Взлеты и падения IT индустрии с 6 по 12 июля
На минувшей неделе китайцы, как обычно, продемонстрировали свой уникальный подход к бизнесу. Ну не получается что-то нормально сделать на данный момент (космический корабль, истребитель, англоязычный поиск, что-то еще) — значит, и не будем рвать на груди тельняшку, пытаясь сделать что-то плохонькое, но свое. Лицензируем, скопируем, а там, глядишь, потихоньку разберемся, улучшим, доработаем. Примерно в таком русле состоялся поисковый альянс Microsoft-Baidu, в рамках которого первая лицензирует второй для ее поискового сайта свой Bing в качестве движка для англоязычного поиска. «Все больше и больше людей здесь ищут английские слова. Но Baidu справляется плохо. Так что это — возможность для нас справиться с этой задачей». Честно, и без лишнего пафоса. Естественно, поиск от Bing будет цензурироваться, об этом можно было бы даже и не упоминать.
Еще один принцип, в соответствии с которым происходит дело: «Враг моего врага — мой друг». Обе компании конкурируют с Google, и если сейчас китайские пользователи безусловно предпочитают искать в англоязычном интернете через Google, то теперь качество поиска Baidu в этом плане должно будет серьезно повыситься, со всеми вытекающими отсюда для и так небольшой на китайском поисковом рынке доли Google (уже всего лишь 19.2% в первом квартале). Доля Microsoft Bing там — менее 1%.
Впрочем, партнерство с Baidu оказалось не единственным крупным альянсом Microsoft, объявленным на минувшей неделе. Еще в начале ее поползли слухи о том, что Facebook готовит нечто замечательное, а в среду стало известно — что именно. Видеочат на базе движка Skype. Очевидный ответ на одну из ключевых возможностей Google Plus, хотя, надо признать, не совсем безусловный. Во-первых, отдельной строкой надо упомянуть, что не только Skype интегрируется в Facebook, но и наоборот — пользователи Skype будут видеть в своем приложении обновления статусов своих знакомых из этой социальной сети. Во-вторых, Faceboo, одновременно запустил групповой текстовый чат, позволяющий одновременно общаться трем и более людям. Но! Пожалуй, наиболее привлекшей внимание возможностью Google Hangouts был групповой видеочат. А тут — либо «групповой», либо «видео».
Да, пока что Цукербергу оставалось лишь оправдываться, что «подавляющее большинство видеочатов проходит в режиме 1-на-1» (и тут он, конечно, прав). Но, все же, нельзя не признать, что на этот раз Google заставил Facebook поволноваться, несмотря на всю свою 750-миллионную (уже) аудиторию. Тут и Circles, на которые у Facebook нет достойного ответа, и, как видим, на Hangouts полноценный ответ дать тоже не удалось. Рано делать выводы, но, возможно, на примере Facebook мы сейчас видим Римскую империю эпохи расцвета — все еще считают ее очень мощной, но в обозримом будущем все изменится. Да, собственно, уже меняется. По данным американской аналитической компании Inside Networks, количество американских пользователей Facebook в мае упало со 155 до 149 миллионов. И это — безо всякого Google Plus.
Тем временем, Google, по слухам, уже тестирует деловую версию аккаунтов Google+, где компании смогут добавлять в профиль дополнительные детали, использовать там Google Analytics, AdWords, и так далее. Опять же, шаг в сторону Facebook, которую уже используют в качестве маркетинговой витрины множество мировых брендов. Впрочем, для того, чтобы стать успешной социальной сетью, Google потребуется самому быть, скажем так, социальным. Facebook — это не только возможность обновления статуса. Это, не в последнюю очередь, еще и импорт содержимого множества других сервисов через стандартные API. Twitter, блоги, множество прочих сайтов — содержимое всех их пользователи могут «расшарить» через Facebook. Собственно, именно на этом он стоит, именно это и является его базовым качеством. У Google с этим совсем плохо — он пытается загнать пользователей в «гетто» исключительно собственных сервисов.
Вот и с Twitter он, похоже тоже поссорился — на минувшей неделе был в понедельник «временно остановлен» сервис, позволявший искать в реальном времени по Twitter, Facebook, FriendFeed, и прочим социальным сетям. Мол, “нам надо подумать, как сопрячь его с Google+”. Очевидно, что ну ни малейшей связи с тем, что за пару дней до того, в субботу 2 июля, истек срок сделки, заключенной еще в 2009 году, согласно которой Google получал данные от Twitter, нет. Twitter сообщил, что «мы продолжаем предоставлять этот вид доступа Microsoft, Yahoo, NTT Docomo, Yahoo Japan, и дюжине более мелких разработчиков. И, мы продолжаем работать с Google множеством разных других способов». Начинает закрадываться желание сделать обзор, с кем Google успел разругаться за последнюю пару лет. Останавливает мысль, что это будет очень длинный обзор.
Еще одна неприятность, как мы помним, случилась с Google на позапрошлой неделе — компания проиграла аукцион по покупке патентного портфеля обанкротившегося Nortel. В результате компания оказалась в достаточно уязвимом положении, поскольку в руках ее соперников, Microsoft, Apple и RIM, оказался хороший набор патентов для того, чтобы надолго загрузить юристов Google работой в судах. Поговаривают, что Google находится в поиске аналогичного патентного портфеля, на покупку которого компания способна потратить как минимум пресловутые 900 миллионов долларов, являвшиеся ее начальной ставкой на аукционе. Так что, если у вас в портфеле случайно завалялись тысяч шесть патентов из области телекома и интернета — имейте в виду.
Сейчас у Google таких патентов всего 701, куда меньше, чем у большинства конкурентов, со всеми вытекающими отсюда следствиями. Тут и Oracle, который судится напрямую с Google, а также с рядом производителей телефонов на базе Android, включая HTC и Samsung. Тут и Microsoft, требующая с них же лицензионные отчисления за свои патенты (на минувшей неделе она потребовала с Samsung $15 роялти за каждый проданный телефон на базе Android, и получила согласие на выплату роялти от Wistron — не только за Android, но и за Chrome!)… Вспоминая, как Microsoft лет двадцать назад, под давлением кучи исков со стороны конкурентов и преследований со стороны антимонопольных органов, превратилась из динамично развивающейся технологической компании в огромного неповоротливого монстра, скованного по рукам и ногам постоянными консультациями разработчиков с юристами… Google сейчас имеет все шансы пойти по тому же самому пути.
Даже HTC, у которой с Microsoft сейчас все хорошо (потому что она той хорошо платит), на неделе подстраховалась, и за 300 миллионов долларов купила у VIA Technology некогда известнейшего производителя графических чипов, компанию S3 Graphics. Ныне на графическом рынке S3 — никто, и звать их никак, но с давних пор у нее остался неплохой патентный портфель. Так, к примеру, компания получает роялти с Nintendo Wii и Sony Playstation за использование ее технологии сжатия изображений. HTC не скрывает, что ее в S3 интересовали именно патенты, тем более, что компания на позапрошлой неделе выиграла судебный иск к Apple, которая, как признал суд, нарушает два ее патента в отношении все той же технологии компрессии графики. Сразу после этого ее приобрела HTC, на которую, в свою очередь, недавно подала в суд Apple. Такими темпами, производители действительно, скоро, будут заняты лишь выяснением отношений между собой в судах — на рыночную борьбу у них просто не останется ресурсов.
Вот и Apple на минувшей неделе запустила очередной виток в своих разбирательствах с Samsung, обратившись в Комиссию по международной торговле США с требованием запрета на ввоз Galaxy S и Galaxy Tab. Запретить их продажу она федеральный суд уже попросила ранее. Стоит напомнить, что неделей ранее Samsung запросил все ту же Комиссию по международной торговле запретить ввоз в США iPhone и iPad. Все, что можно было сказать на эту тему, уже было сказано выше.