Опубликовано 19 марта 2009, 00:04

Компьютерное пиратство - социальное явление?

Так было всегда. Каждая прогрессивная технология встречалась в штыки. Нам говорили, что аудиокассеты убьют музыкальную индустрию. Звучали возгласы о том, что распространение видеокамер похоронит искусство кинематографа. Паниковали и по поводу видеомагнитофонов с возможностью перезаписи. А давным-давно сообщество писцов почем зря честило первопечатника Гуттенберга. Сегодня нападкам подвергается технология BitTorrent - говорят, что она подрывает устои современного информационного общества.

Конечно, практически каждая новая технология расширяет возможности для криминала. Например, на автомобилях преступникам очень удобно скрываться от органов правопорядка. А за железными дверьми проще вершить преступления - ведь никто не ворвется в самый неподходящий момент. Но никто в здравом уме и твердой памяти не запретит двери или автомобили - пользы от них гораздо больше, чем вреда. Та же самая ситуация и с технологией BitTorrent - на данный момент это самый дешевый способ передачи больших обьемов информации, а еще через пару лет стремительного наращивания "ширины" оконечных каналов он станет и самым быстрым - уже сегодня большинство традиционных серверов еле справляются с нагрузкой.

496858_cable

496858_cable

Однако, сегодня BitTorrent стремительно криминализируется (будем называть вещи своими именами). С его помощью воруют музыку и программное обеспечение, а также иную информацию. Но, может быть, вместо того, чтобы судить студентов и старушек, надо попытаться понять, почему происходит такое воровство?

В чем причина?

Лежащие на поверхности проблемы легальной музыки и ПО в России - это дороговизна и сложность покупки (оставим в стороне маргинальную составляющую и людей, считающих, что данные можно только красть). Начнем со второй проблемы.

Для того, чтобы купить музыку или ПО, нужно совершить множество всяких действий. Самый архаичный способ - пойти в магазин. Мало того, что он обычно находится в максимально неудобных местах, так еще и ассортимент "оффлайн-шопов" оставляет желать лучшего. Самого нужного и интересного нет, "и вообще приходите завтра".

Есть и второй выход - онлайн-покупка. Вещь тоже не слишком удобная - каждый раз приходится вводить много циферок, а потом оказывается, что карточка нужного вида не принимается, программа якобы не подходит для вашего устройства, звезды на небе стоят не так (на всякий случай напомним, что это не оправдывает пиратства ни в коей мере).

868519_no_shopping_2

868519_no_shopping_2

Например, я в свое время пытался купить распознающую визитки программу у компании ABBY - это закончилось шаманизмом. Русская версия якобы не поддерживалась моим телефоном, продавать мне ее не хотели. Пришлось купить английскую (перепробовав при этом 4 кредитки), и подменить библиотеки защиты в локализованной.

Конечно, существуют и простые в использовании интернет-магазины данных (достаточно вспомнить те же iTunes и Steam), но их использование из России не слишком удобно. То ли дело торренты - закачал файл с хэшем, и вот уже совсем скоро у тебя в директории будет нужная информация. Это просто, пусть и неправильно.

Заморачиваться у многих нет никакого желания, прежде всего из-за того, что в большинстве случаев нет никаких преимуществ легальных программ и музыки по сравнению со своими пиратскими двойниками. Конечно, можно дождаться введения строгих законов, но это будет внешнее, навязанное правило, непосредственно к продукту не имеющее никакого отношения (а мы говорим именно о пользовательских преимуществах, а не о легальности и правильности).

Но и примеры "развития со знаком плюс" тоже есть. Так, американская музыкальная группа Nine Inch Nails сразу после покупки позволяет скачивать MP3, а потом присылает на дом диск с буклетом и прочими фанатскими вкусностями. Производители ПО могут завлекать пользователей грамотной техподдержкой (а не такой, с которой я столкнулся при звонке в русскую версию компании Adobe - невнятная тетечка полчаса сыпала банальностями вроде перезапуска программ, и только потом догадалась спросить версию и сообщить мне о необходимости скачивания некоего сверхсекретного патча).

Иными словами, от некоторого процента пиратства можно было бы запросто избавиться, просто продумав модель распространения. В частности, хорошо бы это удалось компании 1С, если бы ее работники не занимались всякой ересью вроде контролирования портала torrents.ru, а продумали и осуществили нормальный интернет-магазин.

Цена вопроса

Но с "конкурентными преимуществами" есть одна загвоздка. Не совсем понятно, отчего та или иная музыка, та или иная программа стоят _так_ дорого. Ко многим российским разработчикам и локализаторам таких претензий нет (игрушки от 1С стоят копейки, а за TheBat! не жаль запрашиваемой тысячи рублей), а вот иностранные корпорации в этом отношении отличаются особой жадностью.

1100896_coins_4

1100896_coins_4

Почему копия программы, создание которой (именно копии) не стоит почти ничего, продается за полторы тысячи долларов?  Явление это понятно - ведь каждая компания-производитель ПО является монополистом на создаваемое ей программное обеспечение. Тысячи компаний штампуют кирпичи, но лишь одна производит Adobe Premiere. Логично, что монополист может как угодно поступать с ценами, и старается максимально соблюсти свою уникальность, создавая закрытые и запутанные форматы файлов. Однако, на всякое действие есть противодействие, и пользователи выкручиваются как могут - одни воруют, другие пытаются создать бесплатные аналоги (тем самым также нарушая правила использования).

Кто-то может сказать - мол, несмотря на то что копия бесплатна, создание и разработка ПО стоит денег. Это, безусловно так - однако не таких, как цена программы умноженная на общую ее распространенность. Фантастические цифры "недополученной прибыли", называемые корпорациями, тому дополнительное подтверждение.

Конечно, в умах коммерческих директоров постоянно возникают мысли - вот не будь пиратства или полагайся за него расстрел, надо было бы создать программу, приложив к этому труд, а потом плевать в потолок, наблюдая как мощным потоком вливается прибыль (цены установить побольше, все равно никуда не денутся). Страсть к легкой наживе - в крови человека, далеко не каждый может ее побороть, работать мало кому хочется, так почему бы не заставить платить деньги, вместо создания конкурентноспособного по сравнению с пиратским товара? Это же проще и понятнее!

730216_data_security_3

730216_data_security_3

А ведь в условиях защищенного законом монополизма можно было бы пойти и дальше - ненавязчиво поменять формат сохраняемых файлов так, чтобы их нельзя было открыть в предыдущих версиях (сделать это с помощью небольшого патча, скачиваемого с интернета или передаваемого непосредственно в файле данных), а потом обязать всех перейти к "обновленной версии" программы, единственным отличием которой будет возможность поддержки измененных форматов. Да и мало ли что можно придумать с учетом естественной монополии и искоренении пиратства! Конечно, в данном примере есть перегибы, но...

Пиратство - защитный механизм?

Так что пиратство вряд ли стоит считать аморальным - скорее, это естественная форма защиты от неоправданной монополизации (это, конечно, вовсе не значит что оно правильно). И единственным способом увеличения распространенности ПО и снижения криминализации рынка является существенное снижение цен (при соблюдении вышеназванных условий простоты - компания 1С, например, цены снизила, но ничего для упрощения покупки не сделала).

Конечно, существуют продукты, создавать которые действительно затратно. Поэтому для тех, кто утверждает, что, например, записать музыкальный диск стоит настолько дорого, что носитель потом можно продавать по цене никак не меньше чем десять долларов, можно предложить такой прекрасный способ.

Расскажите нам, куда пойдут деньги. Хотя бы в упрощенном виде: "запись нам обошлась в 50 000 долларов: 25 тысяч мы отдали музыкантам, 5.000 ушло на аренду студии, 5.000 на тиражирование твердых копий, 5.000 - зарплаты дизайнера, верстальщика, менеджеров (например, тех, кто отслушивает демо-записи и следит за появлением перспективных команд), 6.000 - расходы на рекламу, 2.000 - текущие расходы вроде аренды, а свой интерес - всего 2.000. Эти деньги заложены в бюджет, часть из них мы уже отдали исполнителям (например, музыканты уже получили на руки 15.000, издатель - 3.000,...). На "раскрутку" потрачено столько-то. Мы рассчитываем, что диск купят как минимум десять тысяч человек; тогда наши расходы не превысят доходов. Если же диск будет продаваться лучше, то мы отдадим 50% прибыли музыкантам, и остальное пустим на развитие компании, организацию промо-концертов, допраскрутку и прочее".

953273_in_concert

953273_in_concert

Когда мы поймем, что из тех 10 долларов, что мы выплатили, большинство идет создателю, творцу - у нас будет стимул отдать эти деньги. Когда музыкант сможет получить список ников тех, кто помог ему купить дом, когда программист увидит имена скинувшихся ему на новую машину (мы говорим о программистах компаний, а не о shareware-рынке, где немного иные правила игры), когда все поклонники будут знать, что именно их деньги дают возможность творить... Именно тогда (при условии высоких тиражей, низкой цены и простоты покупки) пиратство минимизируется. А полностью "все запретить!" удастся лишь в случае постоянной слежки.

Источник фотографий

>>Обсудить на форуме<<