Взлеты и падения IT индустрии 10.08-16.08
А начнем, пожалуй, с продолжения истории с покупкой Google компании On2. Казалось бы, владельцам акций последней осталось лишь расслабиться, и получить удовольствие. Но, как бы не так. Акционеры On2 инициировали сразу пару судебных исков, с целью блокировать эту сделку. Они считают, что On2 стоит куда больше, а Google хочет ее так сильно, что цела покупки должна быть гораздо выше.
Раздается масса голосов о том, что стоимость акций On2, от которой рассчитывалась сумма сделки, в последнее время была искусственно занижена. Так это, или не так, но шум стоит большой, и, похоже, все пройдет отнюдь не так гладко, как этого хотелось бы Google и (как я понимаю) руководству On2. Акционеры попросту заблокируют сделку – ведь она, формально, должна получить их одобрение.
Боюсь, однако, перед нами может повториться история Microsoft – Yahoo, когда последней было сделано ну очень пристойное предложение, но та так долго упиралась, что Microsoft просто развернулась и ушла. Там, правда, сопротивлялся менеджмент, а тут – акционеры, но итог вполне может быть тем же самым.
Интересно, как оценят совсем другую сделку совсем другие акционеры. Крупнейшая социальная сеть, Facebook, на минувшей неделе согласилась, раз уж не получилось приобрести Twitter, купить небезызвестный Web 2.0 стартап FriendFeed. Компания, состоящая из 12 сотрудников, будет приобретена за не названную пока сумму. По некоторым оценкам, она может составить порядка 50 миллионов долларов. Напомню, что за Twitter, по слухам, Facebook был готов выложить порядка 500 миллионов.
А вот теперь, вновь вернемся к вышеупомянутым Microsoft с Yahoo. На волне свежеиспеченного партнерства, компании преисполнены самых радужных ожиданий. В первую очередь – Yahoo, занимающаяся теперь объединенными продажами рекламы. Во-первых, объявлено о серьезном расширении команды по этим самым продажам в Юго-Восточной Азии. Во-вторых, в США запущен сайт антикризисный сайт Yahoo Deals, с предложениями всяческих распродаж и скидок, который, как предполагают в Yahoo, станет весьма популярным. Неужто в Америке все настолько плохо?..
Но, как бы то ни было, вице-президент Yahoo, Джош Джекобс, на неделе заявил, что крупные рекламодатели начинают возвращаться к привычным шаблонам расходов на рекламу. Бюджеты растут, проще говоря. Количество пользователей Bing – тоже. Еще бы – ведь Microsoft им платит.
Компания и раньше не скупилась на подкуп пользователей своих поисковых сервисов, предлагая им весьма неслабые скидки на товары, найденные через, тогда еще, Microsoft Live. Но даже то, что предлагалось тогда, не идет ни в какое сравнение с нынешним предложением, от которого просто нельзя отказаться. В некоторых случаях, Microsoft готова компенсировать до 50% (!) от стоимости товара, купленного в интернет-магазине, куда пользователь пришел, найдя его в Bing.
Причем, если раньше Microsoft просто транслировала пользователям те деньги, которые платил ей за приход клиента интернет-магазин, ничего, таким образом, не теряя, но и не зарабатывая, то теперь она просто начала накидывать сверху еще и от себя. В условиях, когда становятся востребованными сайты, типа Yahoo Deals, такое предложение не может не найти отклика у благодарных пользователей. А там, глядишь, они и привыкнут пользоваться Bing и дальше, после того, как акция закончит действовать. Недешевый способ рекламы, но, в борьбе с Google, наверное, все средства хороши.
Тем более, что деньги то на это у Microsoft есть, и, как раз – от рекламы. Она таки продала ненужное ей в связи с партнерством с Yahoo свое рекламное агентство Razorfish. Продано оно в итоге французской медиа-группе Publicis, за вполне солидные 530 миллионов долларов. (Напомню, что получила Razorfish Microsoft в 2006 году, в составе приобретенной за 6 миллиардов долларов рекламной сети aQuantive). Правда, сумма сделки, все же, несколько меньше, чем хотела получить Microsoft – она надеялась на 600-700 миллионов долларов. Но, как известно – кризис.
Продажа позволит больше сосредоточиться Microsoft на ее ядерном IT бизнесе. Например, в частности, на приложениях для мобильных телефонов, где Google в очередной раз пытается подложить ей свинью – с Android. Windows Mobile, бывшая в свое время серьезнейшим игроком на рынке операционных систем для мобильных телефонов, в последние годы неуклонно теряет свою долю на нем. Свежих версий не выходит, так что Apple и Research in Motion привлекают все новых пользователей в ряды своих адептов.
HTC и Motorola уже переключаются на Android (особенно обидно Microsoft должно быть потерять HTC), Palm, который тоже продавал немало Windows Mobile устройств, создал свою WebOS… В общем, все плохо? Не факт. Windows Mobile в бизнесе Microsoft составляет мизерную часть, по сравнению, допустим, с Office. Так может быть, и заняться продвижением того же Office для различных мобильных ОС? Своей для этого, в принципе, и не требуется.
Возможно, первым шагом в этом направлении является заключенный на минувшей неделе альянс Microsoft с Nokia, в рамках которого Microsoft как раз и собирается сделать версию Office, которая будет работать на смартфонах Nokia E-series под управлением Symbian. Выгоды для Microsoft очевидны, а точно так же, как и Microsoft, теряющая долю мобильного рынка Nokia, получает чертовски хороший козырь в конкуренции на рынке смартфонах с теми же RIM Blackberry. Корпоративные пользователи будут в восторге.
Если, конечно, Microsoft вообще сможет продавать Office. На минувшей неделе некий техасский судья запретил ей продавать на территории США копии Word, обладающие возможностью открывать XML файлы, поскольку это, мол, нарушает некий патент, выданный в 1998 году канадской i4i ltd. Помимо этого, на Microsoft наложен штраф в 290 миллионов долларов в пользу i4i. Впрочем, это, безусловно, меньшие потери, нежели, фактически, блокирование одного из крупнейших ее бизнесов. Не полное, конечно – до окончательного прояснения вопроса (будет подана апелляция) компания может просто блокировать эту возможность.
По крайней мере, Outlook Microsoft продавать пока не запретили, так что компания в полной мере пользуется этой возможностью. Как было заявлено на неделе, в составе следующего Office for Mac впервые появится новое приложение – Outlook, заменяющее ранее служившее почтовым клиентом Entourage. Очень хорошо ложится на вышесказанное. Больше Office на разных платформах – это лучшее, что может сделать Microsoft.
И осталось, разнообразия раньше, сказать, все же, хоть что-нибудь о чьих-нибудь результатах минувшего квартала. Стоящий претендент лишь один – SAP на неделе отчитался о продажах в 2.58 миллиарда евро (на 10% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года). Прибыль составила 431 миллион евро, на 5% выше, чем год назад. В общем, вполне достойный результат по нынешним временам. Подытоживая результаты квартала, можно сказать, что индустрия осторожно пытается утвердиться на скользком дне после падения длиной в год.
Обсудить события IT индустрии на форуме