Повесть о настоящем китайском заводе. Как мы смотрели на производство акустических систем Edifier
Для многих это станет откровением, но обычно посещение заводов крупных компаний сопряжено с рядом трудностей в вопросах коммерческой безопасности. Нет ничего хуже, когда тебе показывают что-то и говорят: «смотреть — смотри, но писать про это нельзя». Так что Edifier показали себя невероятно дружелюбными по отношению к журналистам, и это было удивительно, внезапно и приятно.
Компания Edifier существует с 1996 года, но на российском рынке она никогда не вела себя жёстко или агрессивно. Фактически это привело к тому, что во всём мире гаджеты и акустика Edifier более или менее известны, а в России все разговоры сводятся только к единственному конкуренту — компании Microlab.
С акустическими системами Edifier сталкивались практически все, однако далеко не все знают о реальном происхождении продуктов компании. Получается, что Edifier относят в разряд "ноу-неймов", даже не разобравшись в предмете обсуждения, хотя уверяю, что после изучения статьи вы поймёте, что на самом деле не всё так просто. Вот, например, сразу же делюсь интересной информацией о владельцах компании.
Во главе стоит господин Вен Дон, который создал Edifier вскоре после окончания института. Кроме него, компанией управляют Фил Джонс (Phil Jones) и Энтони Уилкинсон (Anthony Wilkinson). Отдельно упомяну Питера Дюмини (Peter Duminy), но мы с ним не общались, поэтому никаких подробностей о его работе мне неизвестно. А вот про Фила и Энтони расскажу чуть позднее, благо повезло и при рассадке гостей за стол мне предложили сесть рядом с ними, т.к. я мог с ними нормально разговаривать на их родном английском языке. Но не буду забегать вперед и начну свой рассказ о фабрике Edifier.
Мой тайваньский друг (привет, Джош! — прим.авт.), отвечая на мои вопросы относительно Китая, почти всегда заканчивает повествование фразой "because China is big" («потому что Китай большой»). Он таким образом доносит до меня мысль, что нельзя судить о Китае о двум-трём городам, Китай всегда очень разный, потому что большой.
Вот, например, все уверены, что большинство IT фабрик находятся в Шенчжене, а на самом деле это совсем не так. Шенчжень , конечно, является своеобразным оплотом высокотехнологичного производства, но далеко не все заводы туда «влезли». Так что правильнее будет сказать, что лидером в IT сфере является провинция Гуандун, а не только один город.
Завод Edifier находится в городе Дунгуан, что километрах в ста от Шенчеженя. Территория завода простирается на значительные расстояния, причём выглядит очень аккуратно и ухожено. Нам рассказали, что Edifier вложил немало денег в развитие «зелёных» технологий как на заводе, так и на территории. Поэтому везде аккуратно подстриженная трава и много деревьев. Этим ещё раз подчёркивают, что завод не портит воздух в округе и заслуживает хорошего отношения властей.
Очень приятная особенность китайских заводов — оформление парадного въезда на территорию комплекса. В случае с Edifier — красивая табличка и гигантский фонтан с мощными концертными колонками AAD.
На первом этаже припаркована Мазератти хозяина. Говорят, что раньше на её месте стояла Феррари. Я предположил было, что случился внезапный кризис, но ошибся. Просто он так захотел.
Нас привели в огромную переговорную комнату, где рассказали о распорядке дня, а также поведали план передвижения по фабрике. Организаторы сообщили, что нам очень повезло, так как наша экскурсия на завод будет происходить во время обеденного перерыва, а это значит, что будет тихо и спокойно, и нам ничего не помешает.
В первом же помещении мы обнаружили симпатичную комнату для прослушивания акустики, и Фила Джонса, который находился неподалёку. Фил представляется всем как невероятно увлечённый человек, который знает всё об акустических системах и постоянно экспериментирует со звуком.
Обратите внимание на две фронтальные колонки по краям фотографии — это Air Plus, концертная акустическая система для озвучивания небольших мероприятий. Особенность комплекта в его весе — всего пятьдесят килограмм. Фил подметил лёгкость монтажа «сцены» с использованием комплекта и пророчит акустике большую популярность.
Затем нам показали секретный прототип новой акустической системы и по-человечески попросили о нём не рассказывать и не показывать. Это, кстати, единственное, о чём просили не говорить за всё время.
Фил — большой любитель концертной акустики, и в следующей комнате нам показали концертные системы фирмы AAD.
Такой вот аналог Marshall с удачным сочетанием цены и качества. Во всяком случае, Фил очень доволен тем, что у него получается делать на заводе Edifier.
Вслед за этим на заводе начался обед и нас быстро повели в сторону заводских цехов. Работа строится на конвейерном методе, но многое собирается и проверяется вручную. Автоматизация, безусловно, присутствует в полном возможном объёме, но для завода полного цикла (а именно таким считается завод Edifier) участие человека необходимо на всех этапах производства, хотя чаще всего для контроля качества работы роботизированных установок. Тут есть связь с тем, что налоговые льготы Китая не позволяют полноценно использовать роботов на производстве. За каждого такого «робота» предстоит немало заплатить государству.
Первый цех, который нам показали — покрасочный. Здесь происходит окрашивание корпусов колонок. На заводе несколько линий по окраске, продукцию красят в зависимости от «планов на день». Кстати, окрашивание происходит вручную!
В следующем цеху происходит визуальный контроль качества выпускаемой продукции. Пока ещё нет финальной сборки, лишь проверка компонентов.
В углу я обнаружил стенд с прессами. Видимо, для удаления дефектов, которые можно устранить путём переклеивания деталей.
А в этом цеху работают люди с развитой мелкой моторикой пальцев, поскольку приходится собирать наушники. Edifier недавно решили попробовать свои силы в новом направлении и купили японскую Stax. Очевидно, что покупка имела смысл из патентных соображений. Сомневаться не приходится, Stax делают лучшие в мире наушники, и Edifier попробуют сделать что-то недорогое и качественное на базе японских разработок.
Контроль качества наушников связан с тщательным осмотром готовой продукции и устранении дефектов вручную.
Вручную же осуществляется пайка и сборка продукции. Вот тут напаивают контакты для динамиков.
А вот здесь установлена полностью автоматизированная линия для создания индукционных катушек.
Участие человека тут минимально — настроить машину и забирать готовую продукцию. Хотя понятно, что катушки всё же будут паять вручную :).
В следующем цеху осуществляют контроль качества динамиков для акустических систем.
Следующий цех оснащён огромным нагрузочным стендом, который тестирует блоки питания от комплектов аппаратуры.
На этом конвейере происходит установка электрических компонентов на платы усилителей. Барышни тут опять в почёте, так как эта работа требует повышенной внимательности и аккуратности.
После того, как все детали размещены на печатной плате, она (плата) попадает в специальную установку, которая завершает пайку деталей и выдаёт готовую продукцию.
И тут же проводится контроль качества.
Прямо в цеху с готовыми печатными платами расположена ещё одна комната, в которой находится оборудование для полностью автономного создания плат. Если я правильно понял, то речь шла о всех этапах производства — от травления дорожек до мелкой пайки. Фотография не в силах передать не только скорость, но и ощущения при взгляде на работу этого станка. Человек так не может, но и эта машина не может без человека. Процесс отладки всех автоматических механизмов занимает огромное количество времени.
На заводе можно очень часто встретить стенды с зонтиками, кружками или даже обувью. Коммуна ощущается во всём. Например, на обед все уходят одновременно и цех тотчас пустеет.
Теперь нас привели в цех, где происходит сборка корпусов колонок.
Есть те, которые склеивают, есть те, которые отливают из пластика, но такими колонками занимаются в других цехах.
Вот на этой фотографии можно увидеть стопку печатной продукции. После окончательной сборки продукцию тут же и упакуют.
Теперь о том, что нас поразило абсолютно всех и заставило яростно шутить над Edifier. Обратите внимание на фотографию снизу. Что вы видите?
Выглядит как огромный синий контейнер, в который собирается?... В контейнер собирается пыль со всего завода. Пыль возникает практически на всех этапах создания продуктов и с ней нужно что-то делать. Вот и придумали, что пыль можно... продавать. Я тотчас вспомнил калькулятор Canon, который мне подарили несколько лет назад. Его корпус полностью сделан из вторичных материалов, а основным компонентом является пыль.
На заводе Edifier можно сразу ощутить ценность пыли, достаточно посмотреть, как реализована система очистки воздуха и вентиляции. Проще сказать, что специальные воздушные рукава и вентиляционные турбины установлены практически во всех цехах. Весь завод опутан "пылепроводами", которые переносят все мелкие отходы вот в эти самые синие бачки. А затем пыль продаётся другому заводу, который может сделать из неё что-то ещё.
Воодушевлённые таким интересным бизнесом (вы представляете, сколько в России пыли пропадает?!! — прим.авт.) мы отправились дальше, в самый вредный (как нас предупредили) цех по фрезеровке и сборке дорогих корпусов.
Тут уже не до шуток, поэтому нам быстро-быстро показали вредное производство (там и правда стоял весьма специфический запах) и повели обратно на свежий воздух. В этом цеху собирают панели для корпусов колонок и оклеивают их плёнкой. И опять с незначительным применением техники, в основном — всё вручную.
Следующий цех производит пластиковые детали, например, в нашем случае — корпуса для наушников.
В этих пакетах лежит сырьё, которое при термической обработке станет корпусом для колонки или другого продукта Edifier. Нам сказали, что для получения качественного пластика необходимо использовать сырьё из Тайваня или Южной Кореи.
Когда путешествие по заводским цехам окончилось, нас отвели в ту часть завода, где инженеры занимаются тестированием продукции в «боевых условиях». Например, вот тут демонстрируется тест новых колонок Edifier C2XD. Для нас даже включили какой-то шустрый боевичок и дали возможность послушать колонки в работе.
Может быть, атмосфера сыграла свою роль, но мне действительно показалось, что для своих размеров C2XD работает очень недурно.
А вот эта модель колонок никогда не поедет в Россию, хотя является однозначным хитом в Европе.
«Рога» нравятся тем, что отлично смотрятся в любом интерьере и серьёзно улучшают качество традиционного телевизионного звука. Чуть позднее мы их тоже послушали и дружно решили, что "таки да", звучит отлично. Но не за 200 евро, извините.
Затем тесты на температуру (в камере поддерживается около 40 градусов).
Станок для «краш-теста». Как мы поняли, тут тестируют не колонки, а целые коробки — выясняют, если при перевозке случится нехорошее, то что может пострадать и как этого можно избежать.
Вибрационный стенд фактически повторяет предыдущую цель исследований, только в этом случае коробку яростно трясут, а не роняют.
И, наконец, самая большая гордость завода Edifier. Безэховая камера за многие-многие сотни тысяч долларов. Крупнейшая в Китае и немногим меньше, чем аналогичная в Германии. Эпитетов про это невероятное место было сказано столько, что даже не всё запомнил. Но...
Перед входом барышни снимают туфли и одевают вот такие тапочки.
Дело в том, что как такового пола у камеры нет. Вместо этого натянута специальная сетка из стальных тросов и на каблуках тут не пройти.
Есть мнение, что такой «пол» выдерживает не одну тонну.
Все журналисты разбрелись по углам в поисках вдохновения. Дело в том, что даже на здорового человека такая изоляция действует весьма жёстко. Ощущение лёгкой контузии проходит через десять-двадцать минут после выхода из безэховой камеры.
А вот тут интересное!
Манекен оснащён специальными датчиками, стоит очень дорого и позволяет инженерам оценить степень воздействия звука на пользователя. Идеальное решение для тестирования звуковой сцены и т.п задач.
Теперь — тестирование качества изготовления диффузора динамика.
Данный стенд позволяет в реальном времени отслеживать изменения в структуре материала диффузора и даёт возможность прогнозировать время выхода из строя колонки. С одной стороны, это ещё один шаг для повышения качества продукции, а с другой — возможность точно знать, на чём ещё можно сэкономить не нанося ущерб качеству.
Затем нас повели слушать небольшую презентацию Энтони Уилкинсона.
Энтони вообще очень понравился как человек. Спикер не просто рассказывал, а ожидал ответную реакцию, задавал вопросы и внимательно слушал ответы. В основном его интересовало, почему в России народ так плохо относится к пластиковым корпусам и как объяснить людям, что далеко не всё, что «хорошо звучит», сделано из дерева. Практически каждый нашёлся, что ответить на этот вопрос. И в первую очередь сыграл фактор "загадочной русской души". Это когда ты закатываешь глаза в потолок, вздыхаешь и пытаешься англичанину объяснить, что дерево — это лучше, чем пластик, однако в момент пространных рассуждений сам наконец понимаешь весь комизм ситуации — в колонках за 50 баксов от этого вроде как никому не будет лучше. Энтони всех нас выслушал, а потом достал из кармана прототип Edifier, новую портативную колонку со встроенным плеером и включил...
Небольшая колонка внезапно заиграла с ощутимым запасом мощности, даже показалось, что в чем-то нестыковка размеров и звука. «Кто скажет, что пластик хуже, чем дерево? А?» — поинтересовался Энтони. И ведь не поспоришь — действительно играет хорошо.
В такие моменты понимаешь, что графики АЧХ, споры о качестве материалов или многостраничные доказательства того, что А хуже, чем B — оно как-то неважно. Вот тебе только что дали возможность оценить реальный результат работы китайских и британских инженеров. Попробуй возрази, что там «АЧХ плохая». Тебя поймут специалисты, а обычный потребитель, услышав такой звук, не будет рассуждать, а пойдёт и купит. Просто потому, что это решение хорошее и на технические детали ему искренне плевать.
Практически в полном молчании нас провели в быстросооружённый demo-room (демонстрационная комната), где по очереди дали послушать все разработки Edifier за последние годы. Надо сказать, что наибольший интерес у нас вызывали упомянутые ранее «рога» и маленькая колонка, выполненная в «i дизайне», для Apple устройств.
И наконец, новое увлечение Edifier — наушники. Я вообще не люблю этот вид аксессуаров и стараюсь пользоваться «ушками» пореже, но если уж приспичит, то всегда выделял Philips и Sony. Тут приятной неожиданностью стали решения от Edifier (правда, мне понравились самые дорогие наушники). Противоударность и надёжность продемонстрировали сразу.
Дужка наушников разгибается под очень широким углом и это, по идее, должны все оценить. Не являюсь экспертом в области наушникостроения, но у этого решения не хватает того, что так любит Philips, а именно специального разъёма, который предовращает повреждения кабеля и наушников во время, например, падений лыж.
Вот, вроде бы и всё, но в заключение всё же поведаю читателям об увлечённых людях. Об одном я уже написал — Энтони Уилкинсон, а вот про Фила Джонса хочу рассказать прямо сейчас.
Вечером мы ужинали прямо в ресторане отеля и мне посчастливилось слушать и разговаривать с людьми, которые, в общем, могут позволить себе любую жизнь, какая им только по душе. Но они настолько преданы делу музыки и акустики, что даже один час общения с Филом и Энтони производит глубокое впечатление на всех.
Представьте, что сейчас Фил занят созданием концертной акустической системы, где одна колонка будет стоить больше 150 тысяч долларов. «Я уже почти закончил», — говорит Фил и показывает свой айфон, где среди кучи фотографий домов, детей, собак и деревьев мелькают кадры гигантской колонки, которую он покажет всем уже в этом году. А потом он без малейшего раздражения отвечал на вопросы людей, которых он видит впервые. Отвечал с таким чувством, что я старался переводить не только все слова, сколько эмоции, которые он вкладывал в свои фразы. Не зря съездили.
Честно говоря, после этой поездки моё мнение относительно Edifier поменялось, не скажу, что кардинально, поскольку я никогда не замечал за Edifier ничего дурного. В России наконец-то появился рынок качественных конкурентных решений в среде компьютерной акустики и это прекрасно. К сожалению, в РФ продаётся такое количество откровенной «шелухи», что найти нечто ценное на нашем диком рынке совершенно нереально. Приятно, что появились компании, которые пытаются заявить о себе не как «ещё один производитель ширпортреба», а как самостоятельный разработчик и создатель собственных продуктов. Никаких копий, никакого OEM — всё своё. И это очень хорошо, но, к сожалению — редко.