Взлеты и падения IT индустии с 3 по 8 ноября
Стив Балмер, которого в последнее время каждый второй уговаривает уйти с поста CEO Microsoft, объявил, что продал акций компании на 1.3 миллиарда долларов, и намерен до конца года продать еще миллионов на семьсот. В таком случае, его доля в компании, на начало минувшей неделе составлявшая порядка 4.2% и стоившая 9.6 миллиарда долларов, сократится где-то на одну пятую. У Гейтса останется больше — порядка 7.2% акций Microsoft, несмотря на то, что он постоянно их потихоньку продает для финансирования своих благотворительных программ.
Ну да ладно, перейдем к бизнесу. В начале минувшей недели наблюдатели гадали, что ж это за такое большое мероприятие собирает Facebook, по какому такому масштабному поводу? То ли какой-нибудь аналог сервиса групповых покупок запустят (типа Groupon), то ли свой мобильный телефон представят, то ли ограничатся чем-нибудь вроде приложения под iPad. На деле получилось совсем другое: компания представила сервис, позволяющий продавцам товаров и услуг предлагать скидки пользователям Facebook Places, «отмечающимся» в тех или иных местах с помощью своих мобильных телефонов.
То есть, по сути, мобильная реклама с локальным контекстом — тренд, который сейчас активно прорабатывают Google, FourSquare, и прочие игроки. Но у Facebook перед ними есть одно небольшое преимущество — 200 миллионов пользователей Facebook, заходящих в эту соцсеть через мобильные устройства. Масштаб, который не мог не привлечь соответствующих партнеров: в США воспользоваться новым сервисом намерены MacDonald’s, Starbucks, средние по размерам сети магазинов. А вот свой телефон Facebook выпускать не намерена.
Но это уже не могло спасти взаимоотношения Google-Facebook, после того, как последняя открыла доступ к своим данным для Microsoft Bing, и не сделала того же для Google. Первым признаком недовольства Google на минувшей неделе стало блокирование доступа для Facebook к спискам контактов Gmail — то, что до этого Facebook имел все последние годы, и использовал для поиска друзей пользователя. Однако сам Facebook, напротив, не позволял произвести, экспорт своих контактов в тот же Gmail. А по условиям нового пользовательского соглашения Google, вступившего в силу на прошлой неделе, теперь Google Contacts доступны только тем сервисам, которые сами готовы идти на взаимность. В принципе, здесь трудно высказать какие-то претензии к Google — в самом деле, почему они должны бесплатно предоставлять данные о своих пользователях сервису, который не делает того же самого для них? Имеют полное право. Однако этот шаг слегка запоздал: вряд ли для Facebook с их полумиллиардной базой пользователей доступ к контактам Google значит сегодня столько же, сколько и раньше.
Еще одним новостным контрагентом Google на минувшей неделе стало правительство США. По-видимому, компания решила, что на китайском фронте все нормально — хуже уже некуда, так что можно перенести боевые действия на родную почву. Google подал в иск на Министерство внутренних дел США (это не аналог нашего МВД, оно занимается управлением национальными парками и программами, связанными с аборигенным населением), обвиняя их в том, что они отказались использовать для своих 88 тысяч сотрудников Google Apps предпочли решения Microsoft.
Судиться со своим потенциальным клиентом потому, что он выбрал не тебя, а конкурента — свежее решение, хотя, конечно, госструктуры тут всегда относились в особом положении. Здесь — да: тендеры, четкие рамки, и возможность подать в суд, если считаешь, что твой продукт был отвергнут по каким-то непонятным соображениям. Google как раз и утверждает, что в роли участника тендера изначально рассматривалась лишь Microsoft Business Productivity Online Suite, не имеющая даже необходимых лицензий для использования в госструктурах, тогда как Google Apps, все необходимые сертификаты имеющая, в качестве участника соревнования попросту не рассматривалась, несмотря на неоднократные попытки Google этого добиться. Условия тендера были сформулированы именно под Microsoft, вплоть до формулировок из ее технической документации — а вы думали, что подобная практика является лишь российским изобретением?
Власть и бизнес, бизнес и власть — у них всегда были сложные взаимоотношения. К слову, для Карли Фьорины, бывшей руководительницы HP и сенатора США, поход во власть закончился, пора возвращаться в бизнес. По итогам голосования в Калифорнии на минувшей неделе, Фьорина проиграла в гонке на право представлять штат в Сенате. Унизительное поражение потерпела и желавшая стать губернатором этого штата бывшая глава EBay Мэг Уитмэн. Потратив на губернаторскую гонку личных 140 миллионов долларов, она получила лишь около трех миллионов голосов избирателей. Есть на примете пара крупных IT-компаний, где требуется CEO высокого полета? HP не предлагать.
К слову, в HP Лео Апотекер решил поднять дух сотрудников, объявив им о том, что в этом месяце их ожидают «хорошие новости». Возможно, речь идет о повышении зарплат, сниженных в кризисном прошлом году. С тех пор ситуация заметно улучшилась, а вот заработки сотрудников обратно не вернулись. Скорее всего, новый CEO слегка ослабит финансовую дисциплину в этом аспекте.
Тем временем, новый пятилетний контракт на обслуживание технологической инфраструктуры банка Ирландии, ранее имевшийся у HP, теперь достался IBM. За эти пять лет компания получит порядка 300 миллионов долларов. Одновременно, Dell объявил о том, что, отняв у HP второе место на китайском рынке персональных компьютеров (первое, понятно, у Lenovo), намерен и дальше оставить его за собой. Да, действительно, боевой дух персонала Апотекеру надо поднимать. Впрочем, стоит заняться и какими-то более серьезными действиями по укреплению позиций компании на мировом рынке.
Конечно, найдутся и те, кто будет против. Oracle, например. На минувшей неделе, как и было запланировано, начались слушания по делу Oracle-SAP. Надо напомнить, что суд не должен установить, виновна ли SAP (точнее, ее подразделение TomorrowNow), или нет. Виновна. Речь идет лишь об определении размера компенсации, которую должен получить Oracle. Те, естественно, сразу установили планку понесенного ущерба в нереальные 2.3 миллиарда долларов.
Вторая задача — максимально привлечь к делу HP и Апотекера. Адвокаты Oracle уже заявили на суде, что он был полностью в курсе происходящего тогда, и все руководство SAP знало о действиях TomorrowNow еще с 2005 года. SAP заявляет, что подсчеты Oracle «основаны на фантазиях», а максимум, на что тянет ущерб — это сорок миллионов долларов (плюс, уже согласилась заплатить Oracle 120 миллионов на их расходы на адвокатов). HP, разумеется, отказывается от предоставления своего главы в суд, где ему под присягой придется давать объяснения о том, что он не участвовал в воровстве интеллектуальной собственности (но, возможно, предоставит его видеовыступление). В общем, дебют стандартный, а самое интересное начнется с этой недели — в суде свидетелем будет выступать Ларри Эллисон.
Пока что начало осталось за Oracle. Компания не только смогла сделать хорошую заявку на то, что считает заявленную сумму ущерба справедливой, но и нанести максимум репутационного ущерба SAP, постоянно в новых и ярких красках описывая, как все происходило — несмотря на все попытки адвокатов SAP напомнить, что в суде рассматривается дело не о том, виновна SAP или нет. Они, соответственно, преследуют свою линию защиты: мол, TomorrowNow не смогла нанести Oracle серьезного ущерба, поскольку не смогла отнять существенное количество клиентов. Да и вообще, мол, клиенты от Oracle сами уходили, даже не к TomorrowNow. Пока, на мой взгляд, прошлая неделя в суде закончилась со счетом 1:0 в пользу Oracle.
Неплохо чувствовала себя компания и вне зала суда. Эллисон решил вспомнить об электронной коммерции, и потратил на это дело порядка одного миллиарда долларов. Не в том смысле, что Ларри прошвырнулся за покупками по нескольким сайтам, продающим принадлежности для яхт, а в том, что Oracle сделала предложение о покупке компании Art Tech Group, поставщика технологических решений для eCommerce, хорошо сочетающихся с продуктами Oracle соответствующей направленности: CRM, управление поставками, и т.д. Компания небольшая (оборот за последний квартал составил 50.3 миллиона долларов), но перспективная — см. самое начало статьи, по поводу Facebook.