Опубликовано 27 октября 2009, 17:15

Взлеты и падения IT индустрии с 18 по 26 октября

Самый большой скандал минувшей недели – это, безусловно, неожиданный шаг со стороны Nokia. Теряющая долю на рынке смартфонов компания, уступающая позиции под объединенным натиском Apple, RIM, и корейцев, начала контратаку совсем в другом направлении. Как принято в Америке, «если ты не можешь победить их – засуди их». Так что в четверг Nokia объявила о подаче иска в окружном суде Делавара, обвиняя Apple в нарушении десяти ее патентов в области GSM, UMTS, и WLAN, касающихся передачи данных, кодирования речи, шифрования и безопасности. Нарушает их, разумеется, iPhone. Причем, аж с 2007 года – с момента начала его продажи.

Собственно, вопрос о том, почему до горячих финских парней этот факт доходил два года, и стал одним из основных. Основных версий – три. Либо Nokia пытается таким путем нанести превентивный удар по возможным претензиям самой Apple в области multi-touch интерфейса. Либо же, компания с самого начала ждала, чтобы Apple поглубже увязла в этом бизнесе, с целью нанести Apple максимально возможный ущерб/получить максимально большую компенсацию. Либо же, иск можно рассматривать как то, что Nokia признается себе и остальным, что не в состоянии победить Apple на рынке смартфонов путем выпуска лучших продуктов . И тогда, действительно, пора уже включать юридические механизмы (вне зависимости от обоснованности иска). Это при том, что к выходу на рынок готовятся несколько моделей от Nokia, которые будут прямо конкурировать с iPhone (с пресловутым multi-touch, так что см. выше).

1

1

Источник изображения

Впрочем, вряд ли компания хочет совсем уж похоронить Apple – скорее всего, речь действительно идет лишь о попытке принудить ее к заключению лицензионного договора, что может вылиться, по оценкам аналитиков, в среднем к 10 долларам роялти за каждый проданный iPhone. За все время с момента их выпуска – это уже более 34 миллионов штук.

Сумма набегает немаленькая. Тем более, что объявление Nokia последовало сразу за обнародованием результатов рекордного для Apple квартала, в которые iPhone внесли существенный вклад, продавшись в рекордном количестве 7.4 миллиона штук. (Умножьте на $10 – получите неплохую прибавку к собственной прибыли, особенно, если ASP ваших собственных телефонов за последние два года упала с 82 до 62 евро). И к этому надо добавить, что де-факто продажи в Китае еще не начались, это произойдет лишь в конце текущей недели.

Если же говорить в целом, то показатели Apple трудно назвать как-то иначе, нежели фантастическими. Закончившийся в сентябре квартал дал ей 9.7 миллиардов долларов продаж (это на 25% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года!) и прибыль в 1.67 миллиардов (что на 46% выше, чем год назад!!!). Вряд ли, конечно, это можно отнести к тому, что в минувшем квартале Стив Джобс наконец-то появился на публике после операции. А вот первый полный квартал после начала продаж iPhone 3GS, а также то, что в этом квартале вышла новая версия OS X(Snow Leopard), наверняка сыграли роль.

Еще раз, чтобы подытожить. Рекордное количество проданных iPhone (и iMac, кстати, тоже) за квартал. Не рождественский квартал. Во время, как ни крути, финансового кризиса. Можно относиться к Джобсу и Apple по-разному, но этодействительно поражает. Собственно, постоянный выпуск безошибочных в маркетинговом плане продуктов и есть и объяснение результатов минувшего квартала Apple, и, одновременно, залог ее успеха в обозримом будущем.

Лучшая иллюстрация – практически одновременное объявление новых продуктов компании. Нового iPhone среди них, разумеется, нет, зато появились новые iMac, с 21.5 и 27’’ экранами со светодиодной подсветкой, новая мышь – вообще без кнопок, зато с multi-touch поверхностью, новый миниатюрный Mac mini, и новые MacBook – со встроенной 7-часовой батареей. (Оцените – по-прежнему, в ассортименте компании нет нетбука – замечательно продающегося продукта, не дающего прибыли). Неудивительно, что рождественский квартал у Apple будет не хуже нескольких последних. Конкурентам остается лишь учиться, учиться, и еще раз учиться.

2

2

Источник изображения

Кстати, о конкурентах. Apple о них помнит. На официальный анонс Windows 7 на минувшей неделе, компания незамедлительно ответила тремя новыми рекламными роликами «Get A Mac» откровенно анти-Windows 7 направленности (это нормально – рекламная война Apple-Microsoft давно стала притчей во языцех). Собственно, реклама – рекламой, но Snow Leopard и новые компьютеры Apple выглядят куда более мощным ответом на новую ОС от Microsoft.

Вот так вот плавно мы и подошли к этому событию – официальному выходу Windows 7. Продукту, который на Amazon.com получил больше предварительных заказов, чем последняя книга из серии про Гарри Поттера, бывшая рекордсменом до этого. То есть, скажем так, Windows 7 пользуется на момент выхода хорошей популярностью. И для этого, безусловно, есть масса веских причин. И причина номер один – это не Vista.

3

3

Источник изображения

Отзывы наблюдателей, в целом, благожелательны, а скептики, в основном, негативно настроены к новой ОС уже просто по привычке. (Опять же, сильно сказывается Vista-эффект). В любом случае, давно у пользователей персональных компьютеров не было столь отличного выбора, как в этом году - между новыми компьютерами от Apple и PC на базе Windows 7.

Радует (по крайней мере – саму Microsoft) и Xbox. Проект Natal (управление через видеокамеру) себя еще покажет, но и без него все замечательно: в минувшем квартале продажи этого подразделения только в США и Канаде составили рекордные 404 миллиона долларов. Всего же Microsoft в прошедшем квартале показала объем продаж в 12.92 миллиарда долларов, заработав на этом 3.57 миллиарда. Это, соответственно, на 14 и 18 процентов ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Надо признать, не столь уж плохой показатель, учитывая тот факт, что продажи Windows Vista в минувшем квартале вряд ли били рекорды популярности. Плюс, учтем, что, одновременно с Windows 7, Microsoft выпустила Windows Server 2008 R2, плюс, в октябре ушел в печать Microsoft Exchange Server 2010, так что, понятно, что спрос на существующие продукты должен был естественным образом упасть. (У одного только Windows-подразделения – с 4.2 миллиардов год назад до 2.62 – сейчас!)

Опять же, вполне предсказуемым образом, всю картину портит в первую очередь онлайн-подразделение компании. Объем продаж упал за год с 520 до 490 миллионов долларов, что не так уж и много, но убыток вырос с 321 до 480 миллионов долларов. Сравним с Xbox подразделением – объем продаж остался неизменным (порядка 1.9 миллиарда), но прибыль выросла со 159 до 312 миллионов. Все эти деньги съел онлайн, и еще и добавки попросил. Остается надеяться, что эти вливания, рано или поздно, начнут приносить отдачу.

Например, в частности, увеличатся продажи от рекламы за счет того, что в поисковых запросах теперь начнут выдаваться и результаты из Twitter. На минувшей неделе Microsoft официально достигла соглашения с этим сервисом об использовании в Bing его трафика (в реальном времени). Одновременно было объявлено и об аналогичном соглашении с Facebook. Причем, результаты из Twitter в Bing уже появились, пусть и в бета-режиме. Условия сделки не оглашаются.

4

4

Не огласил их и Google, который достиг договоренности с Twitter сразу вслед за Microsoft. По всей видимости, с учетом убыточности онлайн-подразделения, даже Microsoft не смогла выложить Twitter соответствующую сумму за эсклюзивность. С Facebook все, очевидно, проще – Microsoft является миноритарным (очень миноритарным!) владельцем компании. Но, безусловно, в обеих случаях речь идет об одном и том же – деньги приходится выложить уже сейчас, а вот попытаться заработать на всем этом уже предстоит. См. выше по поводу результатов онлайн-подразделения Microsoft.

Правда, справедливости ради, надо отметить, что Microsoft хотя бы смогла показать бета-версию поиска по Twitter. Google же, объявив о достижении соглашения, смог «продемонстрировать» лишь слова о том, что «В ближайшие месяцы мы намерены получить продукт, который покажет, как можно сделать поиск лучше», используя данные из Twitter. В любом случае, стоит отметить, что Twitter – это не «наше все». Да, он генерирует миллионы сообщений в минуту, но даже в США его (или его аналог) на регулярной основе используют лишь порядка 19 процентов пользователей интернета. Можно предположить, что в остальном мире эта доля будет даже несколько ниже. Это, безусловно, очень много, но не «очень-очень».

Обсудить взлеты и падения IT индустрии на форуме