Особенности распростанения DVD-продукции в России. Часть первая: зонирование, методы исправления firmware, DVD-приводы. _Меня снабдили ценными указаниями и попросили быть осторожной. Смешно: кому помешает женщина, даже с диктофоном в сумочке, когда на арене бойцы другой весовой категории, чей азарт превосходит самые оптимистичные посылы репортера? С другой стороны, предостережения уместны: рынок новый, правила игры еще не сложились, всякоеможет случиться… Итак, речь пойдет о DVD и о том, какие метаморфозы претерпевает эта технологическая новинка, окунувшись в наши российские реалии._ Броня крепка... В конце 1995 года, после длительного противостояния различных форматов цифровой записи и хранения информации на компакт-диске DVD-консорциум (ныне — DVD Forum), в который вошли десять мировых лидеров в области видеотехнологий, утвердил в качестве стандарта формат DVD. Разработанный при непосредственном участии голливудских студий, он идеально удовлетворял требованиям индустрии домашнего видео и открывал ей новые технические и коммерческие возможности. Спецификация DVD-диска (внешне не отличающегося от CD) включала: более двух часов высококачественного MPEG2-видео с многоканальным «объемным» звуком; до восьми языков звукового сопровождения; субтитры на 32 языках; интерактивное разветвленное меню с произвольным доступом к различным главам и вариантам отображения; возможность задания и пользовательского выбора до девяти углов зрения (camera angles) на показываемый объект; цифровую и аналоговую защиту от копирования. С 1997 года, когда продажи DVD-дисков начались по всей Америке (в Европе — годом позже), популярность DVD стала расти в геометрической прогрессии. Так, по данным компании Ernst & Young, за первый квартал прошлого года было продано около 70 миллионов DVD-дисков с записями музыки и фильмов, а с момента принятия формата — более 380 миллионов (объем продаж DVD-плейеров составил соответственно 2,4 и 16,5 млн. штук). Причем западная киноиндустрия устроилась весьма неплохо: с одного и того же фильма она снимает сливки трижды, пуская его с интервалом в 3–6 месяцев в кинопрокат, видеопрокат и тиражируя на дисках. Естественно, при таком положении дел киноиздатели не могли не озаботиться защитой дисков от копирования, а для надежности вооружились двумя способами: аналоговым (Analogue Protection System фирмы Macrovision) и цифровым (Content Scrambling System). Зонирование Однако средствами защиты диска от копирования дело не ограничилось. Как уже было сказано, новые фильмы сперва идут в кинотеатрах и лишь несколько месяцев спустя выпускаются на дисках. Но поскольку в разных регионах это происходит в разное время: допустим, в Штатах премьера прошла, и на рынке появились видеокопии, а в Европе прокат только начинается, — то и доход от показа фильма в европейских странах существенно ниже, поскольку рынок уже наводнен видеодисками. Чтобы этого не допустить и в каждом регионе получать максимальную прибыль, было придумано так называемое зональное кодирование. Весь мир условно поделили на шесть зон (1-я зона — Северная Америка, 2-я — Европа с Японией; Россия, Африка и прочие территории, где надзор за соблюдением копирайта поставлен из рук вон плохо, попали в 5-ю зону) и каждой из них присвоили соответствующий код. Причем кодируются и диски, и проигрыватели. Только при совпадении кодов проигрыватель может воспроизводить установленный в него диск. Так медиаиндустрия попыталась взять ситуацию под контроль. «Слом» цифровой защиты CSS, преследование взломщиков со стороны Американской ассоциации производителей кинофильмов (MPAA), громкий судебный процесс над норвежцем Йоном Йохансеном, написавшим код взлома DeCSS… Произошедшие далее события опять возвращают нас к теме противоречий DMCA, сути понятия цифровой интеллектуальной собственности и проблем Автора, Посредника и Потребителя в сложившейся ситуации, поскольку второй, прикрываясь первым, постоянно твердит о так называемой «недополученной» прибыли, а последний наблюдает явные ограничения его прав. Скорее, эта ситуация из серии неразрешенных общественных противоречий, одно из которых стало причиной судебного разбирательства в отношении Дмитрия Склярова и компании «Элкомсофт». «Отторжение» зонального кодирования имеет несколько иные мотивы. Во-первых, для ряда фирм, изготавливающих продукты экстра-класса, региональное кодирование невыгодно ни с какой стороны. Зачастую они официально выпускают мультизонные проигрыватели. В России покупателей Hi-Fi DVD-аппаратуры — единицы, так же как и салонов, торгующих ею. Некоторые производители продукции массового спроса тоже не считают третьи страны перспективным рынком и чаще ограничиваются выпуском аппаратов либо 1-й и 2-й зон, либо мультизонных. Модели Toshiba SD210, Panasonic RV20, Pioneer 535, Pioneer 636, Pioneer 340, Goldstar 3351, Goldstar 3200, Samsung 511, Samsung 811, JVC 521 — это официальные мультизонные плейеры. Вторая причина непопулярности зонирования — скромный выбор фильмов на DVD в «непервых» зонах, а в некоторых случаях и высокая цена на такие диски (иногда на 20% выше, чем у диска 1-й зоны). Яркий пример: в мае 2001 года Австралия на государственном уровне заявила о незаконности системы зон, используемой в проигрывателях DVD. Австралийская Комиссия защиты конкуренции и прав потребителей полагает, что эта система мешает развитию местного рынка DVD. А вот что пишет о региональном кодировании газета «London’s Daily Telegraph»: «Эта практика позволяет продавать один и тот же диск в разных странах по разной цене. Сеть британских супермаркетов Tesco стала продавать мультизонные плейеры, чтобы обойти существующий контроль цен». В-третьих… Цитирую слова одного торговца видеотехникой: «Суперкассовые фильмы вроде «Матрицы», «Гладиатора», «Патриота» сначала привозятся в Россию на дисках 1-й зоны, здесь к ним быстро делают перевод на мини-диске (с известным «носовым» голосом). И они моментально расходятся, тем более что многим русская дорожка не нужна — они знают английский язык. На свежий фильм люди готовы потратить больше, чем на попавший в страну официально, с кодом 5-й зоны, но сильно запоздавший». DVD-приводы По данным одного из Интернет-опросов, без малого половина респондентов (49%) смотрит фильмы только на компьютерах с DVD-приводом. Связано это с тем, что компьютеровладельцам для просмотра фильмов требуется помимо акустической системы только DVD-привод, который гораздо дешевле плейера и не нуждается в ресивере (устройство, которое преобразует цифровой звуковой сигнал в линейный аналоговый, усиливает и распределяет его по звуковым каналам). Цена привода DVD-ROM постепенно приближается к цене привода CD-ROM и составляет в среднем 60–80 долларов. Кроме того, DVD-приводы совместимы с CD, что еще больше способствует распространению стандарта DVD. Среди фирм, выпускающих DVD-приводы, наряду с Hitachi, Pioneer, Panasonic, Sony, Toshiba и другими крупными производителями видеоэлектроники, есть и представители рынка компьютерных компонентов — ASUSTeK, Acer, Creative Labs. Впрочем, по некоторым данным, приводы собственной разработки делают только Sony, Hitachi и Toshiba, остальные же частично пользуются их технологиями, а то и вовсе ограничиваются изготовлением корпусов и наклеиванием фирменных ярлыков. Требование региональной защиты относится ко всем устройствам, воспроизводящим DVD-диски, в том числе и компьютерным DVD-приводам. Программные средства, позволяющие проигрывать видео, также должны поддерживать эту защиту. Устройство сравнивает прошитый в нем код с кодом диска и, если они совпадают, проигрывает диск. Чтобы добиться от привода способности играть диски любой зоны, меняют код у программного декодера, отвечающего за воспроизведение DVD-изображения. Для этого есть множество утилит (включая официальную DVD Genie), позволяющих настраивать скрытые параметры программных DVD-декодеров. В основе утилит могут лежать различные принципы, но цель у них одна: диск должен воспринимать декодер как «свой», одного с ним региона. К примеру, популярная DVD Region Killer перехватывает запросы программы-плейера к DVD-приводу и подменяет ответы привода. То есть, когда регионы привода и диска совпадают, а код плейера отличается (привод «принимает» диск, а плейер — нет), Killer заменяет ответ привода таким, который будет «принят» плейером. Впрочем, раскодирования декодера недостаточно. Необходимо также поменять firmware (программное обеспечение, которое зашивается в привод при изготовлении и управляет его работой) на аналогичное, но с отключенной процедурой проверки кода. Сделать это сложнее.Как правило, в руки потребителю попадает привод типа RPC2, позволяющий изменять код региона не более пяти раз, после чего эта процедура блокируется. Так устроены все современные приводы, соответствующие стандарту DVD, в котором оговорены эти ограничения. Приводы, выпускавшиеся ранее, не имели региональной защиты и назывались RPC1. Так же по аналогии стали называть и прошивки, удаляющие защиту с приводов RPC2 и превращающие их в RPC1. И хотя в Сети регулярно появляются RPC1-прошивки для различных моделей (такие списки, к примеру, ведутся на сайтах www.firmware.fr.st, www.ddigest.com), не факт, что вам удастся легко найти прошивку, соответствующую вашему приводу. Мало того, ее может не быть вовсе. В этом случае у вас два выхода: либо ждать появления таковой, либо купить модель, для которой прошивка уже написана. Третий вариант — поиск специалиста по изготовлению firmware для приводов, другими словами, программиста — исключен, поскольку его услуги могут обойтись в стоимость приличного автомобиля. Кстати, есть и другая сложность. Если вы начнете устанавливать не «тот» патч или что-то не заладится в процессе правильной прошивки, вы рискуете остаться с неработоспособным приводом. Впрочем, если «подойти к взлому творчески», можно найти нетривиальное решение в ситуации, когда к приводу нет ни прошивки RPC1, ни «сломанной» прошивки RPC2. Так, год назад один сотрудник «Компьютерры» задался целью сделать мультизонным привод малоизвестной компании QSI. Предположив, что QSI может использовать в своих изделиях «начинку» от какой-нибудь известной модели, он вскрыл привод и обнаружил, что большинство электронных схем изготовлено Hitachi. Рискуя испортить привод, наш Кулибин испробовал программы, предназначенные для взлома похожих моделей Hitachi. Одна из них сработала. С тех пор, как только в счетчике попыток смены зонального кода остается «0», он снова возвращается на «5». Пройдусь по Абрикосовой... Ситуация в России, связанная с рынком DVD, исполнена столь тайного смысла, что начинаешь предполагать самое разное. Узнать масштабы рынка, как и масштабы бизнеса отдельно взятой компании, почти нереально. Впрочем, это касается российской коммерции вообще, поскольку борьба «за неуплату налогов» продолжает быть актуальной. Закрытость информации об объемах официальных поставок DVD-аппаратуры в Россию не удивляет: рынок весьма скромный, и война за его доли происходит ежеминутно. На фоне отсутствия информации может возникнуть вопрос: а есть ли рынок вообще? «Данных о продаже аппаратуры получить невозможно, производители и продавцы по определенным причинам упорно скрывают точные цифры. Остается лишь догадываться», — говорит Роман Лебедев, генеральный директор ассоциации DVD Alliance Russia, учредившей журнал «Эра DVD». Но потом все же уточняет: «По некоторым сведениям, в Москве продается от 2000 до 4000 DVD-проигрывателей в месяц, включая региональные поставки». А заместитель директора торгового центра «М.Видео» Дмитрий Шацкий, не приводя конкретных цифр, сказал, что сегодня каждый четвертый покупатель видеотехники интересуется именно DVD. И добавил, что, на его взгляд, отечественный рынок DVD-аппаратуры за последнее время очень вырос. По словам продакт-менеджера аудио и видео российского представительства Samsung Владимира Дурбажева, ситуация с продажами DVD-проигрывателей начинает «потихоньку меняться». И все-таки: «DVD-проигрыватели берут не очень активно, потому что диски дороги, цены хоть и падают, но недостаточно быстро, прокат не развит… Но к DVD начинают присматриваться. У нас, например, сейчас бестселлером продаж стал «переходный» продукт — DVD-проигрыватель и VHS-магнитофон в одном корпусе». Что касается производства дисков в России, официальные показатели существенно отличаются от оценок масштабов этого рынка с учетом объемов пиратской продукции. По словам Сергея Кузнецова, заместителя директора единственного официально1 действующего в России завода по производству дисков DVD Repli Master, на сегодня их линия выпускает до 150 тысяч дисков в месяц. По его же данным, объем пиратской DVD-продукции, изготавливающейся в России, превышает эту цифру в 2–2,5 раза. Понятно, что ни та, ни другая цифра не сравнится с 25 миллионами ежемесячных мировых продаж. Причина не только в скромных доходах среднего россиянина, но и в психологии покупателя: разница между ценой лицензионной кассеты и DVD-диска в России составляет не меньше $10–15, при стоимости диска около $20–30. А на Западе VHS стоит те же 30 долларов, что и DVD. Российский видеорынок состоялся в том числе и благодаря низким ценам на пиратские кассеты, из-за чего легальные производители были вынуждены подкорректировать свою ценовую политику. Не исключено, что подобная судьба ждет и DVD-диски. Пока же оценки экспертов не идут дальше ожиданий «плавного роста» DVD-рынка. Продолжение... _По материалам и с любезного разрешения еженедельника «Компьютерра»._