Почему продавцы пытаются приравнять фотоаппарат к снегоходу? IT-право: уровень сложности.
Уровень сложности
Обнаружив через месяц после покупки, что устройство перестало включаться/ выключаться/ разговаривать человеческим голосом, владелец обычно обращается в магазин в надежде вернуть, обменять или хотя бы починить забарахлившее чудо технического прогресса. И зачастую сталкивается с заявлением продавца о том, что сдать покупку на гарантийный ремонт – всегда пожалуйста, а обмен или возврат денег за технически сложные устройства производится только в течение 15 дней с момента продажи. Оценив на глазок «техническую сложность» mp3-плеера, клиент соглашается на гарантийный ремонт.
Между тем, продавец зачастую, мягко говоря, лукавит.
Во-первых, правило о пятнадцатидневном сроке на обмен или возврат денег за некачественный товар работает в отношении далеко не всех сложных устройств. Перечень товаров, на которые распространяется это правило, утвержден Правительством РФ еще в 1997 г и с тех пор не менялся. На счастье потребителей, большая часть современных высокотехнологичных товаров в этот список не попала по понятной причине – они тогда еще не существовали.
Итак, пятнадцатидневный срок на обмен и возврат товара действует в отношении:
- автотранспортных средств и номерных агрегатов к ним;
- мотоциклов, мотороллеров;
- снегоходов;
- катеров, яхт, лодочных моторов;
- холодильников и морозильников;
- автоматических стиральных машин;
- персональных компьютеров с основными периферийными устройствами;
- сельскохозяйственных тракторов, мотоблоков, мотокультиваторов.
Ни плееры, ни телевизоры, фотоаппараты и мониторы в этот список не входят и, несмотря на их очевидную «сложность» в техническом отношении, подлежат обмену и возврату в течение всего гарантийного срока.
Во-вторых, даже товары из перечня можно сдать или обменять, хотя пятнадцать дней уже прошли, при наличии одного из следующих условий:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленного законом срока устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения различных недостатков.
Существенность недостатка определяется Законом РФ «О защите прав потребителей» довольно просто. Существенным считается тот недостаток, который:
- не может быть устранен вообще либо без несоразмерных расходов или затрат времени,
- или выявляется неоднократно;
- или проявляется вновь после ремонта.
Потребитель не обязан бесконечно сдавать сломавшуюся вещь на гарантийный ремонт для устранения одной и той же поломки. Вполне достаточно одного раза. Если проблема возникла вторично – товар можно смело возвращать продавцу и требовать обмена или денег.
Что касается срока устранения недостатка товара, т.е. срока гарантийного ремонта, то он в любом случае не может превышать 45 дней. Даже если необходимые детали пришлось заказывать в Японии в одной-единственной мастерской на склоне Фудзиямы.
На 46 день гарантийного ремонта от товара можно отказаться и опять же потребовать деньги или новую вещь.
Наконец, третье основание для возврата или обмена технически сложного товара из списка – это невозможность пользоваться вещью более чем 30 дней в течение одного любого года гарантийного срока из-за постоянных ремонтов. Например, потребитель четыре раза сдавал ноутбук на гарантийный ремонт в течение одного года. Каждый раз ремонт длился 10-11 дней. В сумме хранить свои научные статьи в чужом ноутбуке потребителю пришлось более 30 дней. В таком случае продавец обязан вернуть деньги или обменять бракованный ноут на новый.
На что ссылаться?
Про обмен и возврат технически сложных товаров можно прочитать в ст.ст. 18, 21 Закона «О защите прав потребителей».
«Перечень технически сложных товаров, подлежащих обмену или возврату при обнаружении существенных недостатков» утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575.
_ Ольга Сухарева
Директор юридической службы
Федерации правовой помощи потребителям_
>> Обсудить на форуме <<