Что может бюджетная акустика? Выясняем на примере трех наборов от SVEN
Никто, пожалуй, не станет спорить, что акустика 5.1 (2.1) – довольно дорогое удовольствие. Однако в последнее время рынок обильно насытился дешевыми комплектами такого класса. Причем производители уверяют, что качество, несмотря на значительное падение цены, все равно осталось на высоком уровне. Это, конечно, не совсем так – все же высокий уровень остается недостижимым. И тут пользователь сам волен выбирать как минимум из двух вариантов. Вариант первый: на приобретение акустической системы тратится большая сумма денег, и в вашем распоряжении оказывается действительно высококачественный продукт. Вариант второй: покупается изделие за весьма скромную сумму, но и все его основные характеристики далеки от идеала. Согласитесь, в каждом варианте есть свои плюсы. Сегодня же мне хочется рассмотреть вторую ситуацию на примере конкретных наборов, потому что большинство пользователей склоняются именно к ней. В качестве наглядного пособия выберем наборы 5.1 SVEN HA-430T и SVEN HT-425, а также 2.1 SVEN SPS-910. При первом рассмотрении эти акустические системы выглядит весьма достойно, невысокая цена в сумме с оригинальным дизайном и приличной мощностью сразу ставят их на выгодные позиции. Однако всем известно, что внешность обманчива, поэтому начнем по порядку.
SVEN HA-430T
Внешний вид
Комплект поставки прост и стандартен. В одной коробке небольшого размера вы найдете сабвуфер, пять совершенно одинаковых сателлитов, пульт дистанционного управления, все необходимые кабели и бумаги, а также четыре резиновых ножки для сабвуфера.
Все элементы набора выполнены в одном дизайне и стилизованы под цвет металла.
Сателлиты небольшого размера, их корпуса сделаны из пластмассы. Сзади есть пружинные разъемы для подключения к усилительной части, а также отверстие для крепления на стене.
Динамик закрыт металлической сеткой. Сняв ее, вы увидите всего лишь одну широкополосную динамическую головку и нечто, напоминающее фазоинвертор, снизу, только не стоит думать, что это он и есть. Сам динамик прикручен на четыре шурупа и по качеству очень неплох. Диффузор сделан из бумаги – другого материала здесь ожидать не стоит. Подвес обладает средней упругостью. Пылезащитный колпачок маленький. Немного нестандартная для акустики SVEN динамическая головка. В общем, ничего экстраординарного.
А вот сабвуфер очень интересен. Он не очень массивен, так как в качестве материала корпуса выбран MDF небольшой толщины. Акустическое оформление – фазоинвертор. Динамическая головка закреплена сбоку, а порт фазоинвертора выведен на переднюю панель – весьма часто встречающаяся схема. Сама труба очень короткая, поэтому сразу появляются мысли о неправильной настройке. Внешний вид разгружен максимально, сразу просматривается попытка стилизации под технику высокого уровня. Однако это всего лишь попытка, причем неудачная. Сверху расположен своеобразный, круглый дисплей. На нем высвечиваются все режимы работы, а также основные характеристики – например, уровень звука или глубина частотной коррекции. Что особо приятно, так это наличие действительно отличных ножек для сабвуфера. Они даже чем-то напоминают шипы, но в любом случае у качественной акустики ножки должны быть всегда. Задняя панель стандартна. На ней мы можем видеть радиатор охлаждения микросхем усилителя и набор разъемов. Сигнал на вход усилителя подается посредством разъемов типа RCA. Может быть задействована одна из групп – это “5.1”, “TUNER”, “TV” или “DVD”. Селекция производится электронным коммутатором. Выходные разъемы более интересны. На вид это обычные пружинные зажимы, но защелкивать их приходится руками, поскольку пружины там нет. К слову, около каждого зажима имеется наклейка определенного цвета, на провода надеты соответствующие кембрики. Точно такая же цветовая метка есть и на каждом сателлите. Это сделано для того, чтобы можно было произвести подключение максимально быстро и правильно. Все управление производится с помощью пульта ДУ.
Набор возможностей невелик. Вы можете выбрать необходимые входы, можете регулировать уровень громкости. Также есть возможность частотной коррекции на НЧ и ВЧ. В общем, все стандартные необходимые функции есть, но не более. Если попытаться охарактеризовать набор в двух словах, то можно сказать, что он обладает неплохим внешним видом и качеством, полностью соответствующим цене.
Внутреннее строение
Эта часть дает более точно понять, с чем мы имеем дело. Начнем с того, что никакого вибродемпфирующего материала нигде замечено не было. Как правило, в моделях SVEN более высокого класса он используется.
Электронная часть весьма продумана. Один только факт, что все питается от тороидального трансформатора высокой мощности уже говорит о том, что этот набор будет не только украшением интерьера. Электронная часть смонтирована на двух печатных платах. На одной находится все, что относится к управлению и предварительному усилению, на другой – оконечный усилитель и блок питания. Само питание организовано неплохо – выпрямительные диоды рассчитаны на приличный ток, а в фильтре стоят две емкости по 4700 мкФх 25 В. Усилители мощности построены на интегральных микросхемах TDA7265. К слову эта микросхема очень неплоха, поэтому ее использование уже говорит о каком-то качестве. По сути своей она представляет УМЗЧ 2х25 Вт, разумеется, что 25 Вт – это максимальное значение, и достигается оно при высоком уровне нелинейных искажений. Если быть точным, то КНИ начинает быстро расти уже с отметки 20 Вт, что вполне вписывается в заявленные параметры. Все микросхемы прикручены к одному радиатору, который выведен на заднюю панель. Не менее интересная вещица была замечена в предварительном усилителе, это М62446AFP ("6ch electronic volume witch tone control"). Данный звуковой процессор в аппаратуре такого класса встречается редко, поэтому рассмотрим его подробнее. Он позволяет регулировать уровень звука в пределах 0…-95 дБ с шагом 1 дБ, частотная коррекция производится на НЧ и ВЧ в диапазоне –14…14 дБ с дискретом 2 дБ. Что ж, картинка вырисовывается неплохая, посмотрим, как же себя акустика проявит при тестировании.
Прослушивание
Для начала хочется сказать, что все-таки емкости фильтрующих конденсаторов оказалось маловато, поэтому сетевой фон присутствует. Это, конечно, не помешает слушать музыку, но если сателлиты стоят рядом, то в паузах вы будете его слышать. Однако, как показывает практика, найти акустику, избавленную от этого недостатка, в данном ценовом диапазоне по меньшей мере очень трудно. Само прослушивание я начну с оценки качества позиционирования. Здесь достигается ожидаемый результат, в целом комплект создает объемный звук, но все же отсутствие динамиков ВЧ делает позиционирование источников звука не столь явным. Но это заметно лишь местами, да и не стоит требовать высокого качества от набора невысокой стоимости. Я уже говорил чуть выше, что размер порта фозоинвертора сабвуфера не внушает добрых мыслей, однако, как ни странно, играет сабвуфер неплохо. Бас получается мягким и не смазанным. Мощности вполне хватает для озвучивания комнаты средних размеров. Однако на высокой громкости уже явно начинают прослушиваться огрехи в звучании. Это и искажения связанные с электроникой, и некоторые недостатки акустического оформления. Но опять же – лишь при максимальном усилении. Звучание сателлит можно охарактеризовать как приемлемое. По слуховым ощущениям средние частоты довольно равномерны. При увеличении громкости проявляются несколько напряженные оттенки, это происходит из-за приложения чрезмерной мощности к таким динамикам.
И пару слов о высоких частотах. Их просто нет. Наиболее типичным недостатком недорогих систем является отсутствие динамической головки для воспроизведения ВЧ. Следует помнить, что рабочая полоса широкополосного динамика или динамика СЧ заканчивается на 12 кГц (или чуть-чуть выше) в лучшем случае. Однако, если взглянуть на конструкции многих систем, то в 30-40 процентах вы увидите полное отсутствие излучателя ВЧ. Причем в паспортных данных вы всегда будете видеть значения верхней рабочей частоты никак не менее 18 кГц. Этим грешат очень многие производители. Просто не верьте им. Особо продвинутые начинают утверждать, что применили динамики собственной разработки, которые благодаря не виданным до этого момента времени возможностям способны воспроизвести все частоты. И опять, руководствуясь опытом, я могу сказать, что к таким утверждениям надо отнестись как минимум с настороженностью. Так и с этим набором – имеются неплохие НЧ и СЧ, но все равно общая оценка низка. Однако не стоит так драматизировать картину, для своих денег акустика играет вполне качественно. Соотношение цена/качество у данного производителя нельзя назвать оптимальным, но все же оно намного лучше, чем у большинства других брендов. Особенно это касается дорогих наборов.
Если говорить о стилях, то неплохо звучит электронная музыка и поп-музыка. Рок-композиции воспроизводятся чуть хуже. Классика играется, честно говоря, не очень хорошо, сильно сказывается узость диапазона по частотам, да и с динамическим диапазоном на слух не все в порядке. В фильмах дело обстоит немного лучше. Здесь тестовое прослушивание происходило двумя способами: сигнал брался как с выходов звуковой платы компьютера, так и с DVD-плеера. Каких либо существенных отличий или проблем замечено нигде не было. Результаты вполне хорошие, все значимые сцены были озвучены весьма достойно. Главная заслуга в этом принадлежит сабвуферу, его мощность и глубина звучания позволили в полной мере прочувствовать все действо. С игровыми приложениями ситуация мне тоже показалась отличной. На мой взгляд, как ни стараются программисты разных мастей, но звучание в играх еще не достигло уровня "настоящей музыки". В данной ситуации надо внимательно отнестись к покупке звуковой платы, роль акустической системы тут менее значительна. Если есть мощность и хоть какие-то претензии на качественность, то в сумме с хорошим игровым движком, поддержкой новых стандартов и неплохой звуковой картой получится неплохо. По удобству управления набор тоже не плох, все-таки пульт ДУ хорошая штука. Только жаль, что на корпусе нет никаких органов управления. В целом акустика НА-430Т произвела неплохое впечатление, ей, конечно, далеко до качественных и дорогих решений, но в своей ценовой нише это неплохое приобретение.
SVEN HT-425
Внешний вид
Этот комплект опять же представляет собой систему 5.1. Дизайн просто замечательный, но это еще не решает всего вопроса. Сателлиты разделены на три независимых отсека, которые еще и вращаются, правда, угол поворота невелик. В верхней и нижней части установлены одинаковые среднечастотные динамики. В центральной камере стоит один высокочастотный динамик. Такая конструкция вряд ли сможет значительно улучшить звучание, но функциональность она сразу поднимает на порядок выше. В качестве фильтра ВЧ применена одна электролитическая емкость. Конструкция динамических головок прогнозируема. Диффузор СЧ сделан из бумажного материала, подвес изготовлен из вспененного синтетического полимера, причем он немного жестковат.
ВЧ излучатель тоже бумажный. К слову, все три динамика закрыты несъемными металлическими сетками. Внизу каждого сателлита есть маленькие резиновые ножки для повышения устойчивости. Подключение к усилителю производится посредствам пружинных разъемов. Размер соединительных проводов увеличился в разы, и даже в большой комнате правильно расставить акустику не составит труда.
Центральный канал имеет аналогичную конструкцию, однако он устанавливается в горизонтальном положении. Возникает вопрос, как это происходит, ведь он же круглый? Для этого в набор входит специальная подставка.
И сами сателлиты, и подставку можно разместить на стене, благо для этого есть крепежные отверстия. Внешние черты сабвуфера впечатляют, но помните, что внешность обманчива. Дизайн сабвуфера сильно отличается от сателлит. Такая контрастность и создает некую необычность набора, и привлекает к себе внимание. Корпус черного цвета, сделан из MDF. На передней панели есть серебристая вставка, на которой и расположены основные кнопки управления.
Усиление можно регулировать поканально, т.е. раздельно для каждого канала. Сначала можно выбрать фронт, тыл, центр или саб, а затем установить требуемый уровень громкости. На этом все интересное заканчивается. Сзади расположен порт фазоинвертора, он представляет собой пластмассовую трубу, приклеенную к задней стенке. Длина и диаметр приличные. Динамик находится внутри. Здесь применено акустическое оформление, называемое полосовым резонатором. Все подключения производятся RCA-кабелями. На вход может быть подан сигнал от нескольких источников, для выбора источника есть селектор входов (простой переключатель на три положения). Выходной сигнал тоже снимается через RCA. Мощность тут не велика, на качество особых заявок нет, поэтому такая ситуация допустима. Естественно наличие пульта дистанционного управления. В данном варианте он действительно многофункционален.
С помощью пульта ДУ можно произвести практически любые операции. Как и с помощью основного управления, с ним можно раздельно регулировать громкость любого канала. Также есть возможность частотной коррекции, причем она осуществляется на НЧ, СЧ и ВЧ.
Внутреннее строение
Внутреннее строение в данном варианте не разочаровало. Усилитель питается от трансформатора высокой мощности. В выпрямителе установлены мощные диоды, да и емкость фильтрующих конденсаторов значительна, но все равно для такой мощности желательно ее увеличить в несколько раз. В блоке управления установлен процессор РТ2322. Именно с помощью него происходит регулировка усиления и частотного баланса. Без использования подобных микросхем схемотехника намного бы усложнилась. Оконечные усилители построены на микросхемах TDA 2030, их мощности вполне хватает для “раскачки” динамиков. Все МС установлены на массивных радиаторах, поэтому перегрев практически исключен.
Прослушивание и измерения
Данный комплект играет неплохо и своеобразно. Но, не смотря на это, все же присутствует фон блока питания. СЧ воспроизводятся хорошо (по меркам данного ценового диапазона). Высокие нечеткие и чуть смазанные. Что особо радует, так это то, что мощность звучания высока. Неплохой усилитель полностью реализовывает возможности сателлитов. Здесь уже можно говорить о достойной озвучке комнаты средних размеров. С низами тоже видны подвижки в лучшую сторону. Во-первых, появился реальный бас, теперь его можно слышать и ощущать. "Бубнение свелось" к минимуму. Во-вторых, бас мягкий и немного размытый. В целом создается неплохая картинка, на свою стоимость набор явно играет. Есть лишь один существенный минус – при значительной громкости из корпуса сабвуфера начинает выходить воздух через щели разъемов для коммутации. Этот факт может доставить немалые неудобства, но я думаю, что эта нелепая недоработка будет исправлена во всех следующих сериях. Всего-то надо замазать щели герметиком. При измерениях был выяснен реальный рабочий диапазон сабвуфера, числа меня вполне удовлетворили – 50-160 Гц. Причем появилась легкая неравномерность в конце АЧХ, ее можно оценить как не более 1 дБ. Сателлиты по-прежнему играют с 300 Гц, неравномерность их АЧХ в рабочей области колеблется около 6-7 дБ. Регулятор усиления частот тоже работает адекватно, глубина регулирования нигде не превышает 8 дБ. И еще я не упомянул об одном весьма важном моменте – команды с ПДУ воспринимаются верно практически во всех случаях. Может это звучит смешно, но зачастую пользователь бывает очень удивлен нажимая кнопку повышения громкости – громкость эта повышается через раз, а вместо этого электроника выполняет совершенно другие операции. Причем такие случаи не редки, поэтому и стоит заострить внимание на этом вопросе. Но ни в одном, ни в другом наборе такой проблемы нет.
SVEN SPS-910
Внешний вид
А вот это уже одна из новых систем типа 2.1. При разработке этой акустики производитель просто “урезал” все что можно из комплекта SVEN HT-425, в результате получился весьма посредственный продукт. Начальное мнение об акустике зачастую складывается с первого взгляда, с момента открытия коробки. Очень часто при более детальном исследовании и прослушивании оно меняется в худшую или лучшую сторону. Производитель может сделать неказистый набор с потрясающими параметрами, или, наоборот, замаскировать посредственное качество великолепным внешним видом.
Еще не говоря ни о чем конкретном можно сказать, что внешний вид данного набора отличный. Два сателлита смотрятся очень красиво, и сразу хочется перейти к их описанию. Это столбики с круглым горизонтальным сечением, разделенные на три отдельные камеры. Корпус сделан из серебристого пластика, изготовить колонки такой формы из дерева, мягко говоря, сложновато.
В верхней и нижней части установлено по одному динамику. В центральной камере ничего нет. Сами динамики разные.
Один из них полностью бумажный. Диффузор другого тоже бумажный, но в местах предполагаемого подвеса он пропитан специальным составом. Сабвуфер сделан по схеме фазоинвертор. По размерам он очень мал, просто катастрофически мал.
Корпус выполнен из тонкого "деревянного материала". Все шесть кнопок управления находятся на передней панели. С помощью них можно включить/выключить набор, включить/выключить режим “3D”, установить нужный уровень громкости, а также скорректировать усиление на низких частотах. Все регулировки можно дублировать с ПДУ.
Несмотря на то, что на пульте ДУ присутствует надпись “Full Function Remote Controller”, он позволяет лишь поменять громкость, включить режим “3D”, увеличить "усиления баса". Кроме того, есть еще одна бесполезная, но очень приятная мелочь. Это, конечно же, светящийся треугольничек вверху. Причем он излучает несколько плавно сменяющих друг друга цветов. Благодаря этому зрелище получается очень красивое, особенно в темное время суток. Сзади все выполнено с максимальной простотой. Вверху расположен фазоинвертор, представляющий собой пластмассовую трубку. Длина и диаметр невелики. Сама динамическая головка тоже находится снаружи, размер ее уже традиционно не велик. Диффузор сделан из бумаги, подвес мягкий. Что интересно, пылезащитный колпачок тоже изготовлен из мягкого полимерного материала. Динамик закрыт несъемной пластмассовой сеткой. Сразу создается впечатление, что играть в полном смысле этого слова такая система просто не может. Подключение к усилительной части производится через разъемы RCA, достаточно подать входной сигнал от звуковой платы и присоединить два сателлита.
Внутреннее строение
Усилительная часть тоже довольна убога. Разумеется, что маломощная акустика, как в нашем случае, питается от трансформатора невысокой мощности.
В качестве фильтра по питанию установлена одна электролитическая емкость на 2200 мкФ. Для осуществления регулировок с пульта управления используется процессор PT2353. Оконечный усилитель очень слабенький, он построен на маломощных микросхемах. Как это скажется на звучании рассмотрим позже. В общем, вся электроника располагается на одной небольшой плате, монтаж находится на среднем уровне. На лицо все признаки недорогого акустического решения. Но ничего странного в этом нет, дешевые комплекты от всех производителей содержат массу недоработок. Здесь же хочется отметить сателлиты неплохого качества и не совсем кондиционный сабвуфер. Несомненно, хоть и применено акустическое оформление фазоинвертора, получить приличный бас от такого слабого динамика и усилительной части не получится. Однако, давайте проверим на практике, может набор каким-то немыслимым образом и покажет превосходные результаты.
Прослушивание и измерения
Все сделанные ранее выводы полностью подтвердились при прослушивании акустики. SVEN SPS-910 – это явно не аудиофильское решение, с музыкой данный комплект справляется весьма посредственно. Звучание сателлит еще можно хоть как-то одобрить. Средние частоты воспроизводятся неплохо, присутствует детальность и сбалансированность. Из-за маленького динамика в меньшей степени и слабого усилителя в большей бас получается слабым. Более продуманный УНЧ смог бы “выжать” из такого акустического оформления чуть больше. Сами НЧ воспроизводятся не четко, присутствует эффект "бубнения". Разумеется, это дело хочется исправить самым простым способом – увеличением громкости до максимума. Но и это не спасает, так как с ростом усиления начинают резко возрастать нелинейные искажения. Если входной сигнал велик, то при максимальной громкости они достигают очень некомфортного уровня. Окончательно ситуация прояснилась при измерениях.
На приведенном графике вы можете видеть АЧХ сабвуфера, снятые у выхода фазоинвертора (SPS-910(FI)) и диффузора динамика (SPS-910(DR)). Как видно, сам динамик имеет характеристику не внушающую доверия. Вот и ответ на вопрос: откуда берется "бубнеж". Фазоинвертор несколько спасает ситуацию, признаться, я даже не ждал такого результата. Реально воспроизводятся частоты в диапазоне 50-160 Гц. Равномерность АЧХ ФИ очень хорошая. Однако рабочий диапазон сателлит начинается лишь с 300Гц, поэтому образуется кусочек (160-300 Гц) не подвластный ни сабу, ни сателлитам. Такое непродуманное перекрытие часто встречается в подобных наборах. Подводя предварительный итог, можно сказать, что набор SPS-910 явно является представителем дешевых акустических решений. Причем он обладает прекрасным внешним видом и функциональностью. При прослушивании впечатление немного портится, с музыкой он справляется куда хуже. Он подойдет лишь для нетребовательных пользователей, для которых оригинальная внешность важнее звуковых показателей.
Итог
Вот мы и получили ответ на один из волновавших нас вопросов. Про дорогую акустику речь пока не шла, но со средним ценовым диапазоном мы разобрались. Эти наборы можно считать серединкой в данном диапазоне, есть решения чуть получше, но есть и более плохие продукты. Вот мы и видим лицо современной недорогой акустики. Это приятный дизайн, который, как правило, присутствует у всех производителей, хотя и тут бывают исключения. Качество исполнения находится на среднем уровне – хотя сами сабвуферы сделаны из дерева, все равно есть существенные внешние недоработки. Это неплохая электронная часть, благо микросхемы сейчас дешевы. Также сюда можно отнести применение не самых лучших динамиков и стремление сэкономить на каждом винтике. Но, несмотря на все это, благодаря развитию технологии, на выходе все равно получается неплохой (в рамках цены) продукт, и что самое главное для подавляющего большинства – с очень приятным ценником.