Они уйдут и больше не вернутся: телефонам Nokia осталось 18 месяцев
В каждом магазине, торгующем мобильными телефонами, есть целая полка, товары на которой привлекают не супертонкими корпусами и огромными экранами, а ценой. Проходишь мимо и дивишься: "Телефон за 1200 рублей? За 800? А вот ещё один — за 600 с чем-то!" От табличек с описанием нередко веет ностальгией: максимальное число номеров в записной книжке, полифонические мелодии звонка... Вспоминаешь времена, когда всё это было актуально, а такие телефоны стоили приличных денег. Невольно думаешь: "Не купить ли смеха ради? Да и на чёрный день пригодится". Если перед вами телефон Nokia, то есть смысл так и поступить, потому что их производство будет прекращено в ближайшие полтора года.
Почему так случилось — в общих чертах ясно. В сентябре 2013 года телефонное подразделение Nokia было куплено Microsoft за 7,2 миллиардов долларов и стало именоваться Microsoft Mobile. С тех пор в Microsoft сменился исполнительный директор, и вот подоспела новая стратегия, где "простым" телефонам Nokia нет места.
Известие о значительном сокращении модельного ряда телефонов совпало с новостью о другом сокращении: 18000 сотрудников Microsoft готовятся покинуть компанию. Около 12,5 тысяч увольнений связаны с приобретением Nokia: в Microsoft избавляются от дублирующихся должностей и по возможности оптимизируют работу. Заодно под сокращение попали и отделы, занимавшиеся любыми телефонами, на которые нельзя установить Windows.
Зачем Microsoft «убивает» модельный ряд Nokia X, догадаться несложно: в них используется Android, прямой конкурент Windows Phone. В Microsoft скорее постараются сделать дешёвые модели на WP, чем будут тратить силы на платформу, которую контролирует Google. Удивительно, что телефоны Nokia X вообще успели появиться в продаже, учитывая грядущую сделку. Не исключено, что эта модельная линейка готовилась на случай, если продажа мобильного подразделения не состоится, или даже играла определённую роль в переговорах («Не будете брать — перейдём на Android»).
Остаются телефоны на Symbian S40 (включая модификацию Asha) и ещё более дешёвые — со старой безымянной системой и чёрно-белым экраном. Замены им у Microsoft нет и быть не может: даже Windows Phone 7 требовал минимум 256 МБ оперативный памяти, 4 ГБ флеш-памяти и процессор с графическом ядром, поддерживающим DirectX9. Для Windows Phone 8 нужно уже как минимум 512 МБ ОЗУ и двуядерный процессор не хуже Snapdragon 800. Другими словами, современный смартфон, а не «орехоколка». Так что единственный вариант — не трогать телефоны на Asha и S40 вовсе. Да и это, как оказалось, не вариант.
Уйти из сегмента дешёвых телефонов могли ещё в Nokia: «тупофоны» хоть и продаются в больших количествах, но прибыли не приносят. За первый квартал 2014 года бывшее телефонное подразделение Nokia потеряло 326 миллионов евро. Продажи не-смартфонов падают, и в этом нет вины Nokia — просто смартфоны постепенно вытесняют своих «неумных» предков.
Как мы видим, хоть участников рынка и много, зарабатывать получается только у двух гигантов — Samsung и Apple.
Почему же в Nokia ещё раньше не оставили идею выпускать дешёвые модели? Рынок смартфонов по-прежнему растёт, и тут ещё есть шанс что-то отвоевать. А вот бороться за схлопывающийся сегмент доступных, но слегка архаичных устройств для развивающихся стран — дело крайне неблагодарное. В Китае, например, продажи Nokia просели ещё пару лет назад, когда рынок заполонили устройства на Android местного производства, которые продаются по бросовым ценам.
Объяснение кроется в слогане «веб для следующего миллиарда», под которым в 2012 году показывали модельный ряд Asha. Под «миллиардом» имелся в виду миллиард пользователей, которые не имеют достаточно средств, чтобы позволить себе какое-либо компьютерное устройство кроме самого-самого дешёвого телефона. Именно он откроет для них доступ к интернету со всеми его полезными (и не очень полезными, но приятными) ресурсами. Предполагается, что потом эти люди останутся верными бренду Nokia, и когда-нибудь купят смартфон той же фирмы, если вдруг разбогатеют.
У Microsoft вряд ли есть желание поддерживать на плаву бренд Nokia, тем более, что по контракту пользоваться им новоиспечённое мобильное подразделение может лишь до конца 2015 года. Мотивации делать свой аналог Asha у Microsoft тоже нет: смартфоны Lumia компании нужны как важная часть экосистемы Windows, а логотип Microsoft, стоящий на копеечных телефонах, не поможет ничем.
К 2016-2020 годам рынок смартфонов окончательно насытится, и цены на модели с характеристиками вчерашних флагманов потихоньку скатятся до тех, по которым сейчас продают нокиевские «Аши». Следующий миллиард пользователей обзаведётся телефонами и интернетом без помощи Nokia. И даже любителям походов, желающим купить дешёвый неубиваемый телефон с батарейкой, которой хватит на неделю или две, пока грустить не о чем: старые модели будут исчезать из продажи не сразу, а там, глядишь, появятся и сравнимые по выносливости смартфоны.
Грустно другое: в небытие уходит бренд, который был с нами последние два десятилетия. Древние телефоны-«кирпичи», первые аппараты без внешней антенны, знаменитая Nokia 3310 с незабвенной «Змейкой», любимые многими коммуникаторы на Symbian, смелые эксперименты вроде N-Gage или N800, — всё они уже никогда не покажутся на полках магазинов, но останутся в наших сердцах.