Прошлое, настоящее и будущее флэш-памяти. Интервью с SanDisk
Сейчас SanDisk Corporation продолжает заниматься выпуском флэш-носителей всевозможных форм-факторов. Также, в связи с недавним приобритением компании Pliant, компания планирует экспансию на рынок потребительских и серверных жестких дисков.
Нам удалось взять интервью у Паскаля де Боэ (Pascal de Boer) — вице-президента розничного подразделения SanDisk.
— Добрый день. Расскажите для начала о деятельности компании.
— В сущности SanDisk изобрела флэш-память в том виде, в котором мы ее сейчас знаем. Всё началось с перехода от пленочной фотографии к использованию цифровых носителей. Затем были разработаны другие стандарты для съемных запоминающих устройств. И вот теперь мы начали производить устройства, которые устанавливаются внутрь различных гаджетов. *показывает на чип с лейблом iSSD*. Вот эти устанавливаются в планшеты.
На данный момент три основных направления нашего развития —SSD для ноутбуков и десктопных ПК, выпуск памяти и сменных носителей для смартфонов, а также потребительские устройства, которые либо представляют собой съемные ЗУ, либо основаны на флэш-памяти (линейка mp3-плееров Sansa). Мы долгое время работали над созданием SSD сами и недавно приобрели компанию Pliant, которая занимается выпуском твердотельных дисков для копоративного использования.
Суть в том, что флэш-память сейчас используется практически везде, и мы считаем, что за этой технологией будущее — она недорога в производстве, компактна, надежна и обладает отличными скоростными характеристиками. В будущем сфера ее применеия будет только расширяться.
— Какие особенные продукты выпускала SanDisk в последнее время
— Мы стараемся выпускать продукты, которые идеально подходили бы покупателю. Например, недавно SanDisk начала производить флэш-карты, предназначенные для использования вместе с современными игровыми консолями. Они обладают оптимальными скоростными характеристиками, так как специально создавались в расчете на совместное использование с этими устройствами. Также для этих накопителей используются специальные дизайнерские решения, которые подчеркивают их предназначение.
Одной из ключевых особенностей продукции SanDisk является то, что мы сами выпускаем всё то, что продаем. Возьмем, к примеру, USB-накопители. Внутри каждого из них есть 2 основных компонента — чипы памяти и контроллер. Полностью контролируя процесс производства, мы получаем на выходе более надежное и производительное решение.
Существует несколько типов памяти, отличающихся по качеству и цене. Соответственно, для менее требовательных продуктов можно использовать более дешевую память, а для производительных решений подходят только самые лучшие модули.
В картах microSD память и контроллер располагаются на одном чипе
Если мы посмотрим на microSD-карту, то там контроллер и память располагаются на одном чипе. В ассортименте большинства наших конкурентов обычно есть 1-2 карты каждого типа, или несколько карт, различающихся только объемом. У нас есть карты различного объема, от 2 до 128 ГБ, также отличающихся своими скоростными характеристиками.
Наиболее производительная флэш-карта SanDisk
Таким образом, каждый покупатель может выбрать именно то, что ему нужно. Если вам нужна SD для 100-долларового фотоаппарата, то можно взять самую дешевую модель и она будет работать нормально. Если взглянуть в сторону более дорогих аппаратов, то для них уже лучше подходят более производительные флэш-карты. Нужно смотреть не только на объем, но и на скоростные характеристики. При этом есть индустриальные стандарты, определяющие минимальную производительность, и есть показатель максимальной скорости. Если вам нужно записывать Full HD видео, то для этого подойдут карты 6 или 10 класса, но при съемке фотографий высокого разрешения всё немного иначе, нужно обращать внимание на максимальную производительность. При выборе неправильной SD-карты для, например, Nikon D7000, вы сможете снимать фото не быстрее, чем на камере за $600. Однако стоит установить туда быструю карту, и скорость съемки сразу возрастет. Поэтому Speed Class Rating не определяет скорость. Представьте, что вы пришли в автосалон с целью купить спорт-кар. Кто-нибудь будет спрашивать: скажите, а какова минимальная скорость вот этого Porsche?
Мы также начали выпускать твердотельные диски. Это новый и очень интересный для нас рынок. Пока стоимость памяти для SSD всё еще очень высока, так как нам приходится использовать самые лучшие модули. Однако мне кажется, что в обозримом будущем с ростом объема производства цена упадет, и тогда SSD станут интересны в качестве полноценной замены обычным жестким дискам. В конце этого года мы планируем запустить линейку потребительских SSD, производительность которых вас действительно удивит.
— Вы пытаетесь адаптировать разработки Pliant для потребительских SSD?
— Разработки Pliant в первую очередь касаются серверных решений, но да, мы работаем в этом направлении. Самым важным компонентом в твердотельном диске является контроллер, и у Pliant есть интересные разработки, позволяющие использовать более дешевую флэш-память при сохранении прежнего уровня надежности.
— По описанию напоминает разработки SandForce…
— SandForce — отличные контроллеры, но наши разработки используют иные алгоритмы работы с памятью, которые, тем не менее, должны обеспечить не менее внушительный уровень производительности.
— Можно услышать какие-нибудь цифры? Хотя бы примерные?
— К сожалению, с этим придется подождать до официального анонса. Я думаю, что к ноябрю этого года мы уже сможем обнародовать данную информацию. А до этого будет запущена линейка более бюджетных решений.
— Расскажите еще немного про вашу линейку потребительских продуктов. Sansa — отличные плееры. Вы не планируете как-то развиваться в данном направлении?
Плееры Sansa известны качественным звуком
— Да, Sansa очень популярны. В США их объемы продаж уступают только iPod. Но они появились благодаря тому, что основатели компании очень давно планировали создать нечто подобное. Это единственный наш продукт, не связанный непосредственно с хранением данных. Да и то, в свое время это были одни из первых плееров, основанных на флэш-памяти.
Мы планируем выпустить кое-какие принципиально новые решения, но они также будут связаны с хранением данных. Мы не собираемся выпускать принципиально новые продукты, не имея никакого опыта в соответствующей области. Этим занимаются другие компании. SanDisk занимается флэш-памятью.
USB-накопитель серии Ultra поддерживает 128-битное AES-шифрование в средах Windows и Mac OS
Одним из направлений нашей деятельности является обеспечение безопасного и надежного хранения пользовательских данных. Каждый наш USB-флэш накопитель оснащается специальной программой для шифрования данных. Вы знаете, что каждую неделю в американских аэропортах пользователи теряют порядка 12000 ноутбуков? Большинство из этих пользователей знает, что доступ к своему ПК стоит ограничивать при помощи пароля. Однако при этом они легко копируют на флэш-карту конфиденциальную информацию, которая будет там доступна любому пользователю.
Мы хотим добиться того же уровня безопасности при использовании флэш-накопителей. При этом наше решение является достаточно понятным и легким в использовании. Когда вы вставляется флэшку в компьютер, та предлагает установить специальный софт. После этого, если вы знаете пароль, то можете получить доступ к специальной папке, в которой хранится зашифрованная информация. Для постороннего пользователя будет доступно всё остальное содержимое накопителя, но получить ваши конфиденциальные данные он не сможет.
— А что вы говорили насчет сохранности?
— Для этой цели мы предоставляем каждому покупателю 2 ГБ бесплатного дискового пространства на облачном хранилище. Многие люди не до конца осознают, что если они теряют флэш-карту, то вместе с ней теряется всё ее содержимое. И резервное копирование данных на ноутбук может не помочь. Даже если информация на носителе зашифрована, то это никак не поможет вам ее вернуть.
— Да, существует достаточно много облачных сервисов резервного копирования…
— Конечно. Но те, кто пользуются соответствующими сервисами — они уже знают, их не нужно учить. SanDisk каждый день продает огромное количество флэш-накопителей. И мы используем свою популярность для того, чтобы учить людей заботиться о сохранности своих данных.
— Как примерно распределяются ваши доходы между OEM и розницей?
— Спасибо за вопрос. 60% OEM, 40% розница. В каждом из направлений есть как массовые продукты, так и более дорогие решения. Так что можно также говорить о распределении доходов между продуктами различных ценовых сегментов.
В 2010 и первом квартале 2011 года мы наблюдали отличные показатели роста оборотов и дохода. Большая часть выручки в OEM была связана с поставками памяти для смартфонов, планшетов и т.д. В то же время в розничном направлении мы, за счет нашей способности предоставлять каждому покупателю подходящее решение, продали достаточно много высококачественных флэш-карт. Это связано с тем, что сейчас дорогие фотоаппараты занимают достаточно большую долю рынка, а карты для них за счет высокой маржинальности более интересны для ритейлеров и дистрибьюторов.
— Некоторое время назад случился большой обвал цен на флэш-память. Теперь всё пришло в норму?
Совместное предприятие SanDisk и Toshiba борется за лидерство в производстве чипов флэш-памяти с компанией Samsung
— В конечном счете всё определяется спросом и предложением. Как и любой производитель, мы стараемся предугадывать спрос потребителей на нашу продукцию. Сейчас мы вместе с Toshiba запускаем новую фабрику, которая в ближайшем будущем должна будет начать производство 19 нм чипов. Это самый тонкий техпроцесс, используемый для производства флэш-памяти. Мы участвуем в этом по двум причинам: для снижения стоимости хранения данных и для увеличения плотности записи, чтобы можно было делать новые устройства всё более компактными.
В прошлом при открытии новой фабрики предложение моментально перекрывало спрос, который рос более или менее равномерно. Получалось что-то вроде лестницы, колебания были очень большими. Теперь, когда стоимость перехода к более тонким техпроцессом очень сильно возросла, ситуация стала гораздо стабильнее. Последние два года спрос и предложение росли с очень близкой скоростью. После недавнего землетрясения в Японии поставки памяти были нарушены, что привело к росту цен. Однако сейчас ситуация стабилизируется. Я надеюсь, что к 3-4 кварталу этого года всё придет в норму.
— Сколько денег SanDisk вкладывает в развитие производства и R&D?
— Строительство фабрики, как та, о которой я говорил, стоит 7-10 миллиардов долларов. Это очень значительная сумма, и поэтому мы разделили вложения и риски с нашим партнером Toshiba. Пожалуй, это наиболее крупная наша инвестиция за время существования компании. Также мы постоянно совершенствуем существующее производство.
Что касается R&D, то SanDisk постоянно тратит на эти цели некоторую часть своего дохода — 300-500 млн долларов в год. Инвестиции в новые технологии очень важны для нас, так как позволяют постоянно улучшать качество наших продуктов и поддерживать конкурентоспособные цены.
Также SanDisk инвестирует в другие направления. Например, мы вкладываемся в имидж бренда и рекламу. Сейчас мы начали усиливать свое присутствие в России и позиционируем свою компанию как лидера по качеству продукции. Наши инвестиции также касаются развития партнерских отношений и налаживания дистрибьюции.
— И как вы оцениваете успех SanDisk на российском рынке
— Мы очень довольны теми показателями, которых удалось достичь. Российский рынок устроен несколько иначе, чем то, с чем мне пришлось сталкиваться раньше. Покупателя очень сильно интересуют технические детали. Возьмем, к примеру, Великобританию. Там покупателю важно, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно, приобретя ваш товар. «Не волнуйтесь. Если вы выберете нас, то всё будет работать ОК.»
Здесь это не работает. Вас сразу же спросят: «Да, а почему?». Поэтому мы стараемся уделять больше внимания характеристикам наших товаров и их устройству. Это очень интересный рынок, и крайне быстро растущий.
— Занимаетесь ли вы какими-нибудь исследованиями, не связанными с флэш-памятью? В последнее время новости пестрят различными анонсами, посвященными альтернативным технологиям.
— SanDisk всю свою историю занималась флэш-памятью. Может быть, в будущем появятся более эффективные технологии, но пока мы считаем NAND flash наиболее перспективной разработкой. Я говорю об этом не только и не столько с технической точки зрения, сколько с экономической. Флэш-память производится в очень значительных объемах и снижение цены делает ее всё более привлекательной. Раньше я работал в 3M и мы выпускали магнитные ленты. Они были изобретены в 1949 году, коммерциализация произошла в 1952, и эта технология до сих пор является одной из самых популярных для создания и хранения резервных копий.
Когда я только пришел работать в SanDisk, один из первых моих вопросов к CEO был очень похожим. Я поинтересовался, что случится, если флэш-память внезапно исчезнет. «У нас будут неприятности» — таков был ответ. Я считаю, что пока эта технология