Опубликовано 16 июня 2010, 00:01

Круглый стол по облачным вычислениям в России. Начало

Cloud computing, они же - облачные вычисления. Что это - модная штучка, или реально что-то полезное? Или и то, и другое вместе? Может ли работать эта модель у нас, или это непригодное для России изобретение? Пытаемся разобраться вместе с экспертами из Сisco, Билайна и Софтлайна.

Ferra: Давайте, наверное, для начала представимся.

OK: Олег Коверзнев, Cisco Systems, менеджер по развитию бизнеса. Отвечаю за направление ЦОД и виртуализации в комании Cisco.

Коверзнев

Коверзнев

РЛ: Роман Лукьяненко, руководитель департамента эксплуатации сетей ШПД, группа компаний «ВымпелКом».

Лукьяненко

Лукьяненко

АС: Антон Салов, компания Софтлайн, руководитель департамента корпоративных интернет-решений и руководитель проекта SoftCloud, который как раз является агрегатором облачных сервисов, облачных решений, в нашей компании.

Салов

Салов

F: Темой для разговора является Cloud Computing именно в России. Понятно, что в западном IT эта тема уже несколько лет является, мягко говоря, модной. А у нас более-менее заметной она стала где-то в течение последнего года. И хотелось бы поговорить именно о том, что такое CC в России. И, для начала, определиться с тем, есть ли рынок: кто клиент Cloud’a в России? То ли это частные лица, которым их интернет-провайдер предлагает, скажем, услугу онлайн-антивируса или домашней бухгалтерии? То ли это малый бизнес — скажем, какой-то CRM дешевенький, рублей за сто в месяц? То ли это какие-то большие компании? То ли, учитывая российскую специфику, основным клиентом, может быть, является вообще госсектор? Куда в России продавать SaaS-услуги?

АС: Давайте, наверное, я начну, поскольку мы продаем SaaS уже более полутора лет. Я бы сказал, что отнюдь не домашние пользователи являются аудиторией для SaaS-вендоров. Потому что все-таки платежеспособность домашней аудитории куда ниже, чем у бизнеса. И если мы говорим про бизнес-аудиторию, то, конечно же, основными клиентами SaaS являются малый и средний бизнес. Но я не хотел бы ограничиваться только ими, потому что у нас есть довольно большое количество клиентов, у которых насчитывается от 500 до 1000 компьютеров, и, по всем классификациям, мы относим их уже к серьезному энтерпрайзу.  

1

1

Источник изображения

Я бы сказал, что это основные клиенты. Плюс, можно еще выделить определенные структуры из госсектора, которые тоже, как оказалось, готовы к некоторым сервисам. Если, конечно, называть их не SaaS и Cloud, а, скажем, аутсорсингом части своей инфраструктуры. Такие примеры действительно есть, когда, скажем, целые регионы России выносили, допустим, свои почтовые системы на аутсорсинг. Вот вам и Cloud. Тут конечно, можно рассуждать, private он, или public, но все-таки это cloud-сервисы. И, исходя из этого, я могу утверждать, что госсектор, в определенной своей части, готов к таким решениям.

РЛ: Мы, в роли сервис-провайдера, тоже предоставляем подобие Cloud — это антивирус. И я бы не недооценивал долю частного сектора, долю ритейла…

F: … денег у них мало, но их много?

РЛ: Денег у них мало, но их действительно очень много. Сейчас еще нет достаточного количества достойных продуктов, чтобы предложить им. Например, появляются сервисы, предоставляющие игры, как известный OnLive. Это когда ты покупаешь маленькую коробочку — у тебя там ничего нет, а можешь на ней играть, скажем, в Crysis на максимальном разрешении и с максимальными настройками. То есть, от сервера на эту коробочку идет только передача видео и управляющий сигнал. А вся обработка графики, движений, происходит на стороне сервера.

2

2

Источник изображения

F: А какая требуется пропускная способность?

РЛ: При максимальных настройках — всего 5 мегабит. Если он или аналогичные порталы начнут развиваться в России, это будет достойный скачок в области ритейла.

F: Я почему в самом начале разговора привел пример как раз про антивирус — это просто, если говорить о Билайне, единственный пример, который вообще можно привести. У вас только он, по-моему, и есть в качестве такой услуги…

РЛ: … пока — да.

F: Олег, а в вашей практике? Cisco, насколько я помню, с частными лицами не работает. Средний бизнес, крупный, государственный — кто больше энтузиазма проявляет в отношении Cloud?

ОК: В России, или во всем мире?

F: В России.

ОК: Понимаете, из Cloud Computing сделали очень модную тему. И зачастую возникает проблема курицы и яйца. То есть сначала нужно говорить о каких-то предпосылках в изменении бизнес-модели, операционной модели работы ЦОД, а уж затем спрашивать — нужен ли Cloud Computing? Как таковой, Cloud Computing никому не нужен. Но есть ряд задач, которые, во-первых, сервис-провайдеров сподвигают искать новые бизнес-модели, и здесь они смотрят на Cloud Computing как на инструмент для зарабатывания денег. (В первую очередь, для них это именно бизнес-модель. И лишь во вторую — какая-то техническая модель предоставления услуг).

А во-вторых, крупный энтерпрайз сейчас смотрит на то, как им более эффективно организовывать свою инфраструктуру, свой ЦОД. И для них, если кто-то придет, и конструктивно объяснит, как трансформация традиционного ЦОД по приниципу Cloud Computing поможет компании повысить эффективность на 20-30 процентов, то, наверное, это вызовет больший интерес. В данном случае CIO не важно,  каким иностранным термином это будет называться, лишь бы это реально помогло повысить эффективность.

Мы, как технологический вендор, конечно, используем тренд интереса к Cloud, и видим, что и у энтерпрайза, и у мид-маркета, и у телеком-операторов это находит отклик, однако все компании, с которыми мы сейчас общаемся, уже ожидают определенной конкретики, и мы стараемся не спекулировать терминами, а предлагать вполне конкретные решения для ЦОД. Помимо технологий, Cisco всегда выступала в качестве вендора, понимающего бизнес своих клиентов. Как зарабатывать деньги с помощью Cloud Computing? Этот ответ ожидают телеком-операторы.

3

3

Источник изображения

F: То есть, это не они формулируют, а ждут, что вы придете, и сформулируете для них?..

ОК: Очень часто так оно и происходит. Потому что, казалось бы — Cisco делает только оборудование, и мы должны под какую-то бизнес-модель дать свое железо, и не более того. Однако подход Cisco всегда подразумевал более плотную работу по обоснованию решения, проработке бизнес-кейса вместе с оператором связи, моделировании показателей возврата инвестиций, обеспечению доступа отечественных заказчиков к базе знаний ноу-хау, накопленной в результате работы с клиентами из разных стран и континентов.

F: А они ждут, что вы придете к ним, предложите свое оборудование, а заодно объясните — для чего оно им нужно?

OK: Очень часто бывает именно так. Мы все-таки должны понимать, в какой стране мы живем. И очень часто мы следуем тенденциям Запада, общему тренду, с каким-то отставанием. Иногда мы очень быстро сокращаем разрыв, и это хорошо. Но часто просто следуем тренду. И многие операторы связи обращаются к нам, либо готовы нас выслушать, для того, чтобы мы объяснили им - как монетизировать это вот выражение, «Cloud Computing».

Интервью менеджера по развитию бизнеса Cisco Олега Коверзнева:

F: Мне не так давно попадалось такое вот интересное мнение, что для бизнеса Cloud может быть очень интересен в случае, когда он начинает новый локальный проект с непонятными перспективами. И, соответственно, вместо того, чтобы закупать серверы, нормально оборудовать рабочие места, сеть, и так далее, ты просто покупаешь это серверное время, по тридцать центов в час, запускаешь, скажем, лабораторию в Нижнем Новгороде, и смотришь, как оно все будет развиваться. Пошло — замечательно. Не пошло — ну не очень и жалко: CapEx (капитальных расходов) минимум. Закрыть все, да и дело с концом.

4

4

Источник изображения

А вот если делается изначально крупный, полномасштабный проект с понятными перспективами, то, в принципе, Cloud не нужен, и лучше вложиться сразу в CapEx, но зато потом это будет дешевле.

АС: Я могу только сказать, что нужно четко разделять ожидания от двух понятий. Есть Cloud, когда мы больше делаем акцент на инфраструктуру. Когда мы сейчас говорили о том, чтобы взять в аренду процессорное время, или какие-то мощности, мы не говорили про конкретные приложения. И у процессорных мощностей, у Cloud’а в этом понимании, более широкое поле, потому что может быть Public Cloud (что-то в интернете), может быть Private Cloud (в своем собственном дата-центре). И тут, конечно, эти ресурсы можно брать под какие-то конкретные проекты, под тестовые моменты, и под все остальное.

И есть факты построения бизнеса на основе Cloud Computing в плане уже сформировавшихся конечных решений. Когда мы говорим второй модный термин — SaaS, софт как сервис. Это уже конечное решение. Я оговорюсь, что когда я изначально говорил про Cloud, я в основном имел в виду SaaS, которым мы как раз и занимаемся. Мы занимаемся тем, что конечные приложения с расчетом на конечного определенного пользователя предлагаем этому самому пользователю. И, действительно, большинство компаний малого и среднего бизнеса покупают именно SaaS.

Если мы говорим, к примеру, про антивирус, то он, как таковой, из облака, к SaaS отношения не имеет. Это Cloud, но не SaaS. Потому что надо что-то поставить на компьютер. Кто-то называет это Cloud, кто-то — антивирус по подписке, антивирус в аренду…  Это новая модель, которая так же, как и SaaS, позволяет, например, победить пиратство. Но, с другой стороны, построение бизнеса, получение выгоды, идет именно от SaaS, как от конечных решений. Например, если мы говорим про малый бизнес, если это стартап, то они не хотят вкладываться в инфраструктуру. Они хотят быстро получить все необходимые средства для того, чтобы заниматься своим прямым делом. Которое у них заключается не в построении необходимой инфраструктуры, а в производстве, к примеру, туалетной бумаги, или выращивании комнатных растений. Не принципиально, чем они занимаются, но это явно отлично от построения IT.

С другой стороны, есть крупные компании, у которых есть распределенная филиальная сеть, и у которых есть определенная сезонность бизнеса - например, туристические компании. Или компании, которые занимаются производством, скажем, средств бытовой химии для борьбы с насекомыми. Летом бизнес больше, зимой — меньше. Соответственно, что нужно? Нужно мобильно развернуть офисы продаж и, когда сезон закончится, так же мобильно их свернуть. В этом случае, попытка сделать CapEx несет проблему в том плане, что на вас висит лицензия, за которую платить придется целый год. А так платить придется лишь за, предположим, шесть месяцев работы. Это все вытекает из идеи аренды. Потому что в определенных моделях, в определенных бизнес-условиях, возможность аренды гораздо важнее и интереснее.

5

5

Источник изображения

F: Роман, у вас есть что-то добавить?

РЛ: Я хотел подчеркнуть, что сезонность бизнеса — это большой шаг к SaaS-услугам.

F: Кстати, тут вот была мысль о SaaS, как некой производной от Cloud. Когда Cloud — это предоставление мощностей, а SaaS — это уже вторая ступенька, когда на этих мощностях крутится какой-то софт.

АС: Сейчас вот как раз есть разделение. Когда крупный бизнес использует Cloud Computing с точки зрения аренды мощностей, инфраструктуры, а средний и малый бизнес в основном нацелен на конечные приложения, потому что они сами не могут эти конечные приложения запустить и обслуживать.

F: Мне вот на днях встретилась такая вот штука. Тайваньское правительство заявило о том, что оно готово вложить 75 миллионов долларов США в продвижение Cloud Computing среди своих разработчиков и производителей. И от кого-то из этих чиновников прозвучала такая реплика, что, фактически, все приходит к 3C: cloud computing, client devices, connectivity. То есть, все должно быть взаимосвязано. Устройства должны разрабатываться с прицелом на то, что они будут в облаке работать — тот же iPad. Провайдеры должны подстраивать свои бизнес-модели под Cloud. И, соответственно, сам Cloud, приложения на его основе, должны строиться с учетом остальных двух компонентов. Так, появляются уже 3C.

6

6

Источник изображения

ОК: Еще один термин…

F: Да уж. А вообще, по поводу терминов была такая интересная мысль, что Cloud Computing — это такая красивая фишка, которая придумана для того, чтобы в очередной раз раскрутить одну и ту же идею, в предыдущем воплощении известную как «тонкие клиенты». И, что если мы назовем Cloud Computing тем, чем он и является — предоставлением услуг через Интернет, это уже начинает звучать не так интригующе, и это продавать будет сложнее.

АС: Как раз мы, если мы говорим о предоставлении услуг через интернет в плане SaaS, поняли, что не надо говорить “SaaS” и “Cloud Computing”. Эти названия мы должны говорить между собой, среди профессионалов. А конечному пользователю: бизнес-почта в аренду. Или, к примеру, коммуникации в аренду. Виртуальный PBX. Когда мы говорим: ребята, при открытии нового офиса вам не нужно покупать PBX от Panasonic или NEC, и вешать ее на стенку, тем более, если у вас офис мобильный. Вы можете то же самое сделать через интернет, на основе тех же технологий, которые предлагает Cisco, и предлагать это более мобильно, более гибко, более хорошо. И когда вы расскажете с этой точки зрения, то конечный пользователь вам больше будет доверять, и скорее купит услугу, чем если вы будете говорить «SaaS» и все такое прочее.

F: Верю. Хорошо, тогда такой вопрос. Антон, вы считаете, что спрос больше со стороны малого и среднего бизнеса (по крайней мере — на данный момент), Роман — что  не надо игнорировать частных клиентов. А вот если представить себе, что я сижу, и думаю: «Надо бы заняться бизнесом, сделать что-то новенькое. Пойду в Cloud Computing, в SaaS». На кого мне перспективнее ориентироваться? Приложения для кого разрабатывать — для бизнеса или для частных лиц?

РЛ: Смотря сколько вы готовы на это потратить…

АС: …И как быстро вы хотите вернуть деньги…

РЛ: …Выход на массовый рынок подразумевает огромные вложения, но, зато, потом он в течение долгого времени приносит прибыль. А рынок SMB — это малые вложения и быстрая прибыль.

АС: Абсолютно согласен.

ОК: Опять же, надо принять во внимание, что рынок SMB в России и рынок SMB в Штатах — это две большие разницы. Для меня Россия — это страна совсем крупного энтерпрайза и среднего (мид-маркет) энтерпрайза. Рынок SMB у нас по разным (историческим, политическим) причинам, в соответствии с развитием страны, находится в зачаточном состоянии. И, если смотреть по количеству живых компаний малого и среднего бизнеса, их культуре потребления IT-услуг, то мы поймем, что, к сожалению, у нас не будет такого роста, как в Штатах или Европе. Именно за счет того, что, во-первых, не очень большая популяция, а во-вторых — совершенно другая культура пользования услугами. Поэтому, я тоже считаю, что консьюмеры — это тоже очень большой рынок, их не нужно забывать, и на каком-то этапе они могут стать даже более привлекательными, чем SMB.

7

7

Источник изображения

F: Понятно. То есть, мне надо выбрать между тем — писать какое-то приложение для «В контакте» или же ориентироваться на создание SaaS-решения для РЖД.

ОК: Опять же, хочу сказать, что плюс- то в чем? В том, что не нужно замыкаться на какой-то географической среде. Сделал приложение — оно может работать в России, Восточной Европе, и так далее. Плюс бизнес модели как раз и заключается в том, что тебе не нужно замыкаться на какой-то географической территории. В том, что отличает Cloud Computing от просто «услуги через интернет», лежит определенная техническая модель предоставления услуги, основанная на базе географически распределенных ЦОД, на базе технологии, которая позволяет добиваться эластичности предоставления сервиса.

Производительность растет: клиент сегодня использует десять рабочих мест для CRM, а завтра — пятьдесят тысяч. Термин Cloud Computing в угоду моде применяется теперь направо и налево. Но если твой сервис не может масштабироваться прозрачно для клиента, если он в какой-то момент упирается в потолок и требует «ручного управления», то это — не Cloud Computing.

F: Мне недавно встретилось упоминание о том, что SalesForce… Нет - SuccessFactors, покупала CubeTree — небольшой стартапчик, за 50 миллионов долларов, чтобы добавить функционал их решения в свою SaaS-платформу. SuccessForce специализируется на SaaS решениях в области HR’a, управления людскими ресурсами. И их продукты используются не на 50 тысячах, а на 8 миллионах рабочих мест. Это по поводу необходимой масштабируемости.

OK: Возвращаясь к изначальному вопросу. И рынок SMB, и рынок консьюмеров — выглядят привлекательными, в целом регионе. Не надо брать конкретно Россию - сейчас, мне кажется, разработчик нацеливается на более крупную географию.

АС: Вот сейчас упомянули SalesForce. Это самая популярная в мире облачная CRM. При этом, ни в одном регионе, ни в одной стране, она не является самой популярной. Она просто очень быстро смогла захватить мир именно за счет самой модели. Она совершенно спокойно смогла придти и в Европу, и в США, и в любые другие регионы. Именно благодаря этому они смогли сделать такой скачок, набрав уже более 55 тысяч пользователей.

8

8

Источник изображения

Круглый стол по облачным вычислениям в России. Продолжение.

Круглый стол по облачным вычислениям в России. Окончание.