Взлеты и падения IT индустрии со 2 по 8 марта
Если на тонущий корабль приходят новые пассажиры, то, возможно, он не такой уж и тонущий. AMD и IBM на минувшей неделе подтвердили и еще больше укрепили связь, установившуюся между ними в последние годы: первая ввела в свой совет директоров ветерана второй, Генри Чу, проработавшего в IBM более 40 лет, и ушедшего оттуда пару лет назад с поста генерального менеджера Greater China Group, на котором он, соответственно, отвечал за всю деятельность компании в Китае, Гонконге, и Тайване. Чу до сих пор остается советником в IBM, так что AMD, стоит повториться, не только приобрела достаточно влиятельного на азиатском полупроводниковом рынке человека, но и еще больше укрепила партнерство со своим старшим союзником.
Ну а теперь — о главной новости, затронувшей на минувшей неделе многие компании из IT-индустрии. Речь, конечно, о представлении Apple своего iPad второго поколения — iPad 2. В принципе, это тот случай, когда с технической точки зрения говорить просто не о чем. Да, заметно более мощный двухядерный процессор, да, появилась еще одна камера, да, встроенный гироскоп, да, устройство стало чуточку легче и заметно тоньше. Но прорывом назвать это сложно, но никто, собственно, и не ждал, и никому это, наверное, и не было нужно. iPad 2 — это не захват нового рынка. Это укрепление позиций на рынке планшетов, созданном, по сути, самой же Apple. Отсюда и та же цена за новый продукт, появляющийся на рынке США 11 марта — стоимость iPad 2 начинается от $499 за 16 Гбайт модель с только WiFi связью. В общем, по сути, мы имеем дело с улучшением отношения «цена/качество» для iPad, в преддверии готовящегося большого наступления конкурентов.
В этом плане интереснее было даже не услышать новые параметры устройства (тем более, что все они давно прогнозировались), а посмотреть, появится ли на сцене Стив Джобс, дабы подкрепить своей харизмой эффект анонса. Появился, в хорошем настроении (по крайней мере, на вид), нормально «проехавшись» по большинству конкурентов, особо много внимания, конечно, уделив Google с их Android. Да, пожалуй, Стиву надо было появиться на мероприятии, иначе сейчас вместо обсуждения продукта мы опять имели бы кучу спекуляций на теме здоровья главы Apple.
В начале выступления Джобс объявил о наступлении пост-PC эры, и, наверное, в чем-то он прав. Во-первых, судя даже по предоставленным им цифрам: 15 миллионов проданных в прошлом году iPad, учитывая, что он был представлен в марте минувшего года. Всего лишь одно устройство, всего лишь начало рынка. С другой стороны, понятно, что в этой пост-PC эре PC (в качестве которых мы принимаем и ноутбуки с нетбуками) никуда не денутся: планшеты не «убьют» их, также, как, скажем, телевидение не убило радио. Тем не менее, для архитектора PC-эры, Microsoft, как и для всех ее союзников на всем протяжении этого времени, вроде Dell и HP, наступление новых времен является серьезным вызовом. Занять свои позиции на рынке планшетов им пока не очень удается, а рынок PC вполне закономерно сокращается.
Так, на минувшей неделе Gartner заметно сократила свой прогноз по его объему на текущий год, со свыше 400 до 388 миллионов персональных компьютеров, назвав в качестве причин такого пересмотра более слабый, чем ожидалось, спрос на мобильные PC в Китае, а также — влияние планшетов. Собственно, это две стороны одной медали: с появлением планшетов и совершенствованием смартфонов (типа iPhone), все больше людей выбирают в качестве мобильного дополнения к настольному компьютеру не ноутбук или нетбук, а, например, тот же iPad.
Или не iPad, конечно же. Собственно, вопрос о том, чей же именно планшет купит потребитель, и становится одним из главных на повестке дня. К сожалению, не для Microsoft, которая, пропустив первый раунд битвы, пропускает и второй. Как стало известно на прошлой неделе, компания начнет демонстрировать Windows 8 под планшеты лишь к июню, к тому моменту, когда у нее начнет заканчиваться финансовый год, чтобы хоть так слегка подсластить пилюлю. Эта промежуточная сборка ОС будет означать, что до выхода ее на рынок (а следовательно, до реального выхода Microsoft на рынок ОС для планшетов) пройдет еще где-то год. Такими темпами, мы, наверное, увидим и iPad 3 до того, как первые устройства под управлением Windows 8 попадут на прилавки. До этого планшеты и дальше будут откусывать куски рынка от PC, а, между тем, по итогам последнего квартала, доля Windows на нем составляет порядка трех четвертей, доля Office на рынке деловых пакетов — под все сто процентов. То есть, основные дойные коровы Microsoft больше всего и будут страдать.
Причем, в ближайшее обозримое будущее, похоже, что больше всего — все-таки от Apple. Компания не только начала продавать второе поколение своего планшета, но и сумела сохранить куда более привлекательную, чем у большинства конкурентов, цену. Еще бы. Apple, с ее запасами кэша, может себе позволить закупать комплектующие в огромных объемах (вспомним недавнюю сделку с Samsung на 7.8 миллиардов долларов), получая соответствующие скидки. Она использует в iPad свой собственный процессор, не закладывая в его стоимость лицензионные отчисления. Да вплоть до того, что компания может даже в какой-то мере субсидировать покупателей iPad, выставив на него явно заниженную цену, поскольку потом, через App Store, она все равно получит с них свое.
У более мелкой Motorola всего этого нет, как нет, в отличие от Apple, и сети собственных розничных магазинов по всему миру. Но CEO Motorola Mobility уже заявил на днях, что их Xoom, планшет на базе Android 3, запущенный недавно в продажу, стартовал «относительно неплохо». Очень осторожная формулировка, сразу вызывающая вопрос: «относительно чего?». Во всяком случае, после анонса iPad 2 (и, главное — сроков его поставки) некоторые аналитики начали резать рейтинги Motorola Mobility, акции которой на следующий день уже опустились на 5.6%. Тем не менее, очевидно, что свою долю на рынке планшетов Motorola получит. Xoom хорош, да и поклонники Android какой-никакой, а спрос обеспечат.
Собственно, это справедливо и для Samsung, который «весьма счастлив» отгруженным 2 миллионам своего Galaxy Tab с 7" диагональю, и уже заявил на 22-е марта свое мероприятие, посвященное анонсу некоего нового планшета. Предположительно — с диагональю в 9", учитывая, что 10" продукт они уже объявили в Барселоне на MWC. Последний, к слову, по слухам, должен начать продаваться уже летом, не намного отстав, таким образом, от iPad 2. Весь вопрос в цене — Samsung должен заметно снизить ее, если он действительно хочет конкурировать с Apple.
Закончим, пожалуй, на этом с планшетами. Из стоящих внимания вещей стоит обратить внимание на то, что ситуация на рынке скидочных сервисов продолжает накаляться. На неделе Microsoft объявила, что, через свое партнерство с Dealmap, предложит пользователям Bing информацию о локальных скидочных акциях: их будет видно, в частности, в Bing Mobile на отдельной вкладке — пользователь сможет сортировать их по объему скидки и по местонахождению продавца. Естественно, все это при желании отображается и на картах Bing. Dealmap, в свою очередь, собирает информацию о скидках с того же Groupon, LivingSocial, и еще пары сотен подобных сайтов. Интересно, насколько этот подход по «партнерству в квадрате» (Microsoft — Dealmap — Groupon и прочие) отличается от подхода Google, который пытался Groupon купить.
Ну и напоследок, буквально телеграфной строкой. Нет, Twitter не собирается выходить на IPO в обозримом будущем. По словам руководства компании на минувшей неделе, им, конечно, поступают разные предложения об их покупке, но продажа, как и выход на биржу, в настоящее время не являются их приоритетами. Денег и так хватает, так что подобные возможности они, мол, не обсуждают даже внутри самой компании. Слухи о продаже пришлось опровергать на минувшей неделе и руководству SAP: один из ее co-CEO заявил, что никаких переговоров ни с кем не ведется. Слухи о возможной продаже немецкого гиганта бизнес-софта поползли с того момента, как к рулю HP встал бывший руководитель этой компании, Лео Апотекер, но пока что они, действительно, не выглядят слишком уж обоснованными. На фронте слияний и поглощений наступило легкое затишье: время просто работать.