Microsoft и Yahoo объединились против Google ∙ Слияния и поглощения IBM ∙ Продолжаем подводить итоги второго квартала: игры в цене, премиум-сектор в убытках, телеком отличается разнообразием Безусловно, главнейшая новость минувшей недели – завершение полуторалетнего сезона в многострадальной мыльной опере Microsoft-Yahoo. (Понятно, что отнюдь не всего сериала в целом). Официальная информация, объявленная в среду, была довольно скупа: срок соглашения – десять лет; Microsoft получает лицензию на поисковые технологии Yahoo для возможного использования их в своих сервисах; Bing становится поисковой платформой для сайтов Yahoo; Yahoo эксклюзивно продает рекламу для крупнейших пользователей поисковых сервисов обеих компаний; Microsoft будет оставлять Yahoo 88 процентов от стоимости поисковой рекламы, показанной на ее сайтах в течение первых пяти лет (крайне интересно, что насчет оставшихся пяти); в общем и целом, за счет сделки Yahoo надеется получать порядка 500 миллионов долларов прибыли в год и экономии порядка 275 миллионов на капрасходах.Источник изображения И что все это должно означать? Ну, в первую очередь, независимо от параметров сделки, это – сущий кошмар в плане антимонопольных материй. И Google, понятно, не преминет щедро подсыпать песочку в шестеренки этого соглашения, на весь свет выражая озабоченность последствиями этого альянса для простых пользователей. Хотя, понятно, даже если сложить доли Microsoft и Yahoo на поисковом рынке (порядка 30%), то монополистом все равно будет являться как раз Google. Во-вторых, не меньшим кошмаром это будет являться в плане согласованной работы бизнеса обеих компаний. С одной стороны, передача клиентов от менеджеров по продажам Microsoft к менеджерам Yahoo – это легче сказать, чем сделать. При том, однако, движком для продажи рекламы будет AdCenter от Microsoft. Великолепная комбинация в плане создания беспорядка на месяцы. В-третьих, безусловно счастливы будут эти самые менеджеры по продажам в обеих компаниях. В живых-то должен остаться только один… В смысле, по идее, если сложить вместе весь этот персонал, то уволен должен быть где-то каждый второй. Где именно – в Yahoo или Microsoft, в каких пропорциях? Балмер и Бартц уже успели обратиться к своему персоналу с посланиями по поводу сделки. Каждый, соответственно, утверждает, что вот как раз их-то сотрудникам практически ничего и не грозит. Так не бывает – кто-то из них лукавит.Источник изображения Если же отвлечься от частностей, и посмотреть на сделку в целом, то каждый получает то, чего он хотел. Yahoo, сохранившая контроль над продажами рекламы, превращается в некое подобие AOL – чисто медийную компанию, зависящую в части поиска от контрагента (в случае с AOL – это Google). Microsoft, с другой стороны, в той или иной мере скидывает с себя эту ношу, оставаясь чисто технологической компанией. И получает взамен совершенно другую долю поискового рынка, нежели имел до сих пор Bing, и заодно позиционирует себя на этом рынке в совершенно ином уже качестве, чем это было еще с месяц назад. Ну и AdCenter (программная, опять же, платформа) получит заметное продвижение, что тоже надо отметить. С другой стороны, насчет того, кто что получает. Помнится, Кэрол Бартц говорила о том, что, мол, она в сделке особо не заинтересована, хотя, теоретически, та, конечно, могла бы состояться, если бы, допустим, Microsoft предложила вагоны денег и правильные технологии. Тут, мол, уже не откажешься. Соответственно, сейчас, глядя на условия сделки, у всех возникает один-единственный вопрос: «С технологиями понятно. Где вагоны, Кэрол?». Ладно, когда он возникает, например, у меня. Хуже, когда он возникает у акционеров.Источник изображения После объявления условий сделки, акции Yahoo рухнули на полтора десятка процентов, в результате чего капитализация той потеряла порядка трех миллиардов долларов. По странному совпадению, примерно на столько же выросла капитализация Microsoft, чьи акции, напротив, незначительно поднялись в цене. На вопрос, кто выигрывает от сделки Microsoft-Yahoo на озвученных нам условиях, рынок ответил вполне определенным образом. На самом деле, однако, инвесторы не правы. Просто Бартц наобещала им в свое время вагонов, так что они ждали, что сделка будет сопровождаться энным количеством миллиардов от Microsoft, выплаченных незамедлительно. Этого не произошло, они расстроились. При этом, однако, не стоит забывать, что с долговременной точки зрения, если все пройдет, как ожидает Yahoo, в финансовом плане все обстоит куда как неплохо – каждый год сделки принесет ей более полумиллиарда долларов по сравнению с нынешним ходом дел. В общем, на самом деле – выигрывают здесь как Microsoft, так и Yahoo. Yahoo могла бы, конечно, выиграть больше, если бы полтора года назад продалась Microsoft по $33 за акцию (сейчас их курс составляет $14.3), за 45 миллиардов долларов. Но то решение Джерри Янга, вошедшее в анналы Силиконовой долины как образец управленческой глупости, все равно уже не изменишь. К слову, о слияниях и поглощениях. IBM на неделе совершила парочку таковых. Во-первых, объявив о приобретении компании SPSS, занимающейся разработкой софта, предназначенного для математического моделирования бизнес-процессов. Стоит такое удовольствие недешево – SPSS обошлась IBM в 1.2 миллиарда долларов, но последняя считает, что игра стоит свеч. Аналитический софт от SPSS позволит ей заметно усилить свои позиции на этом рынке, оценивающемся в 25 миллиардов долларов в год. Тем более, что не так уж давно свои аналогичные покупки сделали Oracle (купила Hyperion) и SAP (Business Objects) – надо было отвечать. Надо отметить, что в 2007 году IBM уже покупала производителя софта для бизнес-аналитики – Cognos, и тогда это ей обошлось вообще в 5 миллиардов. Так что, скорее уж речь идет не столько об ответе на действия конкурентов, сколько о дальнейшей атаке на их позиции. Второй покупкой стало приобретение Ounce Labs, производителя софта, отвечающего за безопасность данных. А вот тут ничего интересного – очень специфическая и нишевая область. IBM закрыла еще одну крохотную дырочку в своем ассортименте. До сих пор удавалось ни разу не упомянуть о результатах квартала, но, как ни крути, а рано или поздно к этой теме перейти все-таки придется. На минувшей неделе итоги второго квартала 2009 объявил один из крупнейших производителей бизнес-софта – немецкий SAP. Картина получилась типичная для успешных, по сегодняшним меркам, компаний: несмотря на падение продаж (до 2.58 миллиардов евро), прибыль, по сравнению с прошлым годом, даже увеличилась – с 408 до 423 миллионов евро. Ответ стандартный – серьезное сокращение издержек, операционные расходы упали на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2008. С перспективами пока туманно. С чисто германской аккуратностью, SAP смог лишь отметить, что компания «начинает иметь улучшенную видимость на второе полугодие». Видимость чего именно – это уже, как говорится, второй вопрос. Интересно, что видит в будущем Sony? Хотя, есть подозрение, что компании сейчас хотелось бы засунуть голову под подушку, и не видеть ничего. Минувший квартал принес Sony новые убытки (в 391 миллион долларов), став вторым подряд убыточным кварталом после 14 прибыльных лет. Компания вновь подтвердила свой прогноз, что за весь текущий финансовый год, заканчивающийся в марте 2010, она потеряет 1.26 миллиарда долларов. В качестве причины называются падение цен на ее продукцию в сочетании с падением объемов ее продаж. Оборотная сторона премиальности – в кризис продажи именно таких марок и должны падать сильнее прочих. А вот у игрового издателя THQ картина прямо противоположная. Объем продаж по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года подпрыгнул аж на 77% - до 243.5 миллионов долларов, в итоге компания, совершенно неожиданно, получила прибыль в 6.4 миллиона. Воистину – мелочь, а приятно. Благодарить за такой результат стоит успех в минувшем квартале на рынке США игры UFC 2009 Undisputed (где она стала бестселлером мая), плюс пресловутое сокращение издержек.Источник изображения Совершенно аналогичная ситуация с Alcatel-Lucent. От него все ждали убытка, как от коллег-конкурентов, а он неожиданно удивил прибылью: 14 миллионов евро против убытка в 1.1 миллиард евро в аналогичном квартале год назад, при том, что продажи сократились на 4.8 процента (до 3.91 миллиарда евро). Таким образом, минувший квартал стал первым прибыльным в истории компании со времен объединения Alcatel и Lucent в 2006 году. Руководство выражает умеренный оптимизм по поводу ближайшего обозримого будущего, пообещав выход «в ноль» по итогам года. Кстати, раз уж зашла речь про телеком, нельзя обойти вниманием результаты Motorola. Благо, что и у той квартал оказался лучше, чем ожидалось. Снижение издержек, неожиданно случившийся небольшой всплеск спроса на ее телефоны, и вот результат – 26 миллионов долларов прибыли против 4 миллионов годом ранее. Продажи, правда, упали на 32%, до 5.5 миллиардов, но было бы странно ждать чего-то другого от полумертвого производителя. До тех пор, пока подразделение мобильных телефонов остается камнем на шее у Motorola, работа «в ноль», как в минувшем квартале – это лучший результат, которого она может достичь. >> ** **Обсудить на форуме * <<*