Взлеты и падения IT индустрии с 24 по 29 марта
На самом деле – правильно, и аналитики в целом с этим ходом согласны. Всегда лучше, когда де-факто руководитель является таковым и де-юре.
Ну а теперь о главной новости недели. Да, конечно, о состоявшемся, наконец, «уходе» Google из Китая. В кавычках – поскольку, во-первых, прочие бизнесы Google в Китае пока остаются, а, во-вторых, «ты его в дверь – он в окно»: заявив о прекращении цензуры, компания сразу же перевела трафик с Google.cn на Google.com.hk в Гонгконге, пользующемся куда большими свободами (еще 37 лет), являясь особым административным районом… все той же КНР. И, несмотря на всех их свободы, понятно, что когда дело касается принципиальных вопросов, администрация Гонконга будет вынуждена взять под козырек.
Вряд ли Google этого не понимал, когда совершал этот ход – такое ощущение, что целью компании является еще больше накалить обстановку, при этом продолжая заявлять, что она хочет остаться в Китае. Вот эта комбинация для меня остается наибольшей загадкой во всей этой истории. Вторая загадка: если сейчас для Брина китайская цензура вызывает такое непреодолимое отвращение, то о чем он думал в 2006 году, соглашаясь на эти условия?
Уже на следующий день, во вторник, китайцы, как и ожидалось, начали блокировать доступ для пользователей континентального Китая к страницам на Google.com.hk. Не всем, а только к тем, что содержат результаты поисковых запросов по запрещенным темам. Таким образом, на данный момент сложился некий баланс: Google как бы сохранил лицо, отказавшись от цензуры (при этом, для рядовых китайских пользователей ничего, фактически, не изменилось), но, при этом, в какой-то мере сохранил свое присутствие в Китае.
В какой именно мере – еще предстоит понять по реакции правительства. Пока что, на поверхности, дело ограничилось лишь сообщениями в официальной прессе, в духе того, что Google нарушил письменную первоначальную договоренность (от 2006 года), достигнутую, когда он входил на китайский рынок, и правительство, соответственно, очень этим, как и всей последующей политизацией конфликта, недовольно. Но, при этом, дело Google решать: если он не хочет оставаться на рынке в 400 миллионов пользователей – то скатертью дорога. В чем же конкретно пока это недовольство правительства проявляется?
China Mobile, поставившая было поиск от Google на свой мобильный портал, как ожидается, уберет его оттуда. Ряд других крупных китайских сайтов уже это сделал. China Unicom, как уже сообщалось, будет продавать телефоны Motorola на Android, но, опять же, уберет оттуда поисковый сервис Google, встроив вместо него Bing… Но это больше действия самих компаний, пытающихся избежать неопределенности, с которой теперь связан Google. Само китайское правительство вряд ли напрямую станет что-то предпринимать.
Китайский интернет-рынок Google для себя, таким образом, фактически на обозримое будущее закрыл, но потеря невелика – компания там, хоть и росла в последнее время неплохими темпами (особенно, на рынке мобильного поиска), была далеко позади Baidoo.com. Так что, Сергей Брин, слегка расслабившись, начал раздавать интервью.
Вывезенный родителями в США в возрасте шести лет, он уже заявил, что то, что творится в Китае, крайне напоминает ему весь тоталитаризм, свидетелем которого он был в Москве. Сергей напомнил трагическую судьбу своего отца, который хотел стать астрофизиком, но, из-за расизма, процветавшего в СССР, ему пришлось стать математиком. Тем не менее, эти его детские воспоминания не мешали Google цензурировать поиск в Китае, и, что еще более интересно, не мешают продолжать это делать в других странах – Австралии, Франции, Германии, Польше, Тайланде, Турции, и так далее. Стоит лишь правительствам попросить.
Впрочем, это все - дело Google. Однако, компания хочет сделать борьбу за свободу слова всеобщей. Брин уже заявил, что касается правительства США и компаний, то он «серьезно надеется, что они дадут этому высокий приоритет». В особенности он недоволен в этой связи Microsoft, считая, что «как я понимаю, у них практически нет доли рынка [в китайском интернете] – так что они выступили против свободы слова и прав человека только для того, чтобы противоречить Google».
Похоже, призыв Google нашел больше отклика в Конгрессе США, чем среди крупнейших американских компаний. Как отметил сенатор Крис Смит по поводу злополучной Microsoft, «Им надо выступить с программой и встать на сторону прав человека, а не помогать тирании, чем они сейчас занимаются». (Интересно, а полгода назад, когда они, как и Google, занимались ровно этим же – это было нормально?) Впрочем, пока идеи конгрессменов среди их адресатов находят слабый отклик.
Когда, еще в начале марта, другой сенатор, Дик Дурбин, разослал три десятка писем по крупнейшим IT-компаниям Кремниевой долины, с запросом, «будут ли ими предприняты, и если будут, то какие, меры, чтобы убедиться, что их продукты и услуги не способствуют нарушению прав человека китайским правительством». Заодно, пригласил эти компании на соответствующие слушания. HP, Twitter, Facebook, Apple, Oracle, McAfee, и прочие, вежливо отказались. Из трех десятков адресатов, поучаствовать была согласна одна компания. Сам Google. Microsoft уже заявила Брину: «Мы полагаем, что разные компании могут принимать разные решения, основанные на их собственных взглядах и опыте. Мы ведем бизнес в Китае уже более 20 лет и мы намерены продолжать его здесь».
Oracle, отказавшись участвовать в слушаниях, сказала, что никаких таких мер у них не предпринимается. И вообще, они заняты – пересчитывают деньги, заработанные на китайском рынке. На минувшей неделе подсчеты были завершены, и оказалось, что объем продаж за истекший квартал вырос по сравнению с прошлым годом на 18% - до 6.5 миллиардов долларов, прибыль – на 9%, до 1.9 миллиардов. При этом, в отличие от ряда прошлых кварталов, заметно улучшилась ситуация с привлечением свежих клиентов: продажи новых лицензий выросли за год на 13%.
Надо особо отметить, что из общего роста продаж по сравнению с прошлым годом, порядка десяти процентов получены за счет продаж Sun, которые Oracle уже начал учитывать в своей бухгалтерии. Компания выражает полное удовлетворение процессом интеграции свежей покупки, состоянием рынка, и вообще жизнью в целом. В том числе – оглядываясь на конкурентов. Лучше всего передать слово Ларри Эллисону: «Каждый квартал мы отхватываем большие куски доли рынка от SAP. Их последний квартал был лучшим кварталом за год – падение всего на 15%, в то время, как продажи приложений Oracle выросли на 21%. Но SAP заметно опередил нас в этом году по количеству CEO, объявив о назначении третьего и четвертого, в то время, как у нас – всего один».
Тот же момент, что и у Oracle (что корпоративные пользователи проснулись, решили больше не тянуть с апгрейдом, и начали приобретать новые лицензии), стал причиной замечательного квартала и для RedHat. Продажи этой Linux-компании выросли по сравнению с прошлым годом на 18% - до 196 миллионов долларов, прибыль – на 44%, до 23.4 миллионов. Продемонстрировала рост продаж и Adobe – на 9%, до 859 миллионов долларов. Правда, высокие расходы опустили прибыль на 19% по сравнению с прошлым годом – до 127 миллионов долларов. Но, в текущем квартале должен выйти Creative Suite 5, и можно смело ожидать дальнейшего роста продаж, а также и прибыли.
Ну ладно, закончим на этом с квартальными отчетами, перейдем к другой, не менее регулярной теме – разборкам производителей телефонов. Palm на неделе сделал хорошую заявку на улучшение своего положения, объявив о скорой доступности для абонентов AT&T своих смартфонов на условиях субсидирования оператором. Правда, сильно смущает, что срок этой самой доступности очерчен как «в ближайшие месяцы». Вдобавок, одновременно было объявлено, что AT&T будет продавать свежий смартфон от Dell на базе Android – Aero. В случае с Verizon, для Palm это плохо кончилось – аналогичный аппарат от Motorola, DROID, оттянул на себя все продажи. Вдобавок, AT&T – это традиционный уже бастион iPhone.
На прочих рынках новостей мало. Polycom наслаждается тем дождем благ, который проливается на него после того, как Cisco объявила о приобретении Tandberg. Такое ощущение, что теперь каждый мало-мальски серьезный игрок на сетевом рынке пытается войти в альянс с Polycom, дабы компенсировать эффект от этой сделки. На минувшей неделе к списку добавился HP, объявивший о том, что станет продавать своим клиентам продукцию этой компании. Вдобавок, будут предприняты меры для того, чтобы обеспечить техническое взаимодействие между оборудованием Polycom и системами видеоконференцсвязи от HP – Halo.
Но были на неделе у HP и потери. Было бы забавно, если бы в пользу Cisco, но нет. Конкурент в другой области – Lenovo, наняла Дэвида Романа в качестве Chief Marketing Officer. А последним его местом работы была должность вице-президента по всемирным маркетинговым коммуникациям в группе персональных систем HP. То есть, в том числе те же ноутбуки, которыми занимается и Lenovo. Ждем разукрашенных Thinkpad’ов?
Обсудить события IT индустрии на форуме