Опубликовано 26 мая 2009, 00:01

Взлеты и падения IT индустрии с 19 по 25 мая.

Нужны ли русским акции Facebook? О ценах, которые вдвое выше, и о войне позиций ∙ Бэкап и управление данными - вместе веселее! ∙ Сервисное подразделение Hewlett Packard взяло верх над серверным ∙ "Железо" тянет компании на дно ∙ Ищущий обрящет: Google и Kumo, Yahoo и Microsoft ∙ 200 миллионов долларов за нарушение патентов - не самый серьезный штраф ∙ Грязные трюки антимонополистов

Не так уж часто на мировом уровне происходит что-то, связанное с российскими компаниями, способное вызвать массовый интерес. На неделе случилось: общественность обсуждает, скажет ли «Da!» Facebook русским инвесторам в лице фонда Digital Sky Technologies. То бишь, Юрию Мильнеру и Алишеру Усманову, нашедшим себе новое приложение сил вместо отказавшего им Yandex. Как сообщается, DST готов вложить до 350 миллионов долларов, исходя из оценки Facebook в районе 16.5 миллиардов.

1

1

Источник изображения

Стоит напомнить, что Microsoft, когда покупал в 2007 году акции Facebook, потратил 240 миллионов долларов на покупку 1.6 процентов Facebook, исходя, таким образом, из оценки стоимости компании в 15 миллиардов долларов. Таким образом, во времена кризиса, безусловно сжигающего деньги (мне кажется справедливой оценка на уровне убытка в прошлом году на уровне 150 миллионов долларов), Facebook умудрился даже подрасти в цене.

Поймите правильно, популярность Facebook растет, количество показов страниц неуклонно повышается. Но в условиях, когда компания не в состоянии адекватно монетизировать все эти показы, чем больше популярность – тем больше операционные расходы. Впрочем, понятно, что все эти миллиарды – штука весьма относительная. Microsoft просто должна была перебить предложение Google, и покупка пакета (неважно, сколько процентов) за те 240 миллионов смогла заблокировать сотрудничество Google с Facebook. Зачем DST тратить 350 миллионов на покупку около 2 процентов Facebook, особенно с учетом того, что даже сама компания в последнее время оценивала себя вчетверо дешевле – пока неясно. Но очевидно, что портфельной инвестицией такая покупка точно не являлась бы.

2

2

Источник изображения

С крупнейшей состоявшейся сделкой прошлой недели все куда проще и понятнее. NetApp, один из ведущих производителей продуктов для хранения и управления данными, за полтора миллиарда долларов приобретает своего конкурента в области бэкап-решений – Data Domain. Их решения неплохо сочетаются друг с другом, так что все вполне понятно, прозрачно, логично. Подобное расширение явно положительно скажется на показателях выручки NetApp, каковая выручка, к слову, в минувшем квартале упала на 6 процентов по сравнению с прошлым годом – до 880 миллионов долларов. Прибыль упала еще больше – на 16 процентов, с 90 до 75 миллионов. Тем не менее – плюс остается плюсом, а это уже очень неплохо по нынешним временам.

Примерно та же динамика и HP, с той лишь разницей, что он никого, при этом, не покупает. Ну и масштаб немножко другой, чем у NetApp. Квартальные продажи Hewlett-Packard упали на 3 процента по сравнению с прошлым годом – до 27.4 миллиардов долларов. Прибыль – на 17 процентов, до 1.7 миллиарда. Одновременно, компания заявила о сокращении 6,400 сотрудников в этом году, мотивируя это тем, что ситуация начинает стабилизироваться, но до возрождения спроса еще далеко.

Интересно отметить, что, в основном продажи упали по всем «железячным» направлениям, от PС до принтеров. Зато выручка сервисного подразделения удвоилась! Но это, правда, благодаря приобретению Electronic Data Systems. В итоге, сервис внес наибольший вклад в квартальные продажи HP – 8.5 миллиардов, а уж про прибыль и говорить не стоит – 1.2 миллиарда операционной прибыли. А вот выручка, например, серверного подразделения HP, упала на 28 процентов, до 3.5 миллиардов долларов. На 27 процентов упала выручка от принтерного подразделения, упала и операционная прибыль – до 1.1 миллиарда, ниже, чем у сервисников. Тогда как год назад именно принтеры были основными «кормильцами» HP.

3

3

Источник изображения

В общем, практически уже можно подвести черту под превращением HP из железячной компании (какой она изначально и была, а продажа PC составляла основную часть ее доходов) в сервисную, и распроститься с возможностью увидеть в перспективе что-либо инновационное от Hewlett-Packard. Теперь там просто делают деньги, оказывая услуги крупным клиентам и сокращая расходы. Вопрос не в том, переживут ли они кризис – переживут с легкостью. Вопрос в том, как они будут развиваться, когда он окончится.

Хотя, конечно, кто спорит, железо сейчас действительно многих тянет на дно. Взять ту же Lenovo, закончившую квартал с 264 миллионами долларов убытка против 140 – прибыли год назад. Продажи упали на 26 процентов, до 2.77 миллиардов долларов. Да, большая часть квартальных потерь – разовые расходы, связанные с реструктуризацией, но тем не менее. С другой стороны, чтобы HP c IBM было кому оказывать услуги, связанные с PC, кто-то эти PC должен производить. У некоторых (не будем показывать пальцем, но это Apple) это получается просто великолепно в финансовом плане, а значит – дело не в самих PC.

Безусловно, это относится и к любой другой сфере деятельности. К поиску, например, где у Google все обстоит просто замечательно, в отличие от Microsoft. Впрочем, посмотрим, как отразится на положении дел выкатываемый на этой неделе новый поисковый движок последней – Kumo. Хотя, опять же, вопрос в первую очередь не в движке, а в том – как им распорядиться. Для начала, компания намерена развернуть широкую рекламную компанию с целью убедить пользователей им пользоваться. А то ведь, падение доли на поисковом рынке – с 9.1 в прошлом году до 8.2 процента, хоть и небольшое, но падение – успехом назвать крайне сложно. Особенно, если учесть, что Google за то же время поднялся с 61.6 до 64.2 процентов рынка.

С Yahoo Microsoft продолжает вести активные переговоры, но тут надо отметить, что Yahoo сама теряет долю на рынке поиска – опустившись уже до 20.4 процентов. Так что, если не предпринять чего-то действительно серьезного, их поисковая сделка станет просто-напросто «союзом двух лузеров». Хоть и с весомой общей долей рынка.

Проигравшей оказалась Microsoft и в очередном судебном процессе. Суд потребовал от нее заплатить 200 миллионов долларов канадской компании i4i. Речь шла о нарушении патентов последней в части того, как Word 2003 и 2007 работают с XML. Казалось бы – мелочь, однако… Впрочем, Microsoft, безусловно, будет подавать апелляцию. Справедливо – патент канадцев, под номером 5787499, на мой взгляд, является слишком уж «широким». К слову, это уже второе серьезное поражение Microsoft на почве патентных споров – еще совсем недавно, в апреле, сингапурская Uniloc отсудила у нее 388 миллионов долларов.

4

4

Источник изображения

А теперь еще разворачивается фарс в Брюсселе. Там летом должны были состояться слушания по делу о нарушении Microsoft антимонопольного законодательства EC. Точнее, Microsoft, являясь обвиняемой, по процедуре имеет право потребовать встречи за закрытыми дверями с представителями антимонопольного органа, с целью объяснить свою версию событий. Однако, похоже, ранее назначенное на 3-5 июня мероприятие не состоится. Дело в том, что в это время руководство антимонопольной комиссии будет в Цюрихе на конференции, а на другое время, как заявляет ЕС, в Брюсселе нет свободных комнат. Microsoft предложила взять решение этого вопроса на себя – EC отказался.

>> Обсудить на форуме <<