На заметку любознательным и экономным: пытаемся достичь качественного многоканального звука в домашнем кинотеатре на базе HTPC, уложившись в 10 000 рублей
Идея создать аудиотракт ДК таким образом, чтобы по качеству звука он превосходил все известные мультимедиакомплекты 5.1, но при этом по цене существенно уступал даже недорогой связке «ресивер + акустика», владеет умами многих. Как сделать сверхбюджетную инсталляцию, выиграв в качестве звука? Это вполне реально. Причём суммарные затраты в 10 000 рублей на всю систему в данном случае – не мистика.
Но для начала проведём отсев аудитории. Как известно, любая попытка сделать что-то хорошо и при этом сэкономить, проявив немного фантазии и трудолюбия, не всеми воспринимается положительно. Одни пренебрежительно называют энтузиастов самопальщиками и скупердяями, другие вообще не задумываются над этим вопросом, рассуждая по принципу «зачем мне грузить мозг ерундой, когда проще прийти в магазин, заплатить консультантам – и мне поставят приличное оборудование». Соответственно, таким гражданам данная статья будет не только неинтересна, но даже может вызвать раздражение и насмешки. Тем же, кто готов совершать более сложные действия, чем открывание толстого портмоне (при его наличии, разумеется), имеет смысл остаться на этой страничке. Цель материала – разобраться в ситуации на рынке недорогих акустических систем для домашнего кинотеатра на базе HTPC. Действительно ли может быть либо «плохо, но дёшево», либо «хорошо, но дорого»? И почему мы сделали оговорку про HTPC? Всё очень просто. Поскольку речь пойдёт о совсем скромных суммах (для ровного счёта взяли 10 000 рублей, хотя не исключены и меньшие сметы), при комплектации многоканальной системы рассматриваться будет преимущественно активная мультимедийная акустика определённого класса – и это не готовые многоканальные системы. Для полноценной работы любой из приведённых ниже подборок потребуется декодер многоканального звука и соответствующий аналоговый выход, к которому эта акустика будет подключена. Тем и другим располагает HTPC. Покупать отдельный аппаратный декодер смысла не имеет: дешёвых моделей не существует, а любая более-менее приличная перевесит по стоимости весь комплект акустики вместе с сабвуфером, перечеркнув все старания по оптимизации затрат. AV-ресивер для нашей цели – «сделать хорошо и задёшево» – тоже не подходит: в аппаратах начального уровня нет многоканального выхода предусилителя, а значит, нет и возможности подключения активных колонок. А даже если выход и был бы – что толку? Использовать ресивер лишь как аудиопроцессор-предусилитель, проигнорировав наличие встроенных усилителей мощности и, соответственно, переплатив? Нерационально. И опасно: если решился на недорогой ресивер, захочешь и акустику взять «чуть получше». Ценовая планка поползёт всё выше и выше, и вот уже оглянуться не успеете, как набежит сумма, которую не ждали. Но раз уж мы взялись за максимально экономичный вариант, оставим фантазии. Оптимальный источник в нашей ситуации – HTPC. Впрочем, ещё как вариант может рассматриваться DVD-проигрыватель со встроенным декодером Dolby Digital/DTS, имеющим настройки не только громкости каналов, но и желательно задержек. Важно также, чтобы с пульта DVD-плеера можно было осуществлять общую регулировку громкости. С HTPC в этом плане проблем нет – регулировка может быть программная.
Причины
Хотелось бы сказать несколько слов о том, что вообще побудило нас взяться за написание этой статьи: банальное желание достичь максимального качества звука за минимальные деньги. Многие люди, создающие небольшие домашние кинотеатры, по разным причинам предпочитают использовать доступные решения. Кто-то – из-за невозможности позволить себе полноценную систему Hi-Fi. Кто-то – из-за нежелания вкладывать значительные суммы в комплекс, который будет использоваться для эпизодического просмотра кино после работы и в выходные. Отслушав множество активных комплектов 5.1, среди которых были и фавориты рынка – Edifier S5.1, Microlab H-500 и Sven HA-1410, ваш покорный слуга так и не нашёл тот, который бы удовлетворял по звучанию если не полностью, то хотя бы по большей части. Спору нет, в своей ценовой категории они обеспечивают объективный максимум, который доступен сегодня системам этого класса. Вот только активные колонки 2.0 ценой полторы тысячи рублей в режиме стерео звучат намного чище и более сбалансированно, нежели комплект ценой 7 500 рублей. Пусть и без раскатистого баса, но на средних и высоких частотах качественный разрыв слишком велик, чтобы его игнорировать. Подобная расстановка сил наблюдается при сравнении любой пары приличных активных колонок 2.0 с любым многоканальным мультимедиакомплектом, поэтому является не случайностью, а закономерностью – не только на музыкальных программах, но и при воспроизведении кинотеатральных саундтреков. Да, у готовой многоканальной системы есть явные преимущества: она имеет централизованное управление, удобную коммутацию и для работы требует всего одну электрическую розетку. Но такие ли уж это стратегические плюсы, чтобы отказаться от заманчивой возможности построить домашний кинотеатр с почти «взрослым» звучанием, заплатив весьма и весьма скромную сумму?
Концепция
Решение напрашивается само: создать аудиотракт домашнего кинотеатра не из готового набора 5.1, а из отдельных активных колонок 2.0 и сабвуфера. Теперь вы понимаете, почему так необходимы встроенный декодер, многоканальный выход и централизованная регулировка громкости на источнике? Ведь общей «крутилки» у всех этих колонок не будет – каждая пара, по сути, независима. И единственным связующим звеном будет источник, с которого всё и будет «рулиться».
Схематически всё будет выглядеть следующим образом:
Что нам нужно, помимо источника (HTPC или DVD-плеера с декодером и регулировкой громкости)?
- Пара крупных фронтальных АС 2.0 (активных).
- Пара среднеразмерных тыловых АС 2.0 (активных).
- Пара крупных АС в качестве центрального спикера. Они обычно аналогичны фронтальным, но используется только одна колонка – в которой установлен усилитель. Ведомая АС (пассивная) отправляется на антресоль.
- Сабвуфер (активный, начальный Hi-Fi).
- Комплект соединительных проводов для передачи сигнала от источника колонкам В случае, если усилитель установлен в корпусах АС, кабели должны быть максимально качественными, чтобы при большой длине и малом уровне сигнала «поймать» минимум наводок. Рекомендуется использовать профессиональные провода, так называемые инструментальные. Если усилитель колонок находится в выносном блоке (в нашем случае это только Microlab серии Pro), то сигнальные кабели можно сделать предельно короткими (в этом случае их качество не будет иметь значения, сгодятся и комплектные «шнурки»), а трассу проложить за счёт увеличения длины акустического кабеля.
- Четыре свободные розетки 220 В (помимо тех, что используются для нужд ТВ, источника и другой техники). Три – в районе телевизора, одна – позади слушателей.
В качестве сателлитных колонок многоканальной системы желательно использовать добротные мультимедийные АС 2.0 одного модельного ряда – для совпадения тонального баланса и общего характера звучания. А вот сабвуфер придётся брать класса Hi-Fi. Дело в том, что среди мультимедиамоделей отдельных сабвуферов не так много в принципе, а те, что есть, качеством звучания не блещут. К счастью, найти неплохой и не слишком дорогой басовик среди хай-фая начального уровня не составляет труда.
Ниже представлены подобранные нами комплекты. Разумеется, свет клином на перечисленных моделях не сошёлся – можно поэкспериментировать и с другими. Делать это лучше путём прослушивания колонок в тихом магазине или у друзей. И не обязательно в многоканальном режиме – достаточно стерео. Все комплекты могут «обслужить» помещение площадью максимум до 18 м2 с учётом создаваемого звукового давления (правда, придётся брать несколько более мощный сабвуфер), но рекомендуется использовать их в комнатах (или озвучиваемых зонах) площадью 10-15 м2. В этом случае уровень громкости будет достаточным для большинства ситуаций даже при использовании недорогого низкочастотного звена. Во всех случаях расстояние от слушателей до фронтальных АС не должно превышать 3 м (оптимально 1,5-2,5 м), поскольку динамики мультимедиаколонок обычно ориентированы на работу в ближнем поле. Комплекты №1-3 – решения, обладающие предельно «вкусным» сочетанием цены и качества (звучания). Комплекты 4 и 5 дороже, звучат ещё лучше, но тут уже встаёт вопрос о целесообразности: велик соблазн добавить еще 6-7 тысяч рублей и купить AV-ресивер с комплектом пассивных АС и всё тем же активным сабвуфером. С точки зрения качества звука этот вариант едва ли будет лучше, чем набор №4 или №5, однако будет мощнее и, главное, удобнее в управлении, поскольку появится и общий регулятор громкости, и пульт, и декодер будет уже встроенный в ресивер, а не в источник, что позволит подключать несколько аппаратов к такому аудиотракту. Поэтому в контексте основной задачи статьи наиболее любопытно выглядят именно первые три варианта.
Комплект №1
Предназначение | Модель | Цена (ориентировочная) |
Фронтальная пара | Dialog AB33 | 2000 руб. |
Тыловая пара | Dialog AB31 | 1000 руб. |
Центральный спикер | Dialog AB33 (понадобится одна активная колонка) | 2000 руб |
Сабвуфер | Audio Pro Sub Soniq или Eltax Thunder 8 | 4000 руб. |
Кабели | 4 комплекта «инструментальных» кабелей производства Proel, Cordial, Canare (или аналогичные) с необходимыми разъемами и переходниками. | 800-1000 руб. |
Итого: примерно 10 000 рублей. |
Мы намеренно не включили в состав системы старшую модель AB34, поскольку она «бубнит» на низких частотах и имеет своеобразный тональный баланс в переходной зоне. В свою очередь, компактные AB30 мы не поставили на «тыл» из-за недостаточно полновесного звучания.
Комплект №2
Предназначение | Модель | Цена (ориентировочная) |
Фронтальная пара | Sven MA-333 | 1900 руб. |
Тыловая пара | Sven MA-230 | 1000 руб. |
Центральный спикер | Sven MA-333 или Sven MA-332 (в обоих случаях понадобится одна активная колонка) | 1700-1900 руб |
Сабвуфер | Audio Pro Sub Soniq или Eltax Thunder 8 | 4000 руб. |
Кабели | 4 комплекта «инструментальных» кабелей производства Proel, Cordial, Canare (или аналогичные) с необходимыми разъемами и переходниками. | 800-1000 руб. |
Итого: примерно 10 000 рублей. |
Комплект №3
Предназначение | Модель | Цена (ориентировочная) |
Фронтальная пара | Microlab Solo-2 | 2100 руб. |
Тыловая пара | Microlab Solo-1 | 1600 руб. |
Центральный спикер | Microlab Solo-2 (в обоих случаях понадобится одна активная колонка) | 2100 руб |
Сабвуфер | Audio Pro Sub Soniq или Eltax Thunder 8 | 4000 руб. |
Кабели | 4 комплекта «инструментальных» кабелей производства Proel, Cordial, Canare (или аналогичные) с необходимыми разъемами и переходниками. | 800-1000 руб. |
Итого: примерно 11 000 рублей. |
Несмотря на более высокую цену, нельзя сказать, что третий комплект в чём-то выигрывает у первых двух. Пусть приоритетный вариант выберут ваши уши.
Комплект №4
Смотрите комплект №2, только на фронт и центр предполагается поставить Sven Royal-2 – в общей сложности понадобятся две пары. Тыловые АС оставляем без изменений, а в список сабвуферов добавляем JBL Balboa Sub. В итоге цена комплекта составит от 12 000 до 14 000 рублей.
Комплект №5
Аналогично, только базисом послужит комплект №3, в котором фронтальная пара и центр меняются на Microlab Pro-3 и Pro-2соответственно. Аналогично предыдущему случаю поступаем и с сабвуфером. Цена тоже – от 12 000 до 14 000 рублей.
Материалы по теме
- Создаем HTPC. Часть первая, вторая и третья.
- Правила расстановки колонок в помещении
- Коррекция акустики комнаты