Опубликовано 03 сентября 2009, 11:53

Взлеты и падения IT индустрии с 24 по 31 августа

Империя наносит ответный удар – стоило Sony, наконец-то, решиться на заметное снижение цен на Playstation 3, как Microsoft немедленно отреагировала. На минувшей неделе цена на ее старшую модель - Xbox 360 Elite со 120 Гбайт винчестером – упала на те же $100, до тех же $300, что и новая 120 Гбайт Playstation 3 Slim. Соответственно, подешевели и младшие модели, так что цена на самую младшую из линейки – Xbox 360 Arcade – составляет теперь всего лишь двести долларов. Это минимальная цена, если брать в расчет все имеющиеся на рынке приставки последнего поколения.

Плюс, стоит учесть свежие Halo 3 ODST и Call of Duty 2: Modern Warfare. Вместе со снижением цен, выход этих блокбастеров, по всей видимости, позволит Microsoft сохранить вполне комфортную ситуацию, когда Xbox в тех же США ежемесячно продается раза в два больше, чем Playstation 3.

С Bing, разумеется, ситуация совсем иная. Там для сохранения (а лучше – для увеличения) доли на рынке надо задействовать совсем другие механизмы. Они, впрочем, уже применены (сделка Microsoft-Yahoo), осталось дождаться результатов. К слову, первые итоги по Bing можно подвести и без этой сделки – к тому, что уже который месяц подряд доля Microsoft на рынке поисковых запросов растет, Yahoo, чья доля на нем столь же заметно падает, еще явно не причастна. По сравнению с июнем, в июле 2009 в США у Microsoft доля по поиску выросла с 6.5 до 6.8%, у Yahoo – упала с 16.6 до 15.6.

Впрочем, все это – лишь крохи со стола Google, с его 73.75% рынка. Но и битва только начинается. Yahoo на неделе заявила о добавлении ряда заметных возможностей в свой интерфейс, связанных как раз с поиском. Позиционируя это как то, что, мол, мы отнюдь не легли под Microsoft в этом отношении. На самом деле, все эти новые возможности, типа появившейся справа на сайте колонки, предлагающей, например, уточнить результаты поиска людей, с учетом Facebook, Twitter, и так далее – это, наоборот, лишнее тому подтверждение. Дело в том, что, в результате, и функционально, и даже внешне, поиск Yahoo начинает походить на сайт Bing.com, с его трехколоночной структурой и возможностью уточнить результаты поиска.

1

1

2

2

Источник изображения

В общем, совершенно ничего такого, о чем стоило бы говорить – просто выполнение условий сделки, с маркетинговой дымовой завесой по поводу мнимой собственной крутизны. В этом плане другие новведения, вроде улучшения почты или мессенджера, выглядят куда более внятными, даже при том, что в этих новшествах нет никаких радикальных моментов.

А уж самой адекватной новостью, наверное, стоит признать покупку Yahoo арабского сайта Maktob.com. Это принесет ей порядка 16 миллионов новых пользователей. Самый лучший вариант, куда потратить деньги, сэкономленные за счет атусорсинга поиска – на покупку новых посетителей, кликающих на платные ссылки, генерируемые Bing. А Microsoft, согласно разделению труда, пускай зарабатывает деньги на совершенствование Bing – вон, в конце октября, запускается в продажу Windows 7, бесспорно претендующая на роль если и не бестселлера, то крепкого середнячка (каковая роль Windows Vista совсем не удалась).

Интересно, что продажи Windows теперь будет поднимать и Nokia, в свое создавшая и поддерживавшая Symbian, чтобы противостоять Windows Mobile. Однако, приход финнов на рынок нетбуков в корне противоречит этому подходу. В то время, когда все производители мобильных устройств активно присматриваются к Android, Nokia объявила, что ее первый нетбук – Booklet 3G – будет работать под управлением Windows. Неудивительно – вспомним недавнее объявление об альянсе с Microsoft. (А заодно, и еще одно – об альянсе с Intel, по поводу мобильных платформ).

Интересно будет посмотреть, за счет чего компания намерена преуспеть на рынке нетбуков. Подобно тому, как такие компании, как Dell или HP, не смогли продемонстрировать чего-то стоящего на рынке смартфонов, так же выглядит и обратная ситуация. Ну да, понятно, что Booklet 3G будет обладать хорошими коммуникационными возможностями. Но это не бином Ньютона – купить сегодня нетбук с поддержкой 3G, или даже WiMax, проблем не составляет. До 12 часов работы от батарей? Тоже уже не фантастика. Ovi? Не смешно. Что еще? Пока – совершенно непонятно. Слишком мало известно деталей. Но ситуация прояснится уже на днях.

3

3

Еще один вопрос – каким образом это отразится на и без того не идеальном финансовом состоянии компании. Навеяно результатами последнего квартала Acer – прибыль упала с 2.9 миллиардов тайваньских долларов год назад до 2.3 миллиардов сейчас. (Это порядка 70 миллионов долларов США). Понятно, что общий экономический климат не очень, но одной из основных причин заметного снижения прибыли называются нетбуки. Точнее – очень низкая маржа на них. При этом, их продается много, и они каннибализируют рынок полноценных ноутбуков, на которых-то компания и зарабатывает (шесть нетбуков дают Acer столько же прибыли, сколько один ноутбук). А теперь – см. Nokia, которая ноутбуков не производит.

Запуск Nokia Money (на основе сервиса платежей финансируемой ею Obopay) выглядит куда более очевидным шагом. Сервис, позволяющий отправлять деньги на номер телефона, будет запущен в следующем году в некоторых странах Европы, но более интересные перспективы для развития он имеет в Индии и Китае, где у многих жителей попросту нет банковского счета, а потребности в микро-платежах весьма велики.

Но вернемся к теме производителей мобильных устройств и Android. Лишнее напоминание интереса первых ко второму – это объявление Motorola о том, что в конце следующей неделе состоится анонс ее новых телефонов на базе этой платформы. Сам по себе этот факт – не новость, сейчас он был просто объявлен официально. Учитывая состояние мобильного подразделения компании – лучше бы там было продемонстрировано что-то действительно впечатляющее. Тем более, что, по слухам, AT&T уже отказалась от ранее запланированных двух моделей Motorola на базе Android.

А вот iPhone по-прежнему всем нравится. На минувшей неделе этот аппарат взял, наконец, штурмом Великую Китайскую стену. Apple заключила контракт с China Unicom о продаже 5 миллионов телефонов, что, по некоторым подсчетам, может принести ей порядка 0.5 миллиарда долларов прибыли. При этом, соглашение не эксклюзивное и заключено на три года. В общем, все выглядит крайне благоприятно для Apple. Китайский рынок – это китайский рынок, о чем тут еще говорить, даже с учетом потенциальных проблем с клонами iPhone и прочих подобных вещей.

4

4

Источник изображения

Кто-то зарабатывает на железе, а кто-то от него избавляется. Oracle, по слухам, общается с HP на тему продажи той «железячного» направления Sun Microsystems, и в первую очередь – серверного бизнеса. Звучит достаточно логично  – в том смысле, что EDS сейчас, как мы помним, генерирует основную часть прибыли HP. А до того, как HP ее купила, EDS была крупнейшим клиентом Sun. Таким образом, судя по всему, HP теперь продолжает покупать много железа Sun, и мог бы ощутимо поднять себе маржу, если бы сам же его бы и производил. Трудно что-то сказать по поводу этой гипотезы. Теоретически, она имеет право на жизнь, но – не более того.

А вот что известно совершенно доподлинно – так это то, что Sun, продолжающая пока оставаться независимой компанией (ЕС ставит палки в колеса сделки), продемонстрировала очередной ужасный квартал – с апреля по июнь она потеряла еще 147 миллионов долларов. Продажи упали с 3.78 миллиардов долларов год назад до 2.63 миллиардов теперь. Хочется надеяться, что Еврокомиссия сжалится, и прервет эту агонию поскорее.

Dell на это надеяться не приходится (его никто не покупает), но у него дела, все же, обстоят несколько лучше. Да, прибыль упала на 23 процента по сравнению с прошлым годом – с 616 до 472 миллионов долларов. Несмотря на падение, агонией это никак не назовешь. Продажи тоже упали почти на четверть – с 16.4 до 12.76 миллиардов долларов. Но и это сегодня - относительно неплохой результат для железячной компании. И даже то, что Dell не обещает подъема спроса до 2010 года – ну никак не назовешь самой плохой на свете новостью. Могло бы быть значительно хуже.

Вот и Intel, в очередной раз, демонстрирует оптимизм. Компания подняла прогноз по продажам на текущий квартал до 8.8-9.2 миллиардов долларов, тогда как в его начале больше, чем 8.1-8.9 миллиардов, она не ожидала. Причина? Банальнейшая, но и самая приятная: спрос оказывается выше, чем ожидалось. Правда, не факт, что это увеличение продаж столь же благоприятно отразится на прибыли компании. Немалую долю в продажах Intel занимает сегодня Atom, платформа для нетбуков. А ситуация с прибылью здесь у Intel примерно та же, как и у Acer. Но это, как ни крути, уже детали – не будем портить мажорную концовку.

Обсудить новости IT индустрии на форуме