Взлеты и падения IT индустрии со 2 по 8 февраля
Ральф Найдер, «американский Навальный», владеющий аж целыми 18 тысячами акций Cisco на сумму порядка 360 тысяч долларов, атаковал руководство компании в лице Джона Чамберса, от лица всех акционеров в очередной раз потребовав увеличения размера выплачиваемых дивидендов, с текущих «жалких» 6 центов на акцию раз в квартал. Как год назад он требовал поднять эту цифру вдвое, и еще и выплатить каждому акционеру разовый дивиденд в размере доллара на акцию, так и теперь он повторил эту мысль в колонке, опубликованной Reuters.
Мол, компания предпочитает пускать свободные деньги на выкуп собственных акций (за последний десяток лет Cisco выкупила их на шестьдесят миллиардов долларов), но реальной выгоды акционерам, по мнению Найдера, это приносит мало. Вообще, в последнее время это становится модой среди американских корпораций — Cisco, Apple, Intel, Microsoft, Oracle, Google — восседать на стремительно увеличивающейся куче кэша, и ничего с ним не делать. Акционеров (и не только Cisco), судя по последним опросам, это начинает напрягать все больше.
Впрочем, на Google в последнее время больше давят не акционеры, а пользователи, которых продолжает смущать изменившаяся политика компании в отношении хранения и распоряжения персональными данными. Google отступать не намерен, но как-то отношения налаживать надо, так что на минувшей неделе компания предприняла редкий для нее шаг, начав размещать рекламные баннеры на других популярных сайтах, типа Washington Post, в рамках кампании «Good to Know», пытающейся разъяснить пользователям, что никакого вреда нововведения им не несут, а напротив — несут только пользу.
Еще одним веским аргументом для всего этого стало то, что за раздувание истерики у пользователей с удовольствием взялась Microsoft, предпринявшая трехдневную рекламную кампанию в печатных версиях Wall Street Journal, New York Times and USA Today под лозунгом «Gone Google? Got Concerns? We Have Alternatives». А именно — Hotmail, Bing, Office 365, и Internet Explorer. Пока эти альтернативы пользуются меньшей популярностью у пользователей, но, как видим, Microsoft пытается сделать все, что только в ее силах, чтобы изменить положение дел.
Но основным событием недели в интернет-индустрии стали, конечно, не эти разборки, а подача Facebook заявки на IPO, в ходе которого компания надеется привлечь 5-10 миллиардов долларов, что может дать оценку всей компании до 100 миллиардов долларов. В таком случае, за шесть лет капитализация этой соцсети может вырасти на три порядка.
Действительно впечатляющий темп. И, надо признать, что мы имеем дело с тем нечастым случаем, когда скорость роста стоимости компании пропорциональна скорости роста ее выручки.
Правда, для того, чтобы получить оценку в 100 миллиардов долларов, Facebook придется доказать всем окружающим, что она и дальше сможет поддерживать подобные темпы роста доходов от рекламы. А если в течение всего 2011 года в целом рост выручки составил 88% относительно 2010 года, то в последнем квартале было отмечено заметное снижение динамики: объем рекламных доходов вырос всего на 44% относительно аналогичного периода прошлого года. И так-то 3.7 миллиарда долларов выручки 2011 года оказались заметно меньше ожиданий аналитиков. Да еще учитывайте скептические оценки гуру рекламы, к примеру, главы крупнейшего рекламного холдинга WPP, Мартина Соррела, на тему того, что Facebook — это идеальный канал для PR, но не для классической рекламы. Да еще и многократные упоминания слова «реклама» в заявке Facebook на IPO, но никакой конкретики: CTR, стоимости клика, и т.д. В общем, думающему инвестору будет над чем поразмыслить: вкладываться в быстрорастущую компанию — это одно, а в замедляющую свой рост — совсем другое.
Впрочем, всем бы так замедлять свой рост (+88% за год), как это делает Facebook. Sony, на минувшей неделе заявившая о смене своего руководителя, может таким темпам только позавидовать. С 1 апреля этого года Говард Стрингер покинет пост CEO компании, который он занимал с 2005 года, а ему на смену придет Кацуо Хираи, возглавляющий сейчас в Sony направление потребительских продуктов. 51-летний Хираи, в прошлом возглавлявший игровое подразделение Sony (традиционно один из самых успешных ее бизнесов), станет самым молодым гендиректором в ее истории. Собственно, ему как раз и придется взять на себя ответственность по реанимации компании, уступающую свои позиции на разных рынках корейским и американским брендам.
Кстати, о корейских брендах. Samsung, пытаясь воевать с Apple ее же оружием (привязаться к нескольким якобы нарушенным патентам, и на основе этого пытаться требовать прекратить импорт продукции), доигрался до того, что на минувшей неделе Еврокомиссия проведет расследование, не нарушает ли Samsung свое обязательство, данное еще в 1998 году: лицензировать любые патенты, необходимые для базового функционала мобильных телефонов на «честных, разумных, и недискриминационных условиях». Впрочем, надо отдать должное ЕК — как выяснилось, под столь же пристальным интересом на ту же тему находится и Apple.
У последней, впрочем, выдалась веселая пятница, когда она была вынуждена, подчиняясь решению суда, снять с продажи в Германии свои iPhone 4 и 3GS (но не iPhone 4S) — как нарушающие интеллектуальную собственность Motorola. (В розничных магазинах ранее поставленные им Apple продукты остались в продаже). Правда, уже к концу дня судебное решение было приостановлено и все телефоны вернулись в онлайн-магазин Apple, но интересно, чем все это закончится. Motorola готова лицензировать Apple необходимые патенты, но хочет получить за это роялти в размере 2.25% от стоимости соответствующих продуктов. Apple, в свою очередь, не считает это пресловутыми «честными и разумными» условиями. Так что, в итоге, для Motorola, как для Samsung, все может закончиться не отчислениями от Apple, а встречей с Еврокомиссией.
С философским спокойствием наблюдает за всем этим Qualcomm, чьи доходы будут расти в любом случае, чьи бы телефоны в итоге на рынке не продавались. К слову, компания на минувшей неделе отчиталась о результатах своего очередного финансового квартала, и они были предсказуемо отличными: выручка выросла на 40% по сравнению с прошлым годом до 4.68 миллиарда долларов, прибыль — на 20%, до 1.4 миллиарда. Все это заметно выше прогнозов аналитиков, а если еще учесть, что при этом Qualcomm поднял свой прогноз по продажам в 2012 году (в отличие от срезавшей его и конкурирующей с ним в качестве поставщика мобильных чипов NVIDIA), то неудивительно, что акции компании подскочили на 5% после этого анонса.
Впрочем, это чистые мелочи по сравнению с квартальными результатами Seagate и реакцией рынка на них. Выручка компании в минувшем квартале выросла до 3.2 миллиарда долларов (год назад было 2.7 миллиарда), а прибыль по сравнению с прошлым годом более чем утроилась, составив 563 миллиона долларов. Наводнение в Тайланде помогло Seagate, пострадавшей от него меньше, чем Western Digital, поднять цены на свою продукцию, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кто-то теряет, а кто-то находит. И, в данном случае, свое нашли и инвесторы Seagate, с учетом того, что курс акций компании после оглашения результатов квартала поднялся сразу на 11.4%.