Взлеты и падения IT индустрии с 10 по 16 ноября
Несмотря на то, что 3Com в последние годы несколько ушел в тень, он по-прежнему остается крупным игроком на рынке сетевого оборудования. Более того, у системных интеграторов маршрутизаторы и устройства для обеспечения сетевой безопасности от этой компании сегодня считаются вполне серьезной альтернативой оборудованию Cisco, как минимум, за счет более низких цен. Таким образом, HP, как уже было сказано, получает возможность так же, как и Cisco, предлагать дата-центрам полные решения «под ключ» не просто из одного источника, но и от одного производителя: заведомо совместимые и оптимизированные друг под друга.
Цена вопроса для HP – 2.7 миллиарда долларов кэшем. Премия очень весомая - +39% к цене закрытия на момент объявления сделки. И +44% - к цене закрытия предыдущего дня. Таким образом, можно констатировать, что в среду, 11 ноября, ни с того ни с сего, за день до объявления о сделке, цена акций 3Com выросла на 5%. А еще можно констатировать, что жадность человеческая не имеет пределов – заниматься инсайдерской торговлей в разгар дела Galleon… Причем, более того! Как раз в деле Galleon, одно из предъявленных обвинений – инсайдерская торговля… опционами на 3Com, сразу перед предполагавшейся (но сорвавшейся) сделкой по ее покупке консорциумом Bain Capital и Huawei.
(Торги опционами на акции 3Com за последние два месяца.
Белые столбики внизу – объем торгов.
Крайний правый – среда, 11 ноября. ДО объявления о сделке)
Но вернемся к последствиям сделки. Помимо кардинального изменения ситуации в противостоянии с Cisco (и, безусловно – IBM), стоит учесть еще один момент. А именно – очень сильные позиции 3Com на рынке Китая (благодаря тесному партнерству с Huawei) – 32% рынка маршрутизаторов корпоративного уровня, три сотни из пятиста крупнейших компаний Китая, 70% правительственных структур используют оборудование 3Com. С соответствующими последствиями для HP, понятно. Эта сделка – улица с двусторонним движением: не только 3Com получает доступ к клиентской базе HP, но и наоборот.
Безусловно, пострадает Juniper, а еще одним пострадавшим от сделки становится Brocade, оставшаяся в результате последним крупным независимым производителем на рынке сетевого оборудования. И оставшаяся за бортом – именно она долгое время рассматривалась в качестве потенциального объекта поглощения для HP. Финансовое положение компании далеко от блестящего, так что неудивительно, что после объявления о том, что HP покупает не ее, а 3Com, акции Brocade упали на 13%. Ведь в итоге все закончилось тем, что у нее появился куда более сильный конкурент.
Кстати, Cisco сразу же отреагировала на произошедшее. Мол, «поглощения в нашей отрасли только доказывают тот факт, что сети становятся платформой для всех форм коммуникаций и IT». В принципе, она может позволить себе не суетиться: ведь даже после слияния, соотношение продаж сетевого оборудования Cisco и HP+3Com – порядка 20 миллиардов долларов в год против примерно 10. Тем не менее, потенциал HP, сидящего на мешке с 13 миллиардами долларов кэша, и имеющего все возможности для того, чтобы поддержать 3Com, должен заставить Cisco уделить повышенное внимание своему базовому бизнесу.
У Cisco, к слову, денег тоже хватает. Более того, к нескольким десяткам миллиардов долларов сейчас добавятся еще чуток – компания на неделе объявила о продаже облигаций сроком до 30 лет на общую сумму в пять миллиардов. Проценты в США сейчас низкие (Cisco разместилась под 3-5.7% годовых, в зависимости от срока), и есть предположение, что в обозримом будущем они вырастут. Так что, самое время занимать, даже если своих денег более чем достаточно. Тем более, что эти деньги не столь уж и быстродоступны для сделок. Большая часть капиталов Cisco находится вне США, так что если ей срочно приспичит купить какой-нибудь Juniper, придется платить налог на репатриацию капитала. А так – вот они, деньги для внутриамериканских покупок. С учетом нынешних процентных ставок – более дешевые, чем собственные; выгоднее занять, чем заплатить налоги дяде Сэму.
К слову, 3 миллиарда из всех своих денег Cisco потратить так до сих пор и не может – акционеры Tandberg продолжают упираться. Мол, дешево слишком, хотим предложение о покупке по цене на 11% выше предложенной. На текущий момент Cisco получила согласие инвесторов, владеющих лишь 9.3% акций этой норвежской компании (требуется, чтобы она могла ее поглотить – порядка 90%). Cisco, так и быть, продлила свое предложение о покупке до завтрашнего дня, 18 ноября. На изначальных условиях.
Что произойдет, если согласия так и не будет получено? (А это вряд ли случится). По идее, несмотря на намеки, что цену поднимать не будут, в Cisco должны будут согласиться на увеличение своего предложения. Что такое для этой компании лишние три сотни миллионов долларов, когда речь идет о покупке стратегического актива?
Тем более, когда со стороны Швейцарии нависла страшная угроза. Logitech заявил о приобретении за 405 миллионов долларов компании LifeSize Communications, одного из лидеров на рынке корпоративных решений для HD-видео-конференций, агрессивно позиционирующего себя против Cisco Telepresence. По заявлению CEO Logitech, с технологиями LifeSize эта компания сможет «сделать видеокоммуникации с «живой» картинкой HD-качества такими же повсеместными и простыми, как телефон». Как раз то, чего и нужно малому бизнесу, для которого решения типа того же Telepresence, с огромными требованиями к каналу и стоящие десятки тысяч долларов, явно неподъемны. А теперь, сравните с каким-нибудь LifeSize Passport за $2.500. Кажется, помимо HP, у Cisco появился еще один конкурент. Не слишком много для одной недели?
Впрочем, вернемся к действительно громким новостям минувшей недели. Итак, следующее за сделкой HP-3Com – это, пожалуй, соглашение между Intel и AMD. Согласно совместному заявлению, выпущенному на минувшей неделе обеими компаниями, Intel выплатит AMD 1.25 миллиарда долларов США в обмен на улаживание всех антимонопольных и патентных разбирательств. Вдобавок, Intel заявил об отказе от ряда практикуемых им методов ведения бизнеса (надо полагать, что компания по-прежнему не видит в них ничего криминального, и делает это лишь под давлением). AMD, в ответ, снимает все свои иски к Intel, включая жалобы в антимонопольные ведомства ЕС и США. Между компаниями заключено новое пятилетнее кросс-лицензионное соглашение.
Проблема в том, что вряд ли эта умилительная пастораль впечатлит соответствующие органы Евросоюза и США. Да и генпрокурора штата Нью-Йорка, Эндрю Куомо, к слову, тоже. Представитель ЕС уже отметил, что они «приняли во внимание» заключение соглашения между Intel и AMD, но это никоим образом не отражается на полуторамиллиардном штрафе, который ЕС выкатил Intel в мае. (Кто бы сомневался!) Жалобы AMD были необходимы для того, чтобы заставить колеса юстиции закрутиться, но теперь, когда механизм уже приведен в действие, силы инерции будет вполне достаточно – там и без AMD появилась масса заинтересованных лиц. Тот же нью-йоркский генпрокурор, к примеру. Источники, близкие к нему, уже заявили: «Это – соглашение между двумя компаниями. Мы же выступаем против Intel от лица штата Нью-Йорк». Интересно, во сколько миллиардов обойдется Intel договоренность с Куомо?
Можно трактовать соглашение, как взаимную победу. AMD получила изрядную порцию столь необходимых ей финансов, возможность для Globalfoundries делать чипы с использованием патентов Intel, а кроме того – обязательства Intel принять меры, облегчающие выбор для производителей PC: отмену рибейтов, привязанных к отказу от продукции AMD, и так далее, итого 13 страниц соглашения. Intel, по идее, получил возможность смягчить штрафные санкции, которые могли бы быть просто разгромными. (Надеюсь, никто не сомневается, что предложенные AMD условия Intel посчитал для себя меньшим злом? Теперь попробуйте представить, каким мог оказаться, по их мнению, альтернативный вариант). То есть, Intel выиграл то, что потерял меньше денег, чем мог бы потерять.
Уместным будет привести пару цитат топ-менеджмента Intel по всему этому поводу. Энди Брайант: «Мы этого [всего того, в чем обвиняется Intel] не делали. Хотя мы понимаем, что они считают, что – делали». Пол Отеллини: «Для нас имеет смысл закрепить на бумаге, что мы не будем делать вещей, по поводу которых мы согласны, что это плохо. Мы эти вещи не будем делать и не делали, так что, получается - никакой разницы». Хорошая мина при плохой игре – это, конечно, замечательно, но AMD во всей этой истории явно победила, по крайней мере – по общему мнению инвесторов.
Это лишь одно из следствий соглашения между двумя компаниями. Еще одно – то, что расходы Intel в четвертом квартале составят не планировавшиеся 2.9 миллиарда, а 4.2. AMD, соответственно, должна показать в этом же квартале неожиданную прибыль и заметно сократить свой 3.7 миллиардный долг. Про Globalfoundries я уже сказал. Раньше Intel выступал категорически против того, чтобы эта компания имела доступ к его патентам, так что AMD приходилось иметь там долю в 33%. Теперь она может выйти из теряющей деньги Globalfoundries окончательно.
В общем, несмотря на все договоренности с AMD, меч над Intel, подвешенный регулирующими органами разных стран, продолжает висеть. А вот на Oracle он на минувшей неделе вполне конкретно свалился. Как и ожидалось, Еврокомиссия заявила о своей озабоченности тем фактом, что в итоге поглощения Sun MySQL достанется Oracle, что, по сути, является неформальным отказом в одобрении сделки.
Эллисон, естественно, заявил, что Еврокомиссия ничего не понимает в компьютерах, и, если они и получат MySQL, то это только увеличит конкуренцию на рынке баз данных, а не уменьшит ее. И вообще, мол, наш, американский Минюст сделку уже одобрил – что вы там вообще о себе думаете? (Еврокомиссия уже отреагировала в стиле «сам дурак», назвав критику Oracle «пустой и поверхностной»).
Пресловутое американское ведомство Фемиды моментально поддержало Oracle, объяснило Еврокомиссии, как она не права, и заявило, что надеется, что все стороны и Еврокомиссия быстро (ну еще бы, Oracle на просрочке теряет сумасшедшие деньги) достигнут согласия. Вот это я понимаю – поддержка отечественного производителя. Напомню, что окончательный официальный вердикт по сделке Еврокомиссия должна дать до 19 января.
Обсудить взлеты и падения IT индустрии на форуме