Взлеты и падения IT индустрии с 18 по 25 января
Для канадской Research in Motion, когда-то бывшей одним из ведущих игроков рынка мобильных телефонов, минувшая неделя началась с непривычного в последнее время роста курса акций — аж на 8% за несколько часов. Повод роста, однако, особых причин для гордости не давал — им стали слухи о том, что в поглощении RIM может быть заинтересован корейский Samsung. Впрочем, насчет «непривычного роста» я погорячился — на самом деле, с апреля было уже минимум десяток скачков процентов на пять. И все они были вызваны слухами о возможном поглощении компании.
Как и раньше, слух не оправдался, но на сей раз было кое-что новенькое. Через несколько дней было объявлено, что в отставку уходят оба ко-CEO компании, Джим Балсилли и Майк Лазардис. Всерьез увлекающийся спортом Балсилли (он, поочередно, пытался купить Pittsburgh Penguins, Nashville Predators, и Phoenix Coyotes, а также является тренером футбольной и баскетбольной команд, где играет его сын), в последнее время явно не страдал избытком времени для руководства своей компанией. За эти годы она пропустила все мыслимые тенденции на рынке мобильных устройств, и вот результат. Новым главой компании стал Торстен Хайнс, и он уже заявил, что со стратегией компании все в полном порядке, и она продолжит следовать тем же курсом.
Примерно так же рассуждало и руководство Kodak, которая на минувшей неделе (после 131 года существования) подала иск в суд, прося защиты от кредиторов согласно статье 11 кодекса о банкротстве. Компания, стоявшая у истоков фотографии, как классической, так и цифровой, обладающая огромным патентным портфелем, используемым большинством современных мобильных телефонов, обладающих встроенными камерами, обанкротилась, будучи не в силах тащить один миллиард долга при отсутствии внятных перспектив выхода из ситуации, в которой она находилась последние годы. С 2003 года Kodak уволил 47 тысяч сотрудников, закрыл 13 фабрик по производству пленки, фотобумаги, и химикатов, а также — 130 фотолабораторий. Компания надеется выручить достаточно денег от продажи активов (включая более 1100 патентов, связанных с цифровой фотографией), для того, чтобы за пару лет расплатиться с кредиторами и реструктурировать свой бизнес, сосредоточившись на создании принтеров для печати цифровых изображений.
Yahoo! пока от банкротства далека, но ситуацию в компании стабильной явно не назовешь, да и продажа активов все отчетливее маячит на горизонте. Особенно после того, как на минувшей неделе Yahoo! покинул ее основатель, член совета директоров Yahoo!, Alibaba, и Yahoo! Japan, Джерри Янг. Аналитики отреагировали на его отставку со сдержанным энтузиазмом: мол, теперь снято одно из основных препятствий по распродаже азиатских активов Yahoo!. Акции компании на фоне новости об уходе ее основателя выросли на 4%. Судя по всему, Янг останется в истории как человек, отвергнувший предложение Microsoft о покупке Yahoo! за 44 миллиарда долларов с тем, чтобы за три последовавших года опустить ее стоимость до 17 миллиардов. А новому CEO компании, назначенному на этот пост три недели назад Скотту Томпсону, никто не будет мешать кардинально перекроить Yahoo! в соответствии с текущим положением дел, не оглядываясь на прошлое.
CEO Microsoft, Стива Балмера, тоже часто критикуют в последнее время, но, надо признать, оснований для его критики куда меньше, чем у Джерри Янга. (К слову, если бы Янг в свое время не отказал бы Балмеру, то Стива сейчас критиковали куда больше бы. Как он сам выразился по этому поводу, «Иногда вам просто везет»). Ну так вот, Microsoft на минувшей неделе подвела итоги последнего финансового квартала, и они ее, вопреки страхам аналитиков, совершенно не подвели. Несмотря на то, что из-за слабости рынка PC выручка от продажи Windows была пониже, чем могла бы быть, общий доход компании составил 20.9 миллиарда долларов (+5% по сравнению с прошлым годом), а прибыль — 6.62 миллиарда (на уровне того же периода прошлого года).
Как уже сказано, выручка от продаж ключевого продукта Microsoft — Windows — упала на 4.8% по сравнению с прошлым годом, до 4.74 миллиарда долларов. На 3% поднялись продажи продуктов из семейства Office (до 6.28 миллиарда), на 8.7% — до 4.77 миллиарда продано серверного софта. Традиционно продолжает терять деньги онлайн-подразделение, принесшее убыток в 458 миллионов на фоне продаж в 784 миллиона долларов. И, столь же традиционно, радует игрушечно-телефонное: выручка выросла сразу на 16% по сравнению с прошлым годом, до 4.24 миллиарда долларов.
В общем, старая проблема никуда не делась: Windows продолжает приносить серьезные деньги, но потихоньку угасает под натиском смартфонов и планшетов. Там пока позиции Microsoft все еще не очень сильны, хотя компания очень-очень рассчитывает на успех Windows 8. Лучше бы так оно и было, иначе под угрозой спустя некоторое время может оказаться уже и офисно-серверная составляющая бизнеса. Онлайн продолжает планово приносить заметные убытки, хотя позиции Bing на рынке становятся уже заметны. А с Xbox… С Xbox Microsoft в свое время угадала на все сто процентов — эта ставка явно сыграла.
Впрочем, что касается онлайна, то там Microsoft еще по-прежнему очень далеко до Google, и свежие квартальные результаты того это только подтверждают. Квартальная выручка составила 10.58 миллиарда долларов (рекорд Google для четвертого квартала и на 25% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года). Тем не менее, аналитики ожидали еще больших (на 300 миллионов долларов) показателей, так что после объявления результатов акции Google рухнули вниз примерно на 10%. Но это нормально — аналитики почти всегда хотят большего, чтобы потом радостно разочароваться.
Хотя от квартальных результатов IBM они ожидали худшего. Компания отчиталась о выручке в 29.5 миллиарда долларов (+2% по сравнению с прошлым годом) и прибыли в 5.6 миллиарда (+5%). Вслед за хорошими данными SAP, эти только подчеркивают уверенность в том, что с глобальной экономикой все пока не настолько плохо, как это может показаться после чтения утренней прессы. В четвертом квартале было подписано сервисных контрактов на 20.4 миллиарда долларов (против ожидавшихся 20.1 миллиарда), а всего общий объем сервисных контрактов разной степени срочности на руках у компании составил 141 миллиард долларов. Жизнь продолжается.