Взлеты и падения IT индустрии с 1 по 11 января
Хороший пример. Руководитель Seagate, Стив Лусо, чья компания в минувшие годы потеряла не один миллиард долларов и изрядный кусок доли рынка – и тот заявил, что аналитики, прогнозирующие рост рынка накопителей на жестких дисках в 10-15 процентов, ошибаются. Мировой рынок вырастет куда больше, мировая экономика восстанавливается, в этом году к ней присоединится экономика США, а в 2011 мир и вовсе войдет, «несясь на всех цилиндрах». Хороший пример позитивного мышления, о котором я говорил.
Что касается более весомых поводов для радости, то здесь, наверное, я бы поздравил руководство GlobalFoundries,которое в начале января заполучило еще одного реально крупного клиента. Понятно, что основой их клиентского портфеля является родительская AMD, к ней в последнее время добавились STMicroelectronics и ARM, а теперь в эту теплую компанию влился еще и такой немаленький создатель чипов, как Qualcomm.
Производители игровых консолей – те и вовсе вполне предсказуемо пьют шампанское, подводя итоги рождественских и новогодних продаж. Серьезное снижение цен на Playstation 3 явно себя оправдало (по крайней мере, в качестве меры, стимулирующей продажи в штуках), поскольку Sony заявила, что в течение декабря продала 3.8 миллиона единиц Playstation 3. Впрочем, судя по всему, для Nintendo это никакой конкуренции не составило, поскольку та тоже заявила о рекордных продажах – более 3 миллионов штук Wii в декабре только в США. Для обеих компаний это показатель, раза в полтора превышающих прошлогодние показатели в этом сезоне.
Хотя, для кого-то Новый год – это оптимизм, радостные ожидания, и даже подсчет прибылей, а для кого-то – сплошные хлопоты. Salesforce подбросила еще огоньку противникам концепции SaaS: в понедельник 6-го числа их серверы не отвечали вообще, а 7-го это продолжилось для некоторых регионов. Безусловно, здорово отдать ту же бухгалтерию на аутсорсинг по интернету. Проблемой становится, когда в итоге ты не можешь до нее достучаться, что в очередной раз и было продемонстрировано.
Из глобальных тенденций нового года, судя по происходившему на минувшей неделе, безусловно стоит отметить все, что связано с планшетными устройствами. Это как просто читалки для электронных книг, которые станут выпускать гораздо больше компаний (а сами они массово обзаведутся цветными экранами), так и полноценные планшетные компьютеры.
И первой здесь, на удивление, отметилась Microsoft, буквально укравшая лавры у Apple. Если Джобс, по слухам, собирается объявить iSlate (или как он там будет называться) через пару недель, то Баллмер продемонстрировал планшет уже в начале января, на CES. Правда, планшет это был не Microsoft, a HP – от MS там была, понятно, только операционная система – и сама демонстрация была произведена скучновато и без всякого блеска, так что Джобс, известный шоумейкер, сможет с легкостью перебить эффект от этого фальстарта. Microsoft уже неоднократно демонстрировала всяческие планшеты, но продвинуть эту концепцию в массы ей так и не удалось. В то же время, учитывая репутацию Apple, можно не сомневаться, что та рынок не только создаст, но и подомнет.
Если честно, то в выступлении Баллмера на CES меня больше заинтересовал пунктик о том, что с этого года Bing станет поисковым сервисом по умолчанию на всех компьютерах HP, продаваемых по всему миру. Мощный инструмент, который, безусловно, несколько поднимет долю Bing на рынке поисковых систем. Хотя, конечно, это не панацея – отнюдь.
К слову, даже несмотря на столь тесное союзничество, у Microsoft на HP никакого эксклюзива нету. Даже в области тех же самых планшетов – HP заявила, что в разработке находятся варианты под управлением не только Windows 7, но и Linux, и даже Android. Причем, что интересно, тот, что под Win7, имеет наибольшие размеры, под Android – наименьшие. Как ни крути, а, в отличие от того же Android, изначально создававшегося как OS для мобильных устройств, Win7 – это, в первую очередь, «настольная» система.
Что же касается Apple, то, чем ближе к 27 января, тем больше новостей и слухов об их планшете. Называются уже названия конкретных азиатских производителей, отвечающих за те или иные комплектующие для iSlate, производство которых начнется в феврале, так что информация Wall Street Journal о том, что поставки начнется в марте, подтверждается. Соответственно, можно поверить и в объявленную WSJ диагональ экрана – 10-11˝. Собственно, как я и предполагал в нашем блоге. Посчитана уже и примерная себестоимость комплектующих – порядка $340. Соответственно, с учетом маржи Apple и всех накладных расходов, это еще раз подтверждает, что розничная цена будет установлена в районе тысячи долларов.
Можно не сомневаться, что выпуск планшета позволит Apple еще больше укрепить позиции своего AppStore. Контент для iSlate (и механизмы доступа к этому контенту!) станет одним из ключевых факторов в его успехе или не успехе, так что, опять же, можно не сомневаться, что Apple придумает здесь что-то креативное, в своем духе. А пока что, пользователи iPhone и iPod к началу января скачали из AppStore уже более 3 миллиардов приложений. За полтора года. Из сотни с лишним тысяч вариантов выбора – при том, что в аналогичном сервисе Google для Android предлагается лишь порядка 18 тысяч программ, для Blackberry можно скачать порядка 4 тысяч, а для новых смартфонов Palm – и вовсе тысячу приложений. Подключился к этой теплой компании и Intel, объявивший на CES свой аналогичный проект для нетбуков – AppUp Center. Выглядит малоперспективно.
Симптоматично, что Apple объявила о своих трех миллиардах скачанных приложений ровно в тот самый день, когда Google объявил о выпуске своего телефона Nexus One на базе Android, что явно выглядело попыткой хоть слегка сбить эффект от анонса. Тем не менее, вне зависимости от своих будущих коммерческих перспектив, выход смартфона, как минимум, наделал шума. Тем более, что и другие производители выпускают все новые и новые устройства на базе Android.
Motorola отметилась на неделе новым смартфоном – Backflip, который, по сути, представляет из себя вариант ранее представленного для Verizon аппарата Droid, но предназначенный для продажи по всему миру. Logitech – и тот объявил о поиске разработчика приложений для Android, для чего бы тот ему не понадобился. В общем, лагерь сторонников этой OS стремительно растет и ширится, так что 2010 в глобальном плане обещает стать годом яростной конкуренции Google и Apple (и Microsoft, пожалуй, тоже – с ними двумя), каковой мы еще не видели.
И в первую очередь, пожалуй, эта война будет именно за мобильный рынок, а точнее, в конечном счете – за рынок мобильной рекламы и доходов от нее. Напомню, что в ноябре Google сделал очень важный шаг в этом направлении, купив за 750 миллионов долларов агентство, занимающееся размещением рекламы в мобильных устройствах – AdMob. И, к слову, по данным этого агентства, с октября по декабрь количество запросов на показ рекламы с устройств на базе Android выросло вдвое, превысив 1 миллиард в месяц. Что характерно, треть этих запросов обеспечил Droid (продающийся только в США), а всего на США приходится 90% трафика AdMob. Пока, конечно, мобильная реклама – это преимущественно американский рынок, но, очевидно, в обозримом будущем будет подтягиваться и весь остальной мир.
Неудивительно, что Apple на минувшей неделе нанесла ответный удар. Хоть у нее из-под носа и увели AdMob, но никто не смог помешать ей купить конкурента этого агентства. За 275 миллионов долларов она покупает Quattro Wireless, обрабатывающую в последнее время порядка 5.5 миллиардов рекламных запросов в месяц, и имеющую в своих клиентах Ford, Walt Disney, и Procter&Gamble. Тем не менее, во-первых, это далеко не AdMob, а во-вторых, если для Google нормально заниматься рекламным бизнесом (это, в конце концов, это их ключевой бизнес!), то насколько Apple готова к роли продавца рекламы?
Впрочем, у Google уже есть план отступления. В прошлом месяце интернет-гигант создал компанию под названием Google Energy LLC, которая будет – ни много ни мало – работать на оптовом рынке электроэнергии в США в качестве полноценного участника, вырабатывающего и приобретающего электричество с целью дальнейшей его продажи. Пока, как заявляется – с целью оптимизации энергоснабжения собственной крупной сети дата-центров. Так что, создание такой компании – это не столько реальный выход Google на рынок электрогенерации в качестве серьезного игрока, сколько формальность, требуемая для работы на нем в принципе.
Google, в последнее время известный своими инициативами в области получения энергии из возобновляемых источников, в связи с созданием Google Energy LLC специально заявляет, что он не намерен выступать в качестве продавца электричества для других компаний. Ранее в свое время компания уже заявляла о том, что она не будет заниматься выпуском мобильных телефонов, конкурировать с Microsoft Office, и даже выходить на IPO. Посмотрим, чем обернется последнее заявление…
Обсудить события IT индустрии на форуме