Проба мультимедийного проектора Epson EMP-30
Во второй раз всего за полгода я попадаю в какую-то дурацкую ситуацию: мне доставляют для тестирования совершенно совершенное устройство, но из класса, который — во всяком случае на сегодня — сам по себе не является совершенным. Первый раз — если помните — речь шла о роскошном двадцатидюймовом LCD-мониторе от Philips, сейчас пойдет о мультимедийном проекторе EMP-30 от Epson.
Где-то с месяц назад я провел неделю в роскошном загородном (скорее — пригородном, под Питером) доме приятеля. Первоначально мы планировали, что я поселюсь в отдельно стоящем на лужайке бревенчатом домике для гостей, но выпал снег, в домике не оказалось встроенного туалета, — и меня решили поселить в… домашнем кинотеатре. Оборудованном комплектом от JVC, включающим проектор. Очень близкий по классу и возможностям тому, который я всю прошлую неделю тестировал.
Не то чтобы я никогда проекторов не видел, — пользовался даже в лекционных поездках по стране и на нашем совете директоров, — но поскольку презентации никогда в жизни меня не интересовали (вероятно, потому, что я не столкнулся за всю жизнь ни с одной и впрямь интересной), — не слишком интересовала и аппаратура, выводящая их на экран. То есть вчуже я понимал, что, если воспользоваться этой аппаратурой, скажем, в школе, да еще если повезет с по-настоящему содержательным обучальным компактом, — там это может оказаться более чем кстати, — но сколько даже московских школ может позволить себе такие траты?1 Видел я подобные проекторы в действии и в домашних кинотеатрах (особенно впечатлил демонстрационный домашний кинотеатр в подвальчике «Пурпурного легиона» — с экраном шириной метров в десять), — но как-то мельком, не вглядываясь и не исследуя. А тут — на тебе! — неделя жизни прямо внутри подобного кинотеатра и неограниченное поле для исследований и экспериментов.
После того как я, подержав некоторое время нажатыми кнопки, закрывающие оба окна кинотеатра светонепроницаемыми металлическими шторами, вложил первый фильм в лоток DVD-проигрывателя, нажал «Play» на его пультике и «On» на микроскопическом пультике проектора, размер картинки на висящем на противоположной стене (метрах эдак в трех с половиной) экране меня, привыкшего к тридцатидюймовому экрану собственного телевизора от Grundig, прямо-таки потряс! «Всё! — решил я. — Возвращаюсь в Москву и начинаю копить на проектор2. Проектор — это кино. Все остальное так… телевиденье…»
Шока хватило где-то минут на тридцать. Через которые стал раздражать шум проекторного вентилятора. Не особо, конечно, громкий, — сравнимый с шумом среднего качества компьютерного вентилятора. Однако домашний кинотеатр — это, в первую голову, все же именно звук, и не все ему громыхать взрывами и тарахтеть пулеметными очередями, — порой он бывает удивительно нежным. Да и вообще, — звук воспринимается только по контрасту с тишиной, и особо чуткие режиссеры этим фактом умело пользуются. С тишиной, — но не с шумом вентилятора. Конечно, как в настоящем кинотеатре, проектор можно спрятать в звуконепроницаемый бокс с тройным стеклом, — но это, согласитесь, дополнительная головная боль, да и кошелек от этого не потолстеет.
Следующий неприятный момент обратил на себя внимание, когда я сменил первый фильм на следующий, большая часть действия которого проходила в сумрачных помещениях монастыря, да и там — все больше в темную часть суток. Увы, все, что происходило на темных областях экрана, было… вяло: с одной стороны, вероятно, сплошь или почти сплошь покрытую серебром пленку куда труднее пробить светом, чем даже с нулевым электрическим потенциалом жидкокристаллическую пленку; с другой — залы кинотеатров или сильно (относительно экрана) больше в размерах (так что свет до стен-потолка-пола толком и не долетает и, стало быть, не отражается), или обиваются светопоглощающим материалом: и стены, и потолок, и даже пол и кресла. Разумеется, затянуть все в домашним кинотеатре черным бархатом вполне возможно. Но — дорого! И — хлопотно! И — пыльно… И все равно, даже при полном светопоглощении поверхностей абсолютной черноты в теоретически черных местах экрана не будет: лампа пробьет!
На третий недостаток обратил мое внимание приятель: необходимость периодической замены совсем не дешевых ламп. Например, ресурс у лампы эпсоновского проектора — около полутора тысяч часов (после 1400 он начинает сигнализировать, что пора бы поменять лампу). Срок, конечно, средний, какая и дольше протянет, какая и не доживет, — но давайте отталкиваться от этих полутора тысяч. Поделим их на три часа среднего современного фильма и получим последних пятьсот штук. Ну, по два фильма каждый день, конечно, смотрит только очень большой их любитель, еще и располагающий достаточным количеством свободного времени (а когда ж тогда на приобретение фильмов зарабатывать?), но, если учесть, что кинотеатром могут пользоваться и родственники любителя, раз в два года лампу поменять придется непременно. То есть выложить 330 баксов. По сравнению со стоимостью самих фильмов вроде пустяк, — однако неприятно. Впрочем, если б не первые два недостатка, — вот видит бог, на третий лично я — плюнул бы…
С другой стороны — люди все разные, и я легко могу представить человека (и не одного), которому размер — куда дороже прочего и который ради него готов закрывать глаза на серые черности, а уши — на шум вентилятора или… или вложить добавочные деньги в демпфирование этих недостатков.
Ладно, будем считать, что с концептуальной частью мы покончили, и поговорим собственно об устройстве. Я слышал, что бывают проекторы и покруче: с гироскопами внутри, подстраивающие автоматически перпендикулярность экрана и оптической оси, с мощностью, позволяющей пятидесятиметровый экран и чуть ли не без затемнения, с разного рода примочками и добавками, — но, исходя из моих потребностей, я бы в ту сторону и смотреть не стал. По моим потребностям EMP-30 ровно впору: в любой из двух моих комнат с расстоянием от любой стены до любой противоположной менее пяти метров он дает картинку шириной больше двух метров, за которой можно следить даже днем с незанавешенными окнами (о видеофильстве в таком случае речь, сами понимаете, не идет, но следить — можно!).
Матрица у него 800х600, что, как вы сами понимаете, перекрывает разрешение DVD-картинки, есть и режим 16:9 (при котором, кстати сказать, экранная картинка не увеличивается по площади, как в широкоэкранных телевизорах, а обрезается сверху-снизу; зато, в отличие от тех же телевизоров, переход на стандарт 4:3 картинку увеличивает). Подключать проектор можно и к компьютеру, причем проектор умеет воспринимать разрешения и побольше, чем 800х600, и адаптировать их; частоты он понимает до 85 Гц; имеется несколько специальных подстроек для компьютерной картинки. Ноутбуки обычно снабжены отдельным выходом для внешнего монитора, которым проектор и становится, а в случае десктопа можно его монитор подключить сквозь проектор: то есть проектор вы соединяете с видеокарточкой, а монитор — со специальным сквозным разъемом на проекторе.
С разъемами у EMP-30 вообще хорошо: кроме уже обозначенных двух компьютерных, он имеет вход формата S-Video, вход для композитного сигнала (считается, что это круче всего, но я пока на моей не самой дешевой аппаратуре с такими не сталкивался; тут требуется специальный переходной кабель и специальные же настройки входного сигнала через меню) и, наконец, для обычного коаксиального, типа «тюльпан»: видео (кажется, тот же, что и для композитного, не проверил) и аудио.
К отдельному аудиовходу можно подключить обычным стереошнуром с мини-джеком выход от звуковой карты компьютера: проектор оборудован маленькими динамиками. Последний разъем, как у компьютерного COM-порта (RS-232C), говорят, служит исключительно для профессиональной настройки ремонтниками или производителями. Всем на свете у проектора можно управлять через экранное меню с помощью как нескольких кнопок на нем самом, так и много большего их количества на микроскопическом дистанционном пультике, в праздном состоянии прячущемся в специальном выдвижном ящичке.
Перечислять все возможные настройки имеет смысл в юзер-гайде (мой экземпляр проектора был снабжен им как в русском, так и в английском вариантах, но оба — в формате PDF на приложенном диске; русского языка в меню, увы нет), а не в обзорной статье. Тем не менее, замечу, что и резкость наводится легко, и подстроиться под размер экрана можно, не двигая сам проектор, и проецировать с обратной стороны (Rear-проекция), и вешать проектор под потолок вверх ногами, и подстраивать цветовую гамму по вкусу, и, разумеется, превращать трапецию, возникающую от неперпендикулярности оптической оси экрану (для этой же цели есть две совершенно прикольные ножки), в прямоугольник… Фирменным блюдом, надо полагать, «Эпсон» считает прилагаемый к проектору светофильтр переливчатого вида: он должен адаптировать картинку, выдаваемую проектором, специально под кино. Насколько кино становится с этим фильтром естественнее, я в полной мере оценить не сумел, ибо ни экрана приличного у меня дома нет, ни достаточного затемнения. Но я верю, что становится.
Короче говоря, будь моя квартира посвободнее, чтобы я смог, как мой подпитерский приятель, выделить комнатку специально под кинотеатр, и у меня появились бы средства на автоматические шторы, бархат для обивки стен-пола-потолка (мощный пылесос к нему в комплекте) и звуконепроницаемый боксик, — я не стал бы особенно заниматься маркетинговым исследованием, а тут же остановился б на описываемом экземпляре: я не нашел в нем ничего, чего бы мне недоставало.
Подробности, если вам не хватило, на www.epson.ru, на специальном форуме www.allprojectors.ru и, наконец, на горячей линии московского представительства «Эпсон».
- В контексте школ и каких-нибудь внешкольных докладов сразу сообщаю, что к EMP-30 можно отдельно прикупить специальную камеру для съемки картинок и документов, что превратит проектор еще и в самый настоящий «Волшебный фонарь» — эпидиаскоп. [вернуться]
2. От старых, что ли, времен осталось или кто-то создал у меня такое ошибочное впечатление, — но я думал, что стоит такой проектор где-то за пять тысяч зеленых. Ан нет! — доставленный мне эпсоновский EMP-30 (я не думаю, что тот, с которым я прожил неделю, заметно дороже или дешевле) можно купить за сумму, всего на 99 баксов дороже, чем стоит мой тридцатидюймовый Grundig: за 1899! — то есть тем, кому домашнее кино по карману, по карману и подобный проектор. Так называемое бюджетное решение. [вернуться]