложить за счёт увеличения длины акустического кабеля.
  • Четыре свободные розетки 220 В (помимо тех, что используются для нужд ТВ, источника и другой техники). Три – в районе телевизора, одна – позади слушателей.

В качестве сателлитных колонок многоканальной системы желательно использовать добротные мультимедийные АС 2.0 одного модельного ряда – для совпадения тонального баланса и общего характера звучания. А вот сабвуфер придётся брать класса Hi-Fi. Дело в том, что среди мультимедиамоделей отдельных сабвуферов не так много в принципе, а те, что есть, качеством звучания не блещут. К счастью, найти неплохой и не слишком дорогой басовик среди хай-фая начального уровня не составляет труда.

Ниже представлены подобранные нами комплекты. Разумеется, свет клином на перечисленных моделях не сошёлся – можно поэкспериментировать и с другими. Делать это лучше путём прослушивания колонок в тихом магазине или у друзей. И не обязательно в многоканальном режиме – достаточно стерео. Все комплекты могут «обслужить» помещение площадью максимум до 18 м2 с учётом создаваемого звукового давления (правда, придётся брать несколько более мощный сабвуфер), но рекомендуется использовать их в комнатах (или озвучиваемых зонах) площадью 10-15 м2. В этом случае уровень громкости будет достаточным для большинства ситуаций даже при использовании недорогого низкочастотного звена. Во всех случаях расстояние от слушателей до фронтальных АС не должно превышать 3 м (оптимально 1,5-2,5 м), поскольку динамики мультимедиаколонок обычно ориентированы на работу в ближнем поле. Комплекты №1-3 – решения, обладающие предельно «вкусным» сочетанием цены и качества (звучания). Комплекты 4 и 5 дороже, звучат ещё лучше, но тут уже встаёт вопрос о целесообразности: велик соблазн добавить еще 6-7 тысяч рублей и купить AV-ресивер с комплектом пассивных АС и всё тем же активным сабвуфером. С точки зрения качества звука этот вариант едва ли будет лучше, чем набор №4 или №5, однако будет мощнее и, главное, удобнее в управлении, поскольку появится и общий регулятор громкости, и пульт, и декодер будет уже встроенный в ресивер, а не в источник, что позволит подключать несколько аппаратов к такому аудиотракту. Поэтому в контексте основной задачи статьи наиболее любопытно выглядят именно первые три варианта.

Комплект №1

ПредназначениеМодельЦена (ориентировочная)
Фронтальная параDialog AB332000 руб.
Тыловая параDialog AB311000 руб.
Центральный спикерDialog AB33 (понадобится одна активная колонка)2000 руб
СабвуферAudio Pro Sub Soniq или Eltax Thunder 84000 руб.
Кабели4 комплекта «инструментальных» кабелей производства Proel, Cordial, Canare (или аналогичные) с необходимыми разъемами и переходниками.800-1000 руб.
Итого: примерно 10 000 рублей.

Мы намеренно не включили в состав системы старшую модель AB34, поскольку она «бубнит» на низких частотах и имеет своеобразный тональный баланс в переходной зоне. В свою очередь, компактные AB30 мы не поставили на «тыл» из-за недостаточно полновесного звучания.

Комплект №2

ПредназначениеМодельЦена (ориентировочная)
Фронтальная параSven MA-3331900 руб.
Тыловая параSven MA-2301000 руб.
Центральный спикерSven MA-333 или Sven MA-332 (в обоих случаях понадобится одна активная колонка)1700-1900 руб
СабвуферAudio Pro Sub Soniq или Eltax Thunder 84000 руб.
Кабели4 комплекта «инструментальных» кабелей производства Proel, Cordial, Canare (или аналогичные) с необходимыми разъемами и переходниками.800-1000 руб.
Итого: примерно 10 000 рублей.

Комплект №3

ПредназначениеМодельЦена (ориентировочная)
Фронтальная параMicrolab Solo-22100 руб.
Тыловая параMicrolab Solo-11600 руб.
Центральный спикерMicrolab Solo-2 (в обоих случаях понадобится одна активная колонка)2100 руб
СабвуферAudio Pro Sub Soniq или Eltax Thunder 84000 руб.
Кабели4 комплекта «инструментальных» кабелей производства Proel, Cordial, Canare (или аналогичные) с необходимыми разъемами и переходниками.800-1000 руб.
Итого: примерно 11 000 рублей.

Несмотря на более высокую цену, нельзя сказать, что третий комплект в чём-то выигрывает у первых двух. Пусть приоритетный вариант выберут ваши уши.

Комплект №4

Смотрите комплект №2, только на фронт и центр предполагается поставить Sven Royal-2 – в общей сложности понадобятся две пары. Тыловые АС оставляем без изменений, а в список сабвуферов добавляем JBL Balboa Sub. В итоге цена комплекта составит от 12 000 до 14 000 рублей.

Комплект №5

Аналогично, только базисом послужит комплект №3, в котором фронтальная пара и центр меняются на Microlab Pro-3 и Pro-2соответственно. Аналогично предыдущему случаю поступаем и с сабвуфером. Цена тоже – от 12 000 до 14 000 рублей.

Материалы по теме