Басовая партия. Обзор трёх новых сабвуферов AVE. Сравнение с начальными Pioneer и Tannoy
Сабвуфер – не роскошь, а мощное средство улучшения звучания акустических систем. Даже так называемых напольных! При этом следует подчеркнуть: сабвуфер предназначен не заменить требуемую (для конкретного помещения) широкодиапазонную акустику, а только улучшить воспроизведение звука, в первую очередь на низких частотах. Я не зря оговорился, уточнив про низкие частоты, поскольку при наличии фильтров сабвуфер может облегчить работу акустики, особенно полочной, и тем самым привести к улучшению звучания на средних и даже высоких частотах. Ясно, любому усилителю гораздо легче вкачивать неискажённую энергию в акустическую систему, если не надо пахать-мучиться с самым энергоёмким компонентом – басом. Более того, неперегруженность НЧ-динамиков колонок освобождает от негативных эффектов обратной связи. Недаром в старые добрые времена НЧ-секции колонок делались со встроенным усилителем, дабы избавить возврата тока с попаданием на СЧ-ВЧ-динамики. Есть и ещё один момент: если у колонок подвыпячены средние частоты, то адекватный сабвуфер компенсирует-уравновесит сию «кривизну», глобально улучшив восприятие звука.
Необходимо отметить: сабвуфер добавляет забот с установкой и настройкой, зато предоставляет возможность гибкой настройки баса акустической системы как в стереотрифонике, так и в многоканале. С ладным, оптимально подобранным сабвуфером можно небезуспешно реанимировать убитые, старые записи, при этом быстро переключаться на басовитые современные композиции. Возможности правильных сабвуферов гораздо шире, чем буханье при пальбе в кино.
Сегодня предстоит разузнать, на что на самом деле способны активные сабвуферы из свежей линейки AVE, сравнив их с парочкой довольно удачных моделей от таких известных фирм, как английская Tannoy и японская Pioneer.
Упаковка и комплектация
Минимализм налицо. Шипы и прочая экзотика отсутствуют. Единственное, сабвуферы 301-й и 611-й моделей комплектуются более-менее приличным шнуром с разъёмами типа RCA (тюльпанами). Это уже радует!!!
Коробки не имеют ни прорезных ручек, ни приспособлений для переноски (заводские ленты стяжки – не в счёт). А 808-й на горбу далеко не утащишь, всё-таки более 27 кг живого веса и очень неслабые габариты самой коробки, так что и под мышку один не особо прихватишь, чтоб до машины допереть.
Спецификация
(по сведениям производителя)
Модель | AVE SW-301 | AVE WF-611 | AVE WF-808 |
Габариты, см | 36x32x35,4 | 34x33x34 | 50,5х38х49 |
Выходная мощность усилителя*, Вт | 100 | 100 | 100 |
Тип акустического оформления | ФИ | 2 пассивных излучателя | ФИ |
Размер динамика, дюймы | 7 | 7 | 12 |
Рабочий диапазон частот, Гц | 30..200 | 30..200 | 22..150 |
Рекомендованная цена, руб. | 3770 | 4460 | 7130 |
* – при потребляемой мощности <300 ВА
Технические решения
Сейчас пассивные сабвуферы практически не встречаются, по крайней мере среди бытовой Hi-Fi-аппаратуры. Активный сабвуфер имеет свой встроенный усилитель низкой частоты, как правило, класса D (на широтно-импульсной модуляции или цифровой), или класса B, или, гораздо реже, класса АВ (некого промежуточного между высшим, полноволновым А и средненьким, «полуволновым» классом B). Согласно законам природы, воспроизведение низких частот посредством любой не гигантской по размерам акустики характеризуется более высокими искажениями, обусловленными тем же динамиком, поэтому почему бы не сэкономить на коэффициенте гармоник усилителя. В меру, конечно.
Из теории акустики известно, что для эффективного излучения низких частот нужно специальный басовый динамик поместить в закрытый ящик (акустическое оформление) довольно большого объёма. Чем больше ящик, тем больше оснований заполучить самую глубокую частоту неискажённого музыкального баса. Перспектива держать дома 200-литровую бочку, пусть даже дубовую с инкрустациями, не радует никого. Пресловутый фазоинвертор (канал, рассчитанный на упругость воздуха) позволяет уменьшить размеры ящика, но не настолько, как хотелось бы, а главное, расплата в виде искажений сигнала во времени (гудение, бубнение и т.п.) будет неминуема. Другой путь уменьшения размеров акустического оформления – это применение усилителей с обратной связью и серво-системой (например, датчиком перемещения или ускорения диффузора). Однако при этом возникнут искажения в частотной области, которую удалось расширить за счёт обратной связи. Короче, «куда ни кинь, всюду клин». Театральный сабвуфер шарашит бас заданной глубины, ну а то, что размазывает низкочастотный импульс-удар во времени, – простительно, поскольку в кино, на взрывах да прочих гулах-шумах, подобная отсебятина малозаметна. Музыкальный сабвуфер, по идее, обязан не только легко погружаться в глубины баса, но и не корёжить звук, причём как по частотам, так во времени. То есть не смазывать атаку и не затягивать, а также не раскачивать естественные затухающие колебания. Другими словами, «музыкальник» должен быть быстрым и адекватным и вдобавок не привносить неприятных для слуха гармоник. Однако тут возникает пакостная неувязочка из серии «природу не обманешь». Если сделать АЧХ как можно ровнее и протяжённее, то вероятным следствием будет тормознутость (по сути, демпфирование) сабвуфера с откликом во времени. Получается, выигрываем в частотной области, проигрываем во временнОй – и наоборот. Оптимальный компромисс, как это всегда бывает в технике, весьма тонок и сложен. Бытует мнение, что музыкальных сабвуферов дешевле ~700 у.е. не бывает. Видать, немало народа погорело на недорогих сабвуферах. Тем не менее понятие музыкальности само по себе субъективно-относительное, тут многое зависит от слуха конкретного индивида. Однако насколько хорошо тот или иной сабвуфер подружится-споётся с конкретным помещением (точнее говоря, с низкочастотными резонансами данного помещения), – явление объективное. Порой быстрый сабвуфер с холмообразной АЧХ (например, с макушкой на 50 Гц) гораздо лучше не только «дружит» с помещением, но и сочетается с остальной акустикой. А вот если горб придётся, скажем, на 100 Гц, то ничего хорошего не жди: более чем вероятен резонанс-стояк с типичной российской комнатой и «наезд-наплыв» по частоте на напольные колонки. Вообще, сочетание сабвуфера с другими колонками (по частоте и во времени), так называемая сшивка, – это отдельная большая тема. Пока отмечу лишь два аспекта. Первый – яма на частотном стыке саба с сателлитами гораздо лучше, чем накладка с выпирающим бугром. Посему регулировка частоты среза на сабвуфере (как правило, 50-150 Гц) должна работать по-настоящему, а не служить бутафорской приманкой. С этим примерно всё ясно. Второй ключевой момент: динамик сабвуфера должен «колотить» одновременно (синфазно) с басовиками сателлитных колонок. На практике строгую синфазность достичь трудно, несмотря даже на гибкую подстройку фазы (0..180 градусов), имеющуюся у продвинутых сабвуферов. Дело в том, что сабвуфер сам по себе имеет некую фазочастотную характеристику (ФЧХ), увы, сильно расходящуюся с прямой линией на нуле градусов. Иногда саб переворачивает фазу аж на 180 градусов прямо на пиковой частоте. Подстраивая на сабвуфере фазу, в реальности попросту меняем форму кривулины ФЧХ, пытаясь добиться «гармонии» с кривулиной ФЧХ колонок, и не более чем. Куда и как сильно закосит в итоге суммарная фазочастотная характеристика – одному Богу известно. Нередко подстройка фазы на слух не ощущается. Это ещё не значит, что сия подстройка не функционирует. Не исключено, что влияние помещения в данном случае оказалось сильнее, в частности отражённые волны превзошли дошедших прямиком… А если саб ещё и удалён по сравнению с теми же фронтами на неприличное расстояние относительно слушателя, то в идеале подстройка фазы должна компенсировать разницу пробега «ударной» волны. Но это в абсолютном идеале. Как бы там ни было в теории, а на практике, как ни крути настройку фазы, в любом помещении всяко получаем несколько точек, в которых бас будет сконцентрирован по амплитуде. Отсюда возникает проблема оптимизации размещения самого сабвуфера относительно места прослушивания. Равномерно заполнить помещение (особенно большой площади, со сложной архитектурой) упругим, чётким басом одинаковой интенсивности – задача архисложная, и её мы касаться пока не будем. Отметим два банально-простых правила: если баса мало, поставьте саб в угол комнаты (или передислоцируйте туда «кресло» прослушивания), а если баса много, то подвигайте саб подальше от углов и прочих аппендиксов модной нынче гипсокартонной «архитектуры малых форм». |
Итак, основной элемент активного сабвуфера – адекватный по мощности усилитель низкой частоты. Именно от него в первую очередь зависит, насколько чётким и качественным будет бас. А вот насколько глубоким – во многом определяется размерами динамика и акустического оформления.
Усиление-питание в нынешних сабвуферах AVE реализовано по классической схеме. Увесистый тороидальный трансформатор, обнадёживающие конденсаторы, тройка «рабочих лошадок» на термопасте (оребрение радиатора наружу), ну и прочая «мелочовка». Конечно, немаловажно, какой именно операционник или какой вдруг комплиментарный транзистор используется, но сейчас речь об ином. Класс В уже изъезжен вдоль и поперёк. Класс АВ тоже распахан до основания. Тут главное – питание. Причём чем ближе к чистой синусоиде будет напряжение, подаваемое на трансформатор усилителя, – тем лучше. Посему не удивляйтесь, если сабвуфер из числа тестируемых в условиях с идеальной «напругой» и при искажённом по форме напряжении сети будет звучать по-разному.
100 ватт выходной мощности для сабвуфера в общем-то немного. Правда, если чувствительность динамика высока, то этими ваттами можно басить во всю ивановскую. Но с высокой чувствительностью упрёмся в добротность, а добротность конкретного динамика потянет за собой большой объём акустического оформления. Так что как ни крути, а для компактного сабвуфера нужен мощный усилитель. Особенно если реализовано акустическое оформление Closed Box (то есть без фазоинвертора) и отчасти если используются пассивные излучатели. А как раз таковые стоят в AVE 611. Причём аж две штуки, разнесённые по бокам корпуса относительно динамика, который красуется на лицевой стороне. По сравнению с фазоинвертором следует ожидать выигрыша по развиваемому акустическому давлению и специфической динамики на малых и больших громкостях.
Фирмы с солидным акустическим стажем налегают на сабвуферное усиление по полной программе. Так, у тяжеловеса Pioneer 110 нехилая усилительная часть вынесена за пределы акустически целостного корпуса и выпирает сзади здоровенным курдюком. Tannoy в суперкомпактном (да ещё и closed box!!!), весом всего лишь 7 кг, сабвуфере TS8, наоборот, всё хозяйство упрятала внутрь корпуса, но применила продвинутый (миниатюрный, с высоким КПД) усилитель совершенно иного принципа действия.
BASH – запатентованная технология усиления низкой частоты. Фактически это новый тип усиления, совмещающий эффективность класса АВ и качество класса А. Фокус в том, что посредством специального чипа отслеживается входной сигнал и мгновенно определяется, сколько энергии «вкачать» в тот или иной момент времени. Само же усиление, по сути, широтно-импульсное, без преобразования из аналога в цифру. Иногда усилители BASH относят к свежеиспечённому классу Е. Следует отметить: КПД достигает аж 85%, тогда как у усилителей класса АВ всего лишь около 60%. Нелинейные искажения, конечно, выше, но для сабвуферов вполне приемлемы. |
Всё бы хорошо, но есть одно пакостное но. Если управляющая BASH микросхемка накроется, то нынче найти ей замену на просторах России практически невозможно. В Москве, в специализированных сервисных центрах, ещё есть шанс. |
Тестируемые сабвуферы AVE имеют лишь переключение фазы 0/180 градусов. Это совсем неплохо. Мы уже разобрались (см. врезку выше по тексту), что плавная настройка фазы сама по себе ничего не гарантирует. А на практике, после долгой и нудной настройки фазы по приборам, чаще всего выходят два положения: 0 и 180. По ходу напомню, как «0 градусов», так и «180 градусов» являются довольно условными обозначениями, ведь фаза любого акустического преобразователя сильно зависит от частоты. К какой частоте следует отнести 0, а к какой 180 – лежит на совести производителя. ФЧХ стандартами на бытовую аппаратуру не регламентируется.
808-я модель обзавелась кнопкой-примочкой с интригующим названием bassboost. Не смущайтесь: изготовитель, очевидно, будучи навеселе, надписал тумблер на свой манер. А переключатели под названием music-cinema есть на многих Hi-Fi-сабвуферах. Как правило, режим кино – АЧХ горбом, тут бас без тормозов, режим музыки – АЧХ в горизонтальную «пОлку» и бас, что называется, под чутким контролем.
Сабвуферы 301-й и 611-й моделей, увы, не могут похвастаться удобствами в виде рукояток настройки. На заднюю панель выведен лишь шлиц под отвёртку. В принципе это не так страшно, поскольку в одном помещении при неизменной акустике настройка сабвуфера осуществляется один раз, а уровень сабвуфера на лету регулируется дисташкой с помощью ресивера. Однако в случае подключения к стереоусилителю через высокоамплитудные входы-выходы экономный шлиц, увы, напомнит о себе не раз.
Обращаю ваше внимание, плита-основание у рассматриваемых сегодня сабвуферов выполняет скорее декоративную функцию (отчасти добавляет жёсткости). Никаких дополнительных портов фазоинверторов нет. Сами по себе корпуса вполне жёсткие, толщина панелей MDF достаточная.
Наконец, буквально пару слов о динамиках. Пока в сабвуферах AVE используются длинноходные динамики, но с жёстким подвесом. Внешне качество изготовления диффузора и его подвеса не вызывает нареканий.
Измерения
Основная АЧХ регистрировалась на расстоянии 10 см от корпуса сабвуфера и 30 см от пола. Вспомогательные АЧХ снимались при удалении 1 и 2 метра на высоте 1 метр от пола. Метод оценки АЧХ – импульсный, с последующим усреднением 1/3 октавы. Впрочем, сглаживание проводилось, чтобы соблюсти принятую методологию, для низких частот сабвуферного диапазона в этом большой нужды не было.
Измерения выполнялись для разных положений регулировки уровня громкости, но АЧХ приведены лишь для некого оптимального для каждой модели. Как следствие, строго сравнить, «кто громче-мощнее», по отображаемому на графиках «абсолютному» уровню звукового давления, не получится.
Проанализировав полученные графики, приходишь к выводу, что усиление и регулировка в тестируемых сабвуферах AVE реализованы фактически по одной схеме. Наблюдаемые различия обусловлены в большей мере акустическим оформлением или размерами динамика. Изменение частоты среза при фиксированном уровне громкости у всех моделей приводит к росту уровня звука (реальной громкости). У 611-го нарисовалось некоторое подобие площадки на 50..70 Гц. Спад слева от амплитудного максимума довольно крут, поэтому если оценивать по отметке в -10 дБ, то впечатляющей нижней границы рабочей частоты не намеряешь. На предельном уровне громкости сказываются искажения, и загиб АЧХ не стоит воспринимать всерьёз.
Теперь сравним с АЧХ отобранных удачных сабвуферов Tannoy и Pioneer с минимальной ценой.
Ага, как видим, недорогие «фирмачи» не лезут из кожи вон, чтобы заполучить АЧХ «в полку». При частоте среза 50 Гц пик активности приходится аккурат на 50 Гц. Зато в динамике бас очень быстрый, без размазывания атаки во времени.
Теперь посмотрим, как ведут себя тестируемые сабвуферы AVE в динамике при воздействии повторяющимся коротким дельта-импульсом. На абсолютных величинах амплитуды не заморачиваемся, обращаем внимание на атаку, фазу и выбег-затухание в относительном сопоставлении.
В целом картина схожая. Динамик сабвуферов не сразу раскочегаривается, однако честно фазу не коверкает. Самый резвый, пожалуй, 301-й. Его собрат, 611-й, предоставляет осчастливленным владельцам возможность вволю наслушаться, как колеблется отпущенная струна. Тогда как 808-й норовит тонально сыграть «повыше» – усилку не хватает прыти, больно уж динамик для него тяжёл. Немудрено, что он дольше и сильнее всех резонирует на выбеге.
Если кто-то взгрустнул от всего вышеперечисленного, не печальтесь раньше времени, все проблемы разрешимы. Главное, удачный сабвуфер позволит кардинально улучшить звучание вашей аудиосистемы. В том числе многоканальной!!! И не только в тривиальном «домтеатре», но и при воспроизведении музыки форматов высокого разрешения DVD-audio и SACD (см. обзор «Переходим на «многоканал»!»). Остается лишь выбрать подходящий «сабик». |
Первое, что необходимо учесть при выборе сабвуфера, это размер и реверберацию озвучиваемого помещения. Чем больше помещение, тем здоровеннее динамик саба потребуется и тем амбалистее должен быть его корпус. Нет никакого смысла впихивать большущий сабвуфер, играющий в полку, к примеру, до 30 Гц, в маленькое помещение, поскольку тогда бас вылезет за пределы комнатушки и поселится где-нибудь на кухне или, ещё хуже, на лестнице подъезда. Далее следует задать себе вопрос, какое акустическое давление хотелось бы достигнуть. Другими словами, слушать музыку будем в основном громко или комфортно-тихо. От этого зависит мощность усилителя, встроенного в сабвуфер. Правда, есть нюансик: если сабвуфер имеет закрытое акустическое оформление, то усилитель понадобится намного мощнее. Скажем, для помещения 18 квадратных метров сабвуфер с фазоинвертором для комфортного озвучивания должен иметь усилитель ватт так 150, ну или хотя бы 100, если динамик чувствительный. Уровень стоваттного наверняка придётся выкручивать на полную катушку, тем самым плодя искажения. Конечно, выходная мощность всей системы нарастает нелинейно по мере выворачивания ручки громкости на ресивере-усилителе, и где-нибудь с её середины уровень сабвуфера придётся убавлять. Выбирая саб начиная ватт эдак с 300, уже можно побаловаться дискотечными децибелами, но в обычной жилой квартире начнут плясать рюмки в серванте, дребезжать стёкла, колыхаться нешуточными волнами вода в набранной ванной и с диким ором «банзай» выпрыгивать с балкона соседские кошки. |
Экспертное прослушивание
В качестве «референса» использовались сабвуферы:
- Kef 2005 (~>500 у.е.) – чисто для ориентира
- Pioneer S-W110S-K (~150 у.е.)
- Tannoy TS8 (~300 у.е., на распродажах почти на стольник дешевле)
Также были использованы следующие акустические системы:
- Kef 2005.2 – категория выше $1000
- Доработанная модель Mirage (5.0 комплект) от датской Eltax – категория <$350
- Акустические Hi-Fi-системы тыла от канадской Ultimate (неравномерность АЧХ +/- 3 дБ) – категория <$200
За усиление звукового сигнала отвечал:
- ресивер Yamaha HTR-5640RDS (более поздняя европейская версия знаменитой 440-й модели)
Дополнительно были задействованы:
- Студийные наушники Sennheiser 265 Linear
- Предельно недорогой 5.0 комплект AVE EC-301 (неплохой фронт, от души высоких и низких частот)
Источник звука:
- DVD-плеер Pioneer 565A
Слуховые ощущения полностью согласуются с измерениями. AVE SW-301 достаточно музыкален (особенно учитывая цену). WF-611 не фальшивит, хотя на той же «бочке» порой слышен небольшой призвук. Явно 611-й получился побасистее-поэнергичнее (сказываются пассивные излучатели большой площади). Тяжелее всего сим сабвуферам приходится выкручиваться на быстрой бас-гитаре, но тут многие именитые-дорогие ломают зубы. WF-808, очевидно, задуман, чтобы ударной волной в кино у зрителей грудную клетку сплющивало. В комнате на 20 квадратных метров испытать толком его звучание не получилось: начинала резонировать-трезвонить домашняя утварь.
У всех протестированных сабвуферов спад на частотах среза начинается довольно высоковато, что может создать некоторые трудности при согласовании с басовитой напольной акустикой. Минимизация регулировки среза вплоть до ~50 Гц приводит к снижению уровня развиваемого акустического давления, и единственный выход в данном случае – понижать в ресивере уровень для всех каналов кроме сабвуферного. Но это в сочетании с басистыми «напольниками».
Признаюсь, мелькнула мысль оставить 301-й в качестве эталона недорогого компактного сабвуфера-универсала: больно уж легко он спелся с остальной акустикой (настройка среза – 50 Гц). На эту роль также претендовал 611-й, но был лишён права «играть в финалах» из-за габаритов и отделки.
Рационализаторское предложение
Если компания планирует повышать музыкальность сабвуферов, особенно мощных-здоровенных, то следует обратить пристальное внимание на усилительные каскады и их питание.
О прилагаемой документации. Красивый и удобный гарантийный талон – это, бесспорно, здорово. Но хотелось бы более внятного и подробного в техническом плане мануала, то бишь настоящего солидного руководства пользователя.
Заключение
Сабвуферы AVE из числа моделей этого года пока ещё звёзд с неба не хватают, но уже далеко не желторотые аутсайдеры. Судя по общему качеству и проработанности отдельных моделей, AVE уверенно перемещается из третьего «акустического» эшелона во второй.
Самым удачным (мощным и быстрым) в новой серии сабов AVE стал 806-й, рассмотренный ранее в нашем обзоре 5.1 комплекта AVE FW-806. Среди участников сегодняшнего теста наиболее удачные сабвуферы – это 301-й и 611-й. Самый симпатичный (причём во всех отношениях) – 301-й, он рекомендуется для басовой поддержки в кино и, чуть в меньшей степени, при воспроизведении музыки. Оригинальный 611-й тоже не лыком шит и сравнительно легко справляется с довольно сложными задачами музыкального плана, не говоря уже про кинотеатр. Оба сабвуфера без проблем приживутся в помещениях до 20 квадратных метров. А вот исполинский франт 808-й, похоже, раскроется на полную только в больших помещениях, хотя тут ему может не хватить мощности собственного усилителя.
По сравнению с весьма удачной для своей цены моделью Pioneer S-W110 (120 Вт на выходе) рассмотренные сабвуферы AVE немного проигрывают в неискажённой мощности и в большей степени в глубине чистого баса. Заметно более дорогой сабвуфер Tannoy TS8 с его 200 Вт BASH в closed box – иного поля ягода, тут чёткость баса предельно заострена, и колебания «выбега» напрочь отсутствуют. Однако для тех, кому нюансы звука по барабану, тем паче «под рюмочку», отмеченные преимущества не актуальны.
Вполне приличная «сабвуферная» музыкальность, если слушать на громкостях ниже среднего (например, дома), оказывается, бывает и за 4000 рубликов. А вот чего не бывает за <~$500, так это 30 Гц (и глубже) «не притушенного» по амплитуде и одновременно быстрого баса.
AVE SW-301 | |
За | Против |
Сочетается со многими акустическими системами | Нет выключателя, ни автоматического, ни ручного |
Компактный | Настройка фазы и уровня – только шлиц, без рукоятки |
Резвый бас | |
Небольшое послезвучие | |
Привлекательный дизайн | |
Компактный | |
Резвый бас | |
Небольшое послезвучие | |
Привлекательный дизайн |
AVE WF-611 | |
За | Против |
Напористый бас | Нет выключателя, ни автоматического, ни ручного |
Рекордное звуковое давление | Только шлицы |
Добротно согласованный усилитель | Атака чуть смягчена |
Оригинальная конструкция | |
Высокое качество изготовления | |
Интригующий дизайн | |
Рекордное звуковое давление | |
Добротно согласованный усилитель | |
Оригинальная конструкция | |
Высокое качество изготовления | |
Интригующий дизайн |
AVE WF-808 | |
За | Против |
Тектонический бас | Массивен и габаритен |
Абсолютная глубина по НЧ (достигается за счёт резонанса на 70 Гц) | Для помещений более 50 кубов |
Отличные внешние данные | При срезе 50 Гц усилитель с трудом оперирует динамиком |
Полный набор входов-выходов | |
Хорошая отделка | |
Абсолютная глубина по НЧ (достигается за счёт резонанса на 70 Гц) | |
Отличные внешние данные | |
Полный набор входов-выходов | |
Хорошая отделка |