Взлеты и падения IT индустрии с 23 по 29 февраля
На минувшей неделе полным ходом продолжали идти боевые действия на юридических полях войны между Apple и ProView. Первая начала новый раунд с письма второй на тему того, что «На самом деле вы нам продали все права на марку iPad, в том числе и в Китае». Так что, мол, готовьтесь к искам: как на уровне компании, так и отдельных физических лиц, с требованиями компенсации всего того ущерба, который ProView уже успела Apple в Китае нанести. Этакое предложение заняться переговорами, которое ProView вполне адекватно восприняла, заявив, что пока ситуация в судах не дошла до точки, обеим сторонам ничто не мешает сесть, и договориться полюбовно вне зала суда.
Но пока этого не произошло, все идет своим чередом. В минувшую среду суд, состоявшийся в Шанхае, и рассматривавший просьбу ProView о запрете на продажу iPad в этом городе (один из крупнейших в Китае, и, соответственно — один из крупнейших тамошних рынков для Apple. Там находятся три ее фирменных магазина из пяти, еще два — в Пекине), встал на сторону Apple, отказав китайской компании в удовлетворении их иска.
ProView уже заявила, что суд принял ошибочное решение, и она будет подавать апелляцию. А пока суть да дело — подала иск уже в калифорнийский суд, перенеся боевые действия в тыл врага. Суть иска: Apple специально создала компанию IP Application Development Ltd (сокращенно — IPAD), чтобы выкупить у ProView права на торговую марку, скрыв истинного выгодоприобретателя. Мол, IPAD, во время переговоров с китайцами даже заявляла, что она с ними никак конкурировать не собирается, и все такое прочее. Своя логика в этом есть, и интересно посмотреть, как Apple будет выкручиваться.
Но, в любом случае, хотя бы с iPhone в Китае у нее проблем не намечается. Совсем наоборот: с марта эти смартфоны начинает продавать уже второй из трех крупнейших операторов Китая — China Telecom, и, по оценкам аналитиков, в этом году может продать до полутора миллионов этих трубок, а в следующем — еще от двух до четырех.
Да, продукция Apple сегодня уже представляет огромный рынок для производителей софта, в отличие от стагнирующих PC. Так что совсем неудивительны пущенные на минувшей неделе The Daily слухи о том, что Microsoft- де разрабатывает версию Office для iPad. Была даже приведена доказывающее утверждение фотография iPad с запущенным на нем соответствующим приложением. Microsoft резко слух опровергла, но The Daily стоит на своем: все так и есть, изображение не сфабриковано, а сделано ими с устройства, продемонстрированного им кем-то из Microsoft.
Так вот, к вопросу о стагнирующем рынке PC. Лучшее подтверждение тому — свежие квартальные результаты Dell, чьи продажи поднялись за год всего на 2%, до 16 миллиардов долларов, а прибыль упала на 18%, до 764 миллионов. Хуже того. За текущий квартал, заканчивающийся у Dell в апреле, выручка, по прогнозу самой Dell, упадет на 7%, до 14.9 миллиарда долларов, ощутимо ниже, чем ожидали аналитики. В минувшем квартале на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали продажи в потребительском подразделении Dell, на 1% — в том, что продает продукцию государству.
На пресловутые 2% общего роста выручки Dell вытянули сервисные услуги и продажи бизнесам. По поводу сервисных услуг — это хорошо, но у Dell они не в последнюю очередь отталкиваются от продаж железа. Если будут падать они, то, рано или поздно, на себе это ощутит и сервис. А откуда им расти, когда с одной стороны — iPad, который все чаще выбирают потребители вместо ноутбуков Dell (как же компания ждет, когда Microsoft выпустит Windows 8 для планшетов!), а с другой — последствия наводнения в Таиланде, которые, как ни крути, имеют место быть в виде дефицита винчестеров для сборки PC, и которые, по словам Dell, будут сказываться на ее бизнесе аж до квартала, заканчивающегося в октябре.
В общем, проблемы Dell выглядят достаточно глобальными и универсальными для всех производителей PC, так что это не тот случай, когда минус для Dell означает плюс для ее основного конкурента — HP. У той, судя по результатам квартала, хватает своих проблем. Выручка за год упала на 7%, до 30 миллиардов долларов, прибыль — на 44%, до 1.47 миллиарда. Все это заметно ниже ожиданий аналитиков, так что неудивительно, что курс акций HP после объявления новостей стремительно направился вниз, тем более, что и прогноз компании на текущий квартал тоже не радует.
Если кратко пробежаться по основным подразделениям HP, то картина получается в целом та же, что и у Dell: продажи сервисной группы поднялись за год на 1%, тогда как выручка компьютерной упала на 15%, принтерной — на 7%, серверной — на 10%. В компьютерной и принтерной группах основной вклад в провал внесли потребительские продуктовые линейки, чьи продажи упали на 25% и 15% соответственно. Из позитивных моментов можно отметить только рост выручки от продажи и поддержки софта — аж на 30% по сравнению с прошлым годом. Возможно, Лео Апотекер, пытавшийся сделать HP софтовой компанией, был не так уж и не прав, а?