Новости компаний и рынка IT с 31 марта по 6 апреля.
Пару недель назад мы упоминали о том, что одна из легенд IT-индустрии, компания Silicon Graphics, снимается с котировок NASDAQ в связи с падением ее капитализации ниже отметки, на которой когда-то находилась стоимость ее суперкомпьютеров. На минувшей неделе история получила логичное продолжение – куда менее именитая компания Rackable Systems, занимающаяся серверами с системами хранения, заявила о приобретении SGI за вполне себе смешную сумму в 25 миллионов долларов. Смешную – с учетом того, что в 96-м году она покупала Cray Research за 740 миллионов, а в 97-м показала выручку за год в 3.66 миллиарда.
Итог 27-летней жизни компании – объявление о банкротстве и постановка владельцев акции перед фактом: они не получат ничего, все деньги от продажи уйдут кредиторам, чтобы погасить хоть часть из 250 миллионов долларов долгов. Грустно.
Чтобы помочь (если не компаниям, то хотя бы людям) прожить несколько больше такого срока, IT-компании продолжают активно вкладываться в медицину. Как и Microsoft, Intel уже несколько лет как занялся этим направлением, открыв у себя подразделение Digital Health. В основном, пока все больше сводится к полуэкспериментальным работам по созданию различных сенсоров, моделей их использования в повседневной жизни, и так далее.
На неделе компания совместно с General Electric объявила о партнерстве в этой области, собираясь в течение ближайших пяти лет потратить около 250 миллионов долларов на R&D. General Electric в медицине не новичок – ее подразделение, занимающееся медицинским оборудованием, в 2008 году заработало 2.9 миллиардов долларов при продажах в 17.4 миллиарда. В основном – в США, но компании интересуются и другими странами.
Так, тот же Intel активно обрабатывает на тему всеобщей информатизации здравоохранения правительства таких стран, как, например, Катар, Ирландия, или Россия. Кстати, и в США, вроде бы, Обама собрался поднять расходы на медицину еще выше, со всеми вытекающими отсюда следствиями в плане объемов рынка. В том числе, и для медицины цифровой – если сегодня рынок домашних устройств мониторинга здоровья и сопутствующих технологий составляет 3.3 миллиарда долларов, то уже в 2012 его объем должен приблизиться к отметке в 7.7 миллиардов. Есть за что побороться.
Цифровая медицина – это серьезная ставка для Intel, но и про свое профильное направление он отнюдь не забывает. Новость про вышедшие на прошлой неделе серверные процессоры на ядре Nehalem общедоступна. Понятно, что каждый такой анонс сопровождается потоком объявлений серверов на этих процессорах всеми ключевыми игроками индустрии. В первую очередь, разумеется, включая большую четверку – HP, IBM, Dell, Sun.
Впрочем, что касается IBM и Sun, то на повестке дня все еще остается вопрос, можно ли будет в ближайшем будущем сложить их доли. Пока ответ по-прежнему неясен. На текущий момент положение Sun выглядит совсем не блестящим. Только на минувшей неделе компания объявила об увольнении 1500 человек (в рамках ранее объявленного 5-6-тысячного сокращения), и, судя по слухам, ходящим на рынке, с учетом очень слабого квартала, вынуждена будет уволить еще 3.5-7 тысяч сотрудников.
Поговаривают, что моральное состояние сотрудников в компании находится не на лучшем уровне, и что утечки информации о переговорах с IBM исходят от Sun, с целью как-то стимулировать процесс. Однако, похоже, по ходу оценки состояния Sun, IBM все меньше склоняется к покупке, по крайней мере, в ранее заявленном диапазоне 10-11 долларов за акцию. Сейчас аналитики склоняются к том, что шесть – красная цена. Кажется, IBM с ними согласна. В воскресенье она предложила Sun снизить цену (хотя бы до $9.4-9.5!), и когда та отказалась – отозвала свое предложение о сделке. Впрочем, пока еще ничего не закончено. Скорее всего, мы еще услышим новости на эту тему. Sun деваться некуда, она должна согласиться.
Тем временем, в числе прочих, обе компании представляют свои серверы на базе Xeon 5500, особо напирая, как и Intel, на их идеальную приспособленность под модное нынче направление cloud computing. Впрочем, поскольку направление модное, то и их крупнейший серверный конкурент, HP, занимается тем же самым. Представив линейку серверов Proliant G6, компания одновременно объявила HP Cloud Assure – набор сервисов и программ, предоставляемых клиентам через службу HP SaaS. Очень скромненько, но для начала сойдет.
Еще HP, как выяснилось, изучает потенциал платформы Google Android для использования в своих нетбуках. Надо полагать, как и многие другие производители тоже – Windows стоит серьезных денег, а нетбуки зачастую позиционируются как очень дешевый продукт. Вдобавок, Vista, активно продвигаемая Microsoft, для многих нетбуков откровенна тяжела, так что Android, изначально разрабатывавшийся как мобильная платформа, действительно может стать неплохим вариантом.
Сам же Google на неделе объявил о создании венчурного фонда Google Ventures объемом в сто миллионов долларов, предназначенного для инвестирования (сюрприз, сюрприз!) в многообещающие новые технологические компании. Один из управляющих партнеров Google Ventures, Рик Майнер, пришел в Google, когда тот в 2005 году купил его Android. У фонда уже есть две инвестиции, одна из них – в онлайновый фото-сервис, вторая – в оператора электросетей. В общем, готовы съесть все, что дадут, и на любую сумму – "от посевного финансирования до десятков миллионов долларов".
В принципе – молодцы, сейчас самое время для венчурных инвестиций. Удачные проекты как раз подрастут к тому времени, когда экономика восстановится, и за них снова будут предлагать нормальные деньги. С другой стороны, вряд ли стоит торопиться в этот фонд с идеей нового поискового сервиса, который станет Google-киллером. Особенно, если у этой идеи действительно есть такой потенциал.
Впрочем, Google, разумеется, будет заниматься инвестициями и напрямую. На неделе прошел слух о том, что компания находится на последних стадиях переговоров о приобретении известного сервиса сообщений Twitter. Сумма не сообщалась, но можно предположить, что речь идет где-то о 250 миллионов долларов – именно во столько не так давно оценивал сервис сам Google. Twitter отказался недавно продаться Facebook за вдвое большую сумму, но там оплата предполагалась изрядно переоцененными акциями Facebook. Google же мог бы заплатить и кэшем.
Во всей этой истории есть пара скользких моментов. Во-первых, уже появилась масса опровержений, включая заявления от официальных представителей Twitter. Максимум, о чем шла речь, утверждают они – о возможности поиска по сообщениям. И то – совсем предварительно.
Во-вторых, не отрицая необходимости дальнейшего развития, Google стоило бы разобраться с уже сделанными приобретениями. Несколько лет назад Google купил YouTube за 1.6 миллиарда долларов. Так вот, по оценкам Credit Suisse, только за 2009 год этот сервис принесет Google полмиллиарда долларов убытка. По оценке аналитиков, за все время с момента приобретения, компания смогла монетизировать лишь порядка 3 процентов из всей своей видеотеки в 150-160 миллионов клипов: порядка 7 миллионов долларов в месяц за счет обычной рекламы, еще столько же – за счет встроенной в клипы, и так, по мелочам. Предполагаемые же операционные расходы составляют порядка 700 миллионов долларов в год.
Учитывая, что у Twitter с монетизацией трафика пока все тоже совсем неясно, Google стоило бы призадуматься – является ли эта сделка настолько удачной, насколько кажется с первого взгляда.
>> Обсудить новости компаний и рынка IT с 31 марта по 6 апреля на форуме <<