Опубликовано 04 декабря 2024, 17:01
7 мин.

Небольшое руководство по российским ракетным двигателям

Кто тянет «Союзы» и что оценили даже за океаном?
cosmodrive. Не все знают, но российские двигатели — это космическая классика, которую уважают даже американцы. Какое место они занимают в мире технологий, что делает их такими надёжными и что ещё припасено для будущих миссий?
Небольшое руководство по российским ракетным двигателям

За запуском спутников, станций и много чего ещё в космос стоят ракетные двигатели. Как только мы отправляем в небо спутник, то его траектория, исправление курса и поддержка связи с Землей зависят именно от двигателей.

Давайте разберёмся, как это всё работает.

От нано- до дальнего космоса

Начнём с самого свежего — разработки, которая скоро будут маневрировать на орбите или отправится к Луне. В этом году Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» создал предприятие, которое будет делать двигатели для малых спутников. Основное изделие компании — плазменная установка VERA (Volume-Effective Rocket-propulsion Assembly).

Установка VERA для кубсата СПУТНИКС

Установка VERA для кубсата СПУТНИКС

На самом деле, для нано- и микроспутников это топ: она компактная, энергоэффективная и мощная. И уже три аппарата в космосе работают с установками VERA, и среди них спутник «Святобор-1», который отслеживает лесные пожары.

И это ещё не всё: Курчатовский институт представил прототипы ионно-плазменных двигателей для полётов в дальний космос, которые способны работать на больших расстояниях, например, при освоении Луны.

Как объяснил глава института Михаил Ковальчук, Курчатовский институт вплотную приблизился к тому, чтобы оставить позади привычные химические двигатели, которые хоть и быстро выводят нас в космос, но почти не дают маневренности на орбите.

Сейчас всё дальнейшее освоение космоса связано с двумя вещами. Первое — это принципиально новые двигатели. Если мы задумаемся, <…> мы летаем сегодня в космос, как Мюнхгаузен на ядре. У нас двигатель РД-180 отработал три сотни секунд, дал пинка — и мы полетели по баллистическим траекториям, на которые мы не можем повлиять. А нам надо барражировать, пристать к Луне.

Михаил Ковальчук
глава Курчатовского института

И кстати, многие аппараты сейчас используют электроплазменные двигатели для корректировки орбиты (двигатели Морозова), которые разработали в Курчатовском институте ещё в 1970-х годах. И, по словам Михаила Ковальчука: «Вместе с энергетической установкой прямого преобразования, которая ничего не требует сложного по сравнению с атомной станцией, плюс этот двигатель — и мы будем "хозяином космоса"».

Пока, правда, подробностей больше никаких, но будем посмотреть. Не на одном же «Зевсе» летать в дальний космос?

Какие бывают двигатели?

Чтобы понять, где мы находимся сейчас, давайте разберёмся, какие вообще существуют двигатели для космоса. Здесь важно сразу обозначить три основные типа: химические, электрические и ядерные.

  1. Химические двигатели — это классика, это знать надо. Они сжигают смесь топлива и окислителя и могут мгновенно развивать серьёзную тягу, но работают недолго. Делятся на жидкостные и твердотопливные. Жидкостные двигатели более гибкие, что позволяет регулировать тягу в процессе работы, а твердотопливные проще и надёжнее, но их сложно контролировать после запуска.
  1. Электрические двигатели — сюда входят ионные и плазменные двигатели. Они не могут дать огромный разгон, зато «крутят» спутники как надо, корректируют траекторию и увеличивают срок службы. Ионные обеспечивают небольшую, но постоянную тягу. А плазменные двигатели (вроде той самой установки VERA) дают больше гибкости, помогут сгруппировать спутники или утилизировать те, что «отработали своё».
Электрореактивный двигатель, созданный в 1971 году в институте атомной энергии им. И. В. Курчатова

Электрореактивный двигатель, созданный в 1971 году в институте атомной энергии им. И. В. Курчатова

  1. Ядерные двигатели — пока это скорее мечта для будущих космонавтов, но на дальние перелёты, например, к Марсу или дальше, нужны именно такие мощные двигатели. Они могут обеспечить мощную тягу в течение длительного времени.
РД-0410 — первый и единственный советский ядерный ракетный двигатель. Прошёл много испытаний, но на полную мощность так и не был задействован

РД-0410 — первый и единственный советский ядерный ракетный двигатель. Прошёл много испытаний, но на полную мощность так и не был задействован

Теперь, когда стало понятнее, какие двигатели существуют, можно перейти к конкретике.

Что на вооружении у России сегодня?

Рассмотрим только некоторые двигатели, потому что на всю родословную советских и российских двигателей одной статьи _точно _не хватит.

Вон сколько разных двигателей, тут так сходу не разберёшься

Вон сколько разных двигателей, тут так сходу не разберёшься

Двигатели для ракет «Союз» и «Протон»

«Союз»

Старая, но надёжная ракета «Союз» использует двигатели РД-107 и РД-108, которые были разработаны ещё в 1950-х годах. Эти агрегаты можно назвать рабочими лошадками: они работают на смеси керосина и жидкого кислорода, что делает их экологичнее других химических двигателей. Мощности у них хватает на доставку и грузов, и экипажа.

Особенность РД-107 и РД-108 в том, что они оборудованы четырьмя рулевыми камерами, поэтому можно весьма точно выводить ракету на орбиту.

  • Тяга: примерно 80 тонн
  • Удельный импульс: около 310 секунд в вакууме
  • Топливо: керосин и жидкий кислород

Удельный импульс — показатель эффективности двигателя. Он показывает, сколько секунд двигатель может вырабатывать тягу, пока расходует топливо. Чем выше удельный импульс, тем экономичнее работает двигатель.

«Протон»

А вот ракета «Протон», которая была в строю с 1960-х, использует совсем другой класс двигателей — РД-253. В качестве топлива тут используются гептил и азотный тетроксид, что не слишком безопасно (оба компонента токсичны), зато это обеспечивает надёжность и силу тяги.

РД-275 — модификация РД-253

РД-275 — модификация РД-253

Тяга — это сила, с которой двигатель «толкает» ракету вверх. Чем больше тяга, тем тяжелее нагрузку ракета может вывести на орбиту.

На базе РД-253 была разработана и более мощная версия РД-275.

  • Тяга: до 180 тонн у улучшенной версии РД-275
  • Удельный импульс: примерно 316 секунд в вакууме
  • Топливо: гептил и азотный тетроксид

Что там у «Атласа»?

РД-180 — это двухкамерный жидкостный ракетный двигатель, который создали в НПО «Энергомаш». Этот красавчик уже несколько десятилетий прочно держится среди лучших жидкостных ракетных двигателей.

Он работает на керосине и жидком кислороде, а благодаря своей надёжности оказался востребован и за океаном. Американская ракета Atlas V, которую используют NASA и Пентагон, долгое время запускалась именно на РД-180.

16 апреля 2021 года Россия отправила в США последнюю партию из шести двигателей, а уже в сентябре Роскосмос заявил, что американцы запаслись ими на будущее и новых закупок не планируют.

Но это не означает, что РД-180 уходит на покой — напротив, он продолжит работу на российских проектах и останется примером для новых разработок.

  • Тяга: до 390 тонн
  • Удельный импульс: около 338 секунд в вакууме
  • Топливо: керосин и жидкий кислород
Испытания РД-180 в центре MSFC (NASA)

Испытания РД-180 в центре MSFC (NASA)

В общем, РД-180 — это высокоэффективный двигатель, надёжный и экономичный, поэтому он оказался популярен для задач, где важна тяга, длительность работы и возможность управления. Спасибо двухкамерной конструкции и замкнутому циклу (система полной газификации).

Движок для «Ангары»

А теперь о РД-191, который создали для новейшей российской ракеты «Ангара». Этот однокамерный двигатель — по сути, «младший брат» РД-180.

Он не такой мощный, зато можно использовать сразу несколько таких двигателей в модульной конструкции, чтобы адаптировать ракету под разные задачи — хоть малый груз перевезти, хоть тяжёлую конструкцию.

  • Тяга: около 196 тонн в вакууме
  • Удельный импульс: примерно 337 секунд в вакууме
  • Топливо: керосин и жидкий кислород

РД-191 тоже использует замкнутый цикл с полной газификацией, что делает его экономичным и устойчивым к нагрузкам. А высокий удельный импульс и гибкость делает его идеальным для новых ракет, когда они наконец-то начнут плотно летать.

На экспорт

Галя, у нас отмена

Помимо РД-180, который используется в американских Atlas V, среди экспортных движком можно упомянуть РД-181 — адаптированную версию РД-170, который предназначен для американской ракеты Antares. Этот двигатель помогал США доставлять грузы на МКС (грузовики Cygnus).

Правда, в 2022 году мы перестали поставлять американцам РД-181 в качестве «ответки» на санкции. Вообще сначала планировалось в 2022-2024 годах поставить в США 12 РД-181, а также двигатели РД-181М с улучшенными ТТХ.

Тут, на самом деле, есть проблемка. Спустя год после отказа России поставлять РД-180 и РД-181 Америка столкнулась с нехваткой пусковых мощностей. Тори Бруно (директор United Launch Alliance) уже успел обвинить в этом Россию.

Такими темпами Antares не смогут запускать грузовики к МКС... правда на замену есть AR-1 и BE-4 с тягой, сравнимой с РД-180, но там свои сложности

Такими темпами Antares не смогут запускать грузовики к МКС... правда на замену есть AR-1 и BE-4 с тягой, сравнимой с РД-180, но там свои сложности

А мощностей не хватает, потому что на рынке космических услуг США спрос сильно превышает предложение, Маск один не справляется.

Но вышло, как вышло.

Наследие «Энергии»

Ещё один интересный вариант — криогенные установки на жидком водороде и кислороде, вроде РД-0120. Они пока не поставлялись за рубеж, но могут заинтересовать страны, которые планируют дальние космические миссии. Почему?

РД-0120, работал на связке кислород-водород

РД-0120, работал на связке кислород-водород

А ведь эти двигатели использовались в российской ракете-носителе «Энергия» ещё в 1980-х! Но дело в том, что они создавали огромную тягу при высоком удельном импульсе, что позволило им стать одними из первых эффективных криогенных двигателей в мире.

А водородные двигатели — будущий тренд для межпланетных полётов, такие технологии могут заинтересовать наших дорогих зарубежных клиентов. Осталось только сделать новые криогенные установки.

Кто-то считает, что технологии производства РД-0120 безвозвратно утеряны... но на их основе разрабатывается новый кислородно-водородный двигатель РД-0146, и уже даже были успешные испытания в 2021 году. Использовать их будут в разгонных блоках, в том числе для Ангары.

РД0146 обещает стать первым российским криогенным двигателе, выполненным по безгенераторной схеме

РД0146 обещает стать первым российским криогенным двигателе, выполненным по безгенераторной схеме

Наконец, перспективные двигатели, которые разрабатывают в недрах Курчатовского института, намечены для дальнего космоса и тоже могут оказаться в международных проектах, как только завершатся испытания.

Ведь главным вызовом для будущего остаётся космос за пределами орбиты Земли.