Взлеты и падения IT индустрии с 22 по 28 июня
Пожалуй, наиболее важным событием в индустрии мобильных телефонов, после начала приема заказов на iPhone, явился выход DROID X от Motorola. А самым интересным фактом, связанным с этим событием, стало объявление, что сейчас в день активируется порядка 160 тысяч устройств на базе Android, в то время как в первом квартале в среднем в действие вводилось порядка 97 тысяч iPhone. Понятно, что то был первый квартал, да и iPhone и «устройства на базе Android» - это немного разные вещи. Но, тем не менее. В первую очередь, эта новость интересна в качестве иллюстрации потенциала Google App Store. Во вторую очередь – для демонстрации динамики. В феврале активировалось порядка 30 тысяч Android-аппаратов в сутки, а в мае Google называл цифру в 100 тысяч. Соответственно, смещается и отношение разработчиков приложений, которые, по опросам, считают iOS очень горячей темой прямо сейчас, но начинают видеть Android в качестве более перспективной платформы на дальнюю перспективу.
Apple борется. И борется не только с помощью выпуска новых продуктов. К списку патентов, нарушаемых HTC, заявленному в соответствующем мартовском иске, Apple на минувшей неделе добавила еще несколько. Пока соответствующие органы занимаются рассмотрением ее жалоб, сама компания разбирается с претензиями клиентов по поводу iPhone. Устройства потихоньку прибывают к заказавшим их людям, те начинают сталкиваться с проблемами с активацией, с известной проблемой с потерей сигнала, и, конечно, с проблемами с сетью AT&T и ее тарифными планами. От iPhone4 пострадала даже FedEx, чей американский сайт не выдержал толпы фанатов, отслеживающих, где находится посылка с их новым телефоном.
Удивительно, но с iPad’ами таких заметных проблем не замечено. Конечно, их популярность пониже: как было объявлено на прошлой неделе, за 80 дней, прошедших с момента начала продаж устройства, Apple продала «всего» 3 миллиона аппаратов. И, пока что, при таких темпах, именно iPad можно считать самым быстро продающимся мобильным устройством за всю их историю.
А вот Nokia продолжает выбираться из своих проблем. Symbian не оправдал возложенных на него два года назад высоких надежд, когда финны приобрели за 264 миллиона евра контроль в этом консорциуме. Как было заявлено на минувшей неделе, в High-end смартфонах Nokia предпочтет использовать MeeGo – основанную на Linux операционную систему, смесь ее собственного Maemo и Intel’овского Moblin. Учитывая, что Android тоже основан на Linux, большого смысла в таком решении не просматривается: это тот случай, когда проще было бы присоединиться этому лагерю, чтобы легче было конкурировать со всеми прочими (Apple, HP (Palm), Microsoft, RIM).
Интересно, это заявление по поводу MeeGo добавит энтузиазма разработчикам приложений для Ovi Store, для текущих топовых смартфонов Nokia? Очевидно, что объявленные перспективы Symbian должны вдохнуть в них просто безудержное воодушевление писать что-то под тот же N8.
Очень характерно в этом плане и то, что Чарльз Дэвис, глава команды в Nokia, отвечающей за архитектуру и стратегию, а, заодно, и бывший CTO Symbian, объявил об уходе из Nokia в… TomTom — голландский создатель GPS-платформ, которого, после того, как та же самая Nokia занялась картами, уже чуть ли не похоронили.
А Intel, тем временем, возможно, собирается урегулировать отношения с FTC – по крайней мере, адвокаты обеих сторон подали в суд заявление о приостановке процесса на месяц. Эта мера предпринимается в тех случаях, когда стороны ведут переговоры о внесудебном урегулировании разногласий. Речь идет о том иске, который FTC подала против Intel в декабре, обвиняя компанию в злоупотреблении своим положением на рынке (сюрприз, сюрприз!) против AMD и NVIDIA. Сами судебные слушания назначены на сентябрь, но, до сих пор, Intel категорически выступал в том ключе, что ничего неправильного он не делал. Интересно, что же, в таком случае, он намерен признать в рамках соглашения с FTC? Но, по видимому, оценив ситуацию, было решено, что дешевле – договориться.
Но, если уверен в своей правоте – лучше идти до конца. Как это сделал YouTube в процессе с ViaCom, обвинившей, напомню, в 2007 году этот сервис в потакании видеопиратству, и требовавшей возмещение ущерба в 1 миллиард долларов. Федеральный судья Луис Стентон признал Viacom проигравшим процесс, поскольку принятый в 1998 году закон (DMCA) защищает сервис от подобных обвинений – вердикт, способный серьезно повлиять на взаимоотношения интернета и медиакомпаний. (Как впрочем, не менее серьезно сказалось бы и противоположное решение судьи). Впрочем, Viacom, понятное дело, уже заявила о намерении подать апелляцию, так что последняя точка еще не поставлена.
У Cisco и вовсе о судах речи не идет: компания вообще отличается редкостным миролюбием, а если говорить о взаимоотношениях с Россией, то там вообще практически «медовый месяц». Речь, конечно же, идет о пресловутом соглашении о намерении вложить в Россию все тот же 1 миллиард долларов (красивая цифра, наверное – всем нравится) в течение ближайших десяти лет. Плюс, сто миллионов долларов – в венчурные проекты там же. Плюс, Cisco «установит выделенное физическое присутствие» помимо имеющегося представительства в Сколково. Это означает дальнейшее расширение работы Алмаз Кэпитал Партнерс, участие Cisco в создании инфраструктуры Сколково (аналогично последним азиатским проектам Cisco по строительству «умных городов», и, возможно, локализацию производства (все равно требующуюся для участия в тендерах). В общем, ничего сверхъестественного, но зато – хороший пиар. Для обеих сторон.
А вот Facebook, напротив, намерен в России, Китае, Южной Корее, и Японии полмиллиарда получить. Только не долларов, а пользователей. Долларов он хочет получить заметно больше. Но это в перспективе. А вот пользователей придется заполучить очень скоро, учитывая, что сейчас в Facebook имеется порядка полмиллиарда аккаунтов, а Цукерберг на днях заявил, что в следующем году социальная сеть должна достичь планки в миллиард абонентов. Не самая легкая задача, учитывая, что во всех этих странах Facebook серьезно уступает по распространению местным аналогам, типа ВКонтакте.
Что касается России, то посмотрим, как справится с делом новый европейский шеф Facebook, Джоанна Шилдс, бывшая CEO социальной сети Bebo, когда та была продана AOL за 850 миллионов долларов два года назад. А пару недель назад AOL продала Bebo фонду Criterion Capital Partners за несколько миллионов долларов. Внушает. Вспомним, к слову, недавнюю продажу AOL ICQ русскому фонду DST за 187.5 миллионов. А на минувшей неделе был продан очередной актив – некая DMS Insights, компании uSamp, занимающейся рыночными исследованиями в онлайне. Аналитики оценивают сделку в 3-4 миллиона долларов. Интересно, на что пойдут все эти деньги? Стоит отметить, наверное, что на минувшей неделе Дэвид Темкин, бывший вице-президент по разработкам в Palm, ушел в AOL на должность руководителя мобильного направления.
Пусть поторопится, а то ходят слухи, что их может Microsoft купить. Впрочем, пока ей явно не до этого: представляете, сколько сил требуется для того, чтобы подсчитать продажи Windows 7? С учетом того, что, как было объявлено на минувшей неделе, эта ОС продается со скоростью 7 копий в секунду – по крайней мере, если судить по тому, что с октября было продано 150 миллионов экземпляров. Самая быстропродаваемая операционная система в истории. Рецепт успеха от Microsoft: выпусти Vista, после чего следующая ОС будет расходиться, как горячие пирожки.
Впрочем, не всех это восхищает. Salesforce, к примеру, после того, как Microsoft подала на нее в суд, обвиняя в нарушении патентов, взяла, да и наняла Дэвида Бойса, который в Минюсте США отвечал за успешное антимонопольное расследование в отношении Microsoft. А потом сама обвинила Microsoft в том, что ее .Net, SharePoint, и ряд других продуктов, нарушают патенты Salesforece. Знатная будет битва.
Пожалуй, из юридических разборок осталось упомянуть лишь об эпизоде, когда на минувшей неделе IBM через суд запретила своему бывшему топ-менеджеру, Джоанне Олсен, устроиться на работу в Oracle. А та уже было въехала в кабинет старшего вице-президента по «софту по требованию», но позабыла, что, уходя из IBM, подписывала соглашение об отказе работать в конкурирующих компаниях в течение года после ухода. IBM ей успешно об этом напомнила.
Однако, у Oracle было чем перебить это известие. Компания объявила о результатах минувшего финансового квартала, и они реально впечатляют. Это был первый квартал, когда она консолидировала результаты Sun, что не замедлило сказаться на продажах самым что ни на есть положительным образом: 9.5 миллиардов долларов, что на 39% выше, чем год назад. Прибыль выросла на 25%, до 2.4 миллиардов. Sun тоже внесла сюда свой вклад – по словам представителей Oracle, в результате всех принятых мер она уже вышла в плюс, при том, что год назад квартальный убыток Sun составлял порядка 400 миллионов долларов. IBM, с которой Sun в пору расцвета всерьез конкурировала, действительно впору забеспокоиться.
И еще один результат квартала, о котором стоит упомянуть. Adobe на минувшей неделе объявила, что, вопреки всем козням Джобса, ее второй финансовый квартал, закончившийся 4 июня, принес ей прибыль в 148.6 миллионов долларов (+18% по сравнению с прошлым годом) на фоне продаж в 943 миллиона (+34%). Правда, Sun Adobe за минувший год не покупала, так что за столь серьезный рост объемов продаж ей стоит благодарить пакет Creative Suite 5. Рецепт успеха – почти как у Microsoft. Выпусти CS4 в разгар кризиса, когда его покупать никто не будет, а когда кризис минует – выпусти CS5, и наслаждайся отложенным спросом.