Взлеты и падения IT индустрии с 18 по 25 мая
Самой глупой сделкой из когда-либо заключившихся на минувшей неделе практически единогласно признано всплывшее решение Стива Джобса, принятое им еще в 2003 году. Сегодня Стив владеет акциями Apple на сумму 2.5 миллиарда долларов. Курс акций — в районе 250 долларов. (То есть, у Джобса на руках порядка 10 тысяч акций Apple). А тогда он составлял порядка $7. Это было гораздо ниже стоимости опционов на покупку, имевшихся у многих сотрудников компании, включая Джобса. И тогда Apple, чтобы этих самых сотрудников мотивировать, предложила им обменять фактически «сгоревшие» опционы на новые — с меньшей ценой приобретения акций, но в меньшем количестве.
Джобс подумал-подумал, да и отказался от всех своих опционов на покупку 55 миллионов акций Apple (на 15 миллионов по $9.15 за акцию и на 40 миллионов по $21.8 за акцию) в обмен на пресловутые 10 тысяч акций компании. Тогда их стоимость составляла порядка 75 миллионов долларов. Сейчас, как уже было сказано — порядка 2.5 миллиардов. Но, как нетрудно подсчитать, если бы Стив чуть-чуть верил в успех руководимой им компании, и сохранил пресловутые опционы на выкуп 55 миллионов акций, при текущем курсе стоимость этих самых акций составила бы 12.8 миллиардов долларов. Так семь лет назад 10.3 миллиарда долларов личного состояния были в буквальном смысле слова списаны одним росчерком ручки. Сегодня Джобс, с учетом его доли в Walt Disney Co., «стоит» порядка 5.5 миллиардов долларов.
Тем временем, на другом конце земного шара, в Китае, совершил самоубийство уже восьмой в этом году работник фабрики Foxconn в Шеньжене, собирающей для Apple те самые iPad, которые с ажиотажем расхватываются покупателями. Вот такая вот глобализация.
Переходя к основным сюжетам, хотелось бы для начала завершить историю с приобретением компанией Google рекламного агентства AdMob. В том смысле, что она для Google, можно считать, закончилась, и закончилась вполне удачно, слегка даже неожиданно: засомневавшаяся было FTC одобрила все-таки эту сделку. Самое смешное, что благодарить за это стоит не в последнюю очередь заклятого конкурента — Apple. Та очень вовремя объявила о своем походе на рынок мобильной рекламы, купив Quatro Wireless и объявив платформу iAd, так что Google радостно ткнул в них пальцем: мол, приобретение нами AdMob совсем не сделает из нас монополистов на рынке мобильной рекламы — вон у нас какой крупный конкурент там будет. При желании, можно было бы заподозрить, что у Эрика Шмидта, даже после выхода из совета директоров Apple, остались какие-то рычаги влияния на действия компании в пользу Google.
Интересно, что во всей этой истории не слышно ничего о Microsoft. Компания продолжает бороться с призраками прошлого, отдыхая после выпуска свежей версии Office. Какая еще мобильная реклама, о чем вы? Ну да ладно, о Microsoft мы сегодня еще поговорим. А пока — о крупнейшей сделке минувшей недели. Нет, это таки не Google-AdMob. Та стоит всего 750 миллионов долларов.
А крупнейшей стала почти вдвое большая — Symantec покупает за 1.3 миллиарда долларов у VeriSign ее бизнес по безопасности в интернете — аутентификация, шифрование передаваемой информации (SSL), транзакции по платежным картам, и так далее. Это подразделение, к слову, дает порядка 40% всех продаж VerySign, уступая лишь ее бизнесу по регистрации доменных имен в доменах .com и .net, где фирма является монополистом. Собственно, только этот бизнес у VeriSign в итоге и останется: подразделение по безопасности станет последним из свыше десятка подразделений, распроданных компанией за последние годы. Стоит отметить, что сделка очень хорошо укладывается в последние шаги Symantec — в прошлом месяце за 300 миллионов долларов она купила небезызвестную PGP Corp. В итоге — безусловная заявка на лидерство на рынке шифрования данных в интернете. А зачем нужно шифрование данных в интернете? В первую очередь — для обеспечения e-commerce. Немаленький рынок.
Из поглощений, произошедших на минувшей неделе, хотелось бы отметить еще одно — уж больно непривычно звучит название покупателя — Lexmark. Да и сумма, в общем-то, немаленькая — 280 миллионов долларов. Во столько обошлось производителю принтеров приобретение компании Perceptive Software, разработчика ECM-платформ. Проще говоря — content management. Еще проще — в 2010 году Lexmark, наконец, решил усилить свои позиции на рынке безбумажного документооборота. Похоже, с продажами принтеров что-то таки происходит.
Ну, эти сделки еще предстоит завершить, а вот HP со своим новым приобретением — Palm — уже вовсю разбирается. К слову, на неделе всплыли некоторые подробности: Palm обращался с предложением о своей продаже к 16-ти различным компаниям, и даже получил от 5 из них какие-то предложения, прежде чем согласился на одно из них. Ну а дальше — понятно. CEO HP, Марк Херд, на неделе в очередной раз подтвердил, что собирается применять webOS не только в смартфонах, но и в других устройствах — планшетах, и даже принтерах с выходом в интернет. Еще стоит отметить заявление, что планшет на базе WebOS появится в продаже до октября.
Все эти заявления были сделаны при подведении итогов минувшего квартала HP, закончившегося еще 30 апреля. Квартала, который оказался очень даже неплохим: продажи выросли по сравнению с прошлым годом на 13% — до 30.8 миллиардов долларов, а прибыль и вовсе возросла на 28% — 2.2 миллиардов. HP вообще выглядит хорошо спозиционированным игроком для серьезной борьбы с другой, столь же успешной компанией — Cisco. К слову, последствия покупки 3Com на минувшем квартале почти не сказались, успев добавить лишь около 50 миллионов долларов к продажам.
Все ждали, что объявит о итогах своего квартала Dell — всегда интересно сравнить состояние дел у этих двух компаний. Понятно, что как и все его конкуренты, компания наслаждается ростом рынка PC: продажи выросли на 21%, до 14.9 миллиардов долларов, прибыль — аж на 52%, до 441 миллиона. Это заметно выше, чем ожидали аналитики, но и тут есть своя ложка дегтя. Во-первых, в отличие от конкурентов, восстановить продажи до докризисного уровня явно не удалось — два года назад квартальный отчет Dell показал 16.1 миллиард долларов. Во-вторых, урезание расходов, конечно, отразилось соответствующим образом на прибылях компании, но смущает то, что маржа падает. Dell, как компания, больше всех своих конкурентов зависящая от продаж железа, страдает от роста цен на комплектующие.
И последний результат квартала, который осталось упомянуть — это результат Salesforce, одного из ведущих (ну, или, по крайней мере, из самых раскрученных) игроков на рынке Cloud Computing. Здесь ситуация скорее обратная, чем с предыдущими цифрами: хотя объем продаж по сравнению с прошлым годом вырос на 24% — до 377 миллионов долларов, прибыль упала на 4%, до 17.7. На самом деле, все не так уж плохо: при таких масштабах любой чих приводит к колебаниям в десятки процентов. В данном случае случились небольшие разовые расходы, со всеми вытекающими последствиями. Полет нормальный: прогноз по продажам на текущий квартал — 381-383 миллиона долларов, прибыль — примерно на том же уровне, что и сейчас. С другой стороны, тенденция все же настораживает — операционные расходы за квартал выросли по сравнению с прошлым годом на 28%, до 272 миллионов долларов. Неудивительно, что курс акций Salesforce после объявления результатов и прогноза на текущий квартал пошел вниз.
Вдобавок, еще и Microsoft «удружила»: подала в суд, обвинив Salesforce.com в нарушении девяти ее патентов (включая метод показа меню действий на страницах в интернете). О подобной возможности Salesforce предупреждала SEC еще в январе — Microsoft приватно выказала ей свои претензии еще в конце года. Не договорились. И это при том, что Microsoft очень редко обвиняет кого-то в нарушении своих патентов! Похоже, «облачники» ее действительно не на шутку достали. В ответ Марк Бениоф, глава Salesforce, обозвал Microsoft ни много ни мало «патентным троллем», и заявил, что ее претензии «не имеют значения». Однако! Будет интересно посмотреть за развитием событий.
А вот теперь, когда мы со всеми остальными разобрались, вернемся вновь к Google. Благо, что Microsoft опять же сама дает для этого повод, выкатив серьезное обновление своего сервиса Hotmail, явно нацеленное на отбор части пользователей Gmail. Действительно серьезное — одна возможность работы с документами Office, приаттаченными к письмам, прямо на сайте Hotmail, выглядит неплохой заявкой. Хотя, справедливости ради, надо упомянуть, что по части числа пользователей почтового сервиса и Microsoft и Google уступают Yahoo. Вместе взятые!
Зато, Google может похвастаться другими цифрами — ее YouTube достиг планки в 2 миллиарда показов роликов в сутки. «Практически вдвое превысив прайм-тайм аудиторию всех трех основных американских сетей кабельного ТВ, вместе взятых». Замечательное достижение. Осталось, чтобы YouTube начал зарабатывать как хотя бы одна из этих сетей.
Впрочем, что касается видео в интернете, то, безусловно, самым заметным событием минувшей недели стали отнюдь не успехи Youtube. Хотя, и эта новость связана с Google. Речь идет об анонсе GoogleTV — программной платформы для телеприставок и даже телевизоров, дающей возможность им получать видео непосредственно из интернета. Казалось бы — многие телевизоры уже умеют показывать ролики из того же YouTube. Но здесь нечто большее: Google TV должен действительно связать воедино ТВ и Интернет, сделав список телепрограмм в телевизоре похожим на сайт — с поиском, с возможностью закачивания передач из интернета, и так далее. Ну и, конечно, с такой мелочью, как контекстная реклама во время просмотра. Столь же понятно, что построено все это на базе Android и Google Chrome.
К слову, благодаря облачным возможностям, встроенным в свежевыпущенный Android 2.2, устройства на базе этой ОС смогут естественным образом общаться друг с другом через соответствующий API. Например, ваш смартфон на базе этой ОС может легко и непринужденно стать пультом дистанционного управления для Google TV телевизора. Опять же, на всех таких телевизорах можно будет запускать приложения из Android Market. И все это — уже этой осенью. Пожалуй, в отличие от многих последних инициатив Google, эта действительно выглядит многообещающе. Впрочем, чем-то действительно грандиозным это сможет стать, если разработчикам удастся обеспечить взаимодействие между приложениями и телепрограммами — подлинную интерактивность.
А еще надо отметить появление в Android Market раздела Music (здравствуй, iTunes), появление приложения Amazon Kindle для Android (здравствуй, iBooks), то, что сегодня активируется уже более 100 тысяч устройств на базе Android в день, заключение стратегического альянса с Sony в плане разработки и продвижения устройств и услуг на базе Android… А теперь — см. начало, про одобрение сделки по покупке AdMob. Минувшая неделя явно была не неделей Apple.