Новости компаний и рынка IT: 2 февраля – 8 февраля
Продолжает лениво раскручиваться маховик истории с аферой руководства индийского аутсорсингового гиганта Satyam. Прежде компанию ставили в пример и писали статьи о перспективах индийского рынка IT-услуг в мировом масштабе. Теперь же мы имеем список компаний из Fortune-500, клиентов Satyam, продолжающих объявлять, что они ни за что, никогда, и вообще это была случайная слабость.
Более того, уже появился второй список – конкурентов Satyam, лениво озвучивающих мысли вслух: а не купить ли нам промахнувшегося Акелу?.. Причем, в половине случаев эти самые размышления заканчиваются выводом «а не купить». В результате напрашивается риторический вопрос – и зачем стоило вообще выносить этот поток мысли на общее обозрение? «Я три дня гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны».
Было бы смешно, если бы с седьмого января, когда начался весь этот скандал, акции 50 крупнейших компаний из Хайдерабада не упали в среднем на 23 процента. По принципу – кто его знает, сколько там еще таких же, как Satyam, и не является ли поведение ее основателей практикой, принятой там повсеместно. Явление уже окрестили «Хайдерабадским дисконтом». А ведь еще не так уж давно Хайдерабад считался вполне реальным конкурентом Бангалора, крупнейшего индийского IT-центра.
А на другом конце света тем временем продолжает раскручиваться другая сага, не меньших масштабов – банкротство Nortel, которое для Канады стало примерно тем же, что и крушение Satyam для Индии. Очередным витком скандала стала новость о том, что пять топ-менеджеров компании умудрились за последние десять лет вынести из компании около 400 миллионов долларов: в виде собственных премий, бонусов, опционов, и тому подобных вещей.
Большая часть, разумеется, была опционами, так что менеджеры, как водится, были кровно заинтересованы в повышении курса акций компании. Казалось бы – благая цель, но сколько раз твердили миру… В качестве одного из первейших средств для раздутия стоимости компании менеджерами использовались поглощения других фирм; неважно, что приобретения зачастую не давали нужного эффекта и, мало того, оказывались весьма дорогостоящими в содержании.
Или, к примеру, крупные бонусы, привязанные к моменту, когда компания выйдет из минуса в плюс. Тоже вполне хорошая идея, кто спорит. Вопрос лишь в том, какими мерами это будет затем достигаться. Увеличением прибыли и сокращением расходов, или же, скажем так, оптимизацией бухгалтерской отчетности.
В общем, известный еще со времен Enron набор махинаций, обогатившийся в последнее время примерами поведения топов из AIG, Merrill Lynch, Salomon Brothers, и иже с ними – покидающих тонущие «Титаники» весело, с шампанским, не отказывая себе ни в чем. И во всех случаях, что характерно, ничуть не чувствующих себя ни в чем виноватыми. В самом деле: они замечательно управляли компаниями и отработали каждый цент, включая увольнительный бонус, а то, что в итоге дело кончилось банкротством – это оно как-то само получилось.
Ну ладно, хватит ворчать, пора вспомнить, что еще нового записано на минувшей неделе в хроники пикирующей индустрии. Легким испугом на фоне недавних анонсов результатов японского финансового года, заканчивающегося 31 марта, отделалась Mitsubishi Electric, которая по итогам этого самого года должна будет получить порядка 112 миллионов долларов прибыли. Это на 94 процента меньше, чем год назад, но сегодня любой результат со знаком плюс уже можно считать хорошим показателем. А ведь еще в октябре компания думала, что прибыль за год составит больше миллиарда долларов… Впрочем, тогда еще не было объявлено о рекордных убытках Renesas, о чем говорили на прошлой неделе.
Тогда же обсуждалась и попытка Toshiba помочь испытывающему проблемы SanDisk. А вот Samsung эти проблемы, напротив, радуют. Он уже давненько пытается SanDisk поглотить, имея при этом весьма сильные позиции в данном вопросе. Текущая финансовая ситуация (SanDisk потерял в последнем квартале 1.86 миллиарда долларов!) изрядно способствует тому, чтобы совет директоров калифорнийцев вернулся к рассмотрению азиатского предложения - тем более, что корейцы по-прежнему проявляют к SanDisk свой интерес.
Кстати, у самого Samsung дела идут относительно неплохо – цены на LCD, кажется, потихоньку начинают восстанавливаться. Наметился просвет и на горизонте второго основного для Samsung Electronics рынка – памяти. Citigroup выпустила отчет, в котором предполагает, что четвертый квартал был для азиатов наихудшим, и дальше дело пойдет на поправку. Правда, я бы не стал так уж доверять прогнозам аналитиков из Citi – что-то я не припомню, чтобы в свое время они озвучивали предупреждение о надвигающихся проблемах у самой Citigroup.
Да и перспективы восстановления на рынке памяти хоть и имеются, но пока не столь уж и очевидны (по крайней мере, на ближайший квартал), так что производителям придется потерпеть еще сколько-то убытков. К слову: Hynix на неделе объявила результаты четвертого квартала – 964.3 миллиона долларов убытков.
Впрочем, вот как раз им-то не привыкать. Терпящая убытки пятый квартал подряд Hynix, как и AMD, относится к компаниям, у которых работа «в минус», кажется, зашита в корпоративном ДНК. И ничего – который год вполне исправно работают. Hynix вот получила от кредиторов очередные восемьсот миллионов долларов на капитальные расходы.
На объявлении о результатах Hynix, кстати, упали на неделе акции Infineon – понятно, что проблемы у всех производителей памяти общие, и можно было уже догадаться, что результаты немцев тоже будут далеки от идеала. В итоге они оказались не так уж и плохи: 404 миллиона евро убытков по итогам четвертого квартала, из них 288 миллионов связаны с банкротством Qimonda. Учитывая, что год назад Infineon без всякого кризиса показал в четвертом квартале убыток в 529 миллионов евро, то рынок принял новую цифру с умеренным оптимизмом. К тому же, компания собралась выполнить в этом году программу по сокращению издержек на 600 миллионов евро.
Так что – если будут приняты меры, то все будет нормально. Наверное. Какие меры? Ну, Lenovo, к примеру, столкнувшись с убытками (немного – всего 97 миллионов в четвертом квартале), для начала объявила о том, что вместо американца Билла Амелио на пост CEO компании встал ее председатель совета директоров, Янг Юанькин, а его место, в свою очередь, займет возвращающийся в компанию один из ее основателей, Лю Чуанжи. Перемены связаны с изменениями в политике Lenovo. В кризис она вместо международного корпоративного рынка (Амелио – бывший директор Dell) решила сосредоточиться на внутреннем китайском. Отсюда и смена состава.
Интересно, что будет менять Electronic Arts? Третий финансовый квартал закончился для нее убытком в 641 миллион долларов, и, хотя компьютерные игры справедливо считаются неплохим товаром для этого времени, EA стоило бы что-то сделать с собственными расходами. Этим они, в общем-то, и собираются заняться – компания объявила о грядущем сокращении штата на 11 процентов. У конкурентов дела не лучше – THQ за последний квартал потеряла 191.8 миллионов долларов (ну так она и по масштабам гораздо меньше, чем EA) и заявила о сокращении сразу четверти своего персонала.