Из этого Зазеркалья, часть 3. Дешевые авиабилеты, инструкция по применению
Желая полететь дешево, мы рассчитываем на два варианта. Первый — это спецпредложения авиакомпаний и рекламные акции. Перевозчики снижают цены на определенные дни недели, сезоны, маршруты в рамках маркетинговой политики, тогда как себестоимость перелета везде одинаковая.
Второй — так называемые low-cost авиакомпании, которые формируют максимально бюджетные предложения за счет различных шагов, преимущественно связанных со снижением себестоимости перелета.
Что такое low-cost
Дважды в жизни я покупала авиабилет в Лондон, которым не планировала воспользоваться. Просто так. Один из Киева, другой из Праги. Можно подурачиться, когда один стоит 45 гривен, а другой — 1 чешскую крону. Зато потом можно было показывать бланк друзьям, которые не верят, что такое бывает.
Такие цены, конечно, редкость, но во всей Европе авиабилеты, купленные заблаговременно, стоят значительно дешевле железной дороги. Правда, и поезда подороже, чем у нас, но летать за 15–20 евро — рядовое явление. Что позволяет авиакомпаниям создавать такую ценовую политику?
Схема продаж. Акцент на прямых продажах билетов (пассажир, желающий сэкономить не поленится перейти на сайт авиакомпании). Продажи только через интернет (отсутствуют кассы, бланки, кассиры, колл-центры). Цена билета растет по мере заполнения самолета (иногда — на сотни процентов), приближаясь к стоимости билетов обычных авиакомпаний. Пассажира поощряют купить билет заранее. Это позволяет low-cost авиакомпании «давать кредит себе самой» — осуществлять текущие рейсы в счет билетов на будущие. Сдать или обменять билет будет стоить достаточно дорого, а иногда — невозможно. При прочих равных, билеты в более популярные для перелетов дни (пятница, воскресенье, иногда — среда) стоят дороже.
Снижение издержек на подготовку персонала, сборы, закупку и обслуживание техники. Один пассажирский класс, один тип самолета (наиболее популярны Airbus A320 и Boeing 737 в одноклассовых модификациях с максимальной вместительностью), нет дополнительного оборудования (например видеоаппаратуры для пассажиров). Новые самолеты — их эксплуатация обходится дешевле (для интересующихся — сайт с подробной информацией о возрасте самолетов различных авиакомпаний). Если это допускает аэропорт, на борт пассажиры поднимаются по обычному подъездному трапу. Выбор делается в пользу вторичных аэропортов с меньшими сборами (таких, как Лутон в Лондоне и Шенефельд в Берлине) и нерентабельного времени отправления — поздно вечером, рано утром, ночью. Простые маршруты по принципу point-to-point (прямые рейсы между аэропортами).
Больше пассажиров. Помимо высокой заполняемости самолетов — в буквальном смысле. Например, в самолетах компании Ryanair не опускаются кресла, да и сами кресла дешевле, ставить их можно плотнее. Многие лоукостеры уплотняют не только кресла, но и графики рейсов. Так поступала Авианова — самолет, прилетавший из Шереметьево в Пулково, разгружался на глазах у пассажиров, ожидающих обратного рейса через полчаса. Надо сказать, часто опаздывал. То же самое регулярно случается с европейскими лоукостерами — EasyJet и Ryanair, и азиатскими — LionAir, Cebu Pacific, Tiger.
Меньше включенных услуг и персонала. Выбор места в салоне, доступ в бизнес-залы аэропортов, питание и напитки на борту — такие услуги не включаются в стоимость билета и доступны за отдельную плату. У некоторых компаний не включено багажное место, за чемодан придется доплачивать. Некоторые компании, в частности, Ryanair, вообще не указывает места в посадочных талонах, однако предлагают опцию приоритетной посадки за отдельную плату. Кто раньше зашел в самолет, тот и сел на месте у иллюминатора. Низкие издержки на оплату труда достигаются не только за счет прямых продаж через интернет. Часто служащие выполняют несколько функций. Например, у компании Southwest уборку самолета и погрузку багажа осуществляет экипаж.
На лоу-кост стоит рассчитывать при полетах внутри России, Европы, США или региона Азии. Билетов на другой материк (или с одного конца Евразии на другой) за 20 долларов не существует по определению. Для справки можете посмотреть список всех бюджетных авиакомпаний мира из Википедии.
Единственный «настоящий» российский лоу-костер — Авианова — просуществовала два года и обанкротилась в октябре 2011. С Авиановой можно было полететь по цене плацкарта. На сегодняшний день авиаперелет по России почти всегда дороже поездки на поезде. Кроме того, покинуть пределы родины тоже стабильно дороже, чем полететь на аналогичное расстояние по Европе или США. Самый дешевый билет из Москвы в Европу, который я встречала, стоил 85 евро и позволял попасть в Ригу на самолете компании AirBaltic.
Но есть и хорошие новости. Аэрофлот активно работает над запуском бюджетной авиакомпании — Добролет. Правда, есть опасения, что билеты ни при каком раскладе не будут стоить меньше билетов на поезд.
Что нужно учитывать, летая с low-cost перевозчиками
Билет. Чем раньше вы его купите — тем лучше. В среднем за полтора месяца до вылета билеты начинают дорожать, дальше — как будет заполняться рейс. Если вам нужны билеты на следующую неделю — проверьте, конечно, но скорее всего стоит полететь обычным рейсом и заработать бонусные мили. При регистрации на рейс обычно достаточно паспорта, но все же бланк билета лучше распечатать. Обязательно смотрите календарь цен, он есть не только в поисковых системах, но и на собственных сайтах авиакомпаний. Стоимость билета может отличаться не только в зависимости от заполнения самолета или праздничных дат, но и в зависимости от дня недели. Помните, что сдать билет обычно нельзя!
Регистрация. При покупке билета обратите внимание — регистрация может быть не включена в стоимость. В этом случае онлайн check-in (что это, расскажу далее), будет дешевле, чем check-in в аэропорту. Также актуально, если распределение мест в самолете происходит в порядке живой очереди.
Багаж. При покупке билета удостоверьтесь, что багаж включен. Если нет, сколько стоит багажное место. Покупка багажного места в аэропорту будет стоить значительно дороже, чем при покупке билета.
Трансфер. Аэропорты, предпочитаемые low-cost авиакомпаниями, часто находятся в десятках километров от города. Прибавляйте к билету стоимость трансфера.
Пересадки. Это относится к любым перелетам, но все же отмечу: если вы летите с пересадкой рейсами разных авиакомпаний, закладывайте на стыковку не менее 3 часов. Даже если по условиям вы не рискуете деньгами, то временем и нервами — наверняка.
Не забудьте бутерброды. И не опаздывайте: обмен билета на другой рейс со скромной доплатой — это из другой сказки.
Электронный билет
Электронный билет дешевле билета, купленного в кассе. Кассир, администратор, системный администратор, обслуживающие кассу, получают зарплату, приобретается оборудование и лицензия на ПО, и в спонсировании всего этого вы участвуете, покупая билет. Уже не говоря о том, что купить электронный билет проще и быстрее.
Итак, мы нашли интересующее предложение, проверили, где его выгоднее удобнее приобрести, и готовы совершить покупку. Пошагово приобретение и использование электронного билета выглядит так:
- Данные обо всех пассажирах. В случае международного рейса вы вводите данные загранпаспорта латиницей, а при покупке билета на внутренний рейс — данные гражданского паспорта кириллицей. Проверяйте информацию внимательно — в случае несоответствия записи о пасажире паспортным данным вы не сможете воспользоваться билетом.
- Услуги и условия. Покупка билета на рейс солидного перевозчика вроде Lufthansa будет довольно быстрой, кроме формы для данных и оплаты вам разве что перечислят условия. А вот в случае с авиакомпанией-дискаунтером вам последовательно предложат все услуги, не включенные в стоимость билета: питание, выбор посадочного места, багажные места и проч.. Напомню, что багажные места значительно дешевле брать при покупке билета. Не ленитесь читать условия. Лично не встречала, но слышала о таком явлении, как «штраф за неявку к вылету».
- Оплата. На этом шаге должна быть информация обо всех способах оплаты, предоставляемых авиакомпанией или сайтом реселлером. Билет всегда можно оплатить банковской картой, иногда доступны альтернативы. Например, билет купленный на anywayanyday, можно оплатить в салонах связи. Если вы не платите сразу, что происходит в случае с банковской картой и электронными платежными системами, а пользуетесь иным способом оплаты, обратите внимание на максимальный срок, в течение которого должны быть внесены деньги.
- Билет. В конце на экран будет выведен бланк с вашими данными, информацией о рейсе и посадочном месте, правилах авиакомпании, предоставляемых услугах, запрещенных к перевозке предметах, времени регистрации на рейс и опции online check-in (электронной регистрации на рейс). Копия такого бланка отправляется вам на адрес электронной почты, указанный на первом шаге. Многие системы предложат вам зарегистрироваться, чтобы не вводить паспортные данные в дальнейшем. И если вы не забудете снять все лишние галочки, спам присылать действительно не будут.
Полученный бланк может содержать штрих-код для ускорения регистрации в аэропорту, но электронным билетом, строго говоря, не является. Электронный билет — это запись в базе данных компании-перевозчика. Впервые e-ticket был внедрен в 1996 году в США и вскоре получил широкое распространение в большинстве стран мира. Начиная с 2008 года все члены Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (ИАТА) обязаны использовать электронные билеты. 5. Управление бронированием. На сайте авиакомпании можно проверить состояние бронирования, изменить питание, выбрать дополнительные услуги. Выбрать место в салоне помогут SeatGuru и SeatExpert. 6. Регистрация на рейс. В большинстве случаев при регистрации в аэропорту вам понадобится только паспорт. Тем не менее, бланк стоит взять с собой в распечатанном виде или сохранить на мобильном устройстве, на случай, если вдруг возникнут непредвиденные ситуации. Во многих случаях доступен online check-in — электронная регистрация на рейс. Об этом, скорее всего, написано в бланке, но можно зайти на сайт авиакомпании и проверить. Электронная регистрация избавит вас от очередей и необходимости приезжать в аэропорт заранее. Открывается она в среднем за сутки до вылета. Электронная регистрация может быть недоступна для конкретных авиакомпаний или для определенных направлений из-за особых требований безопасности (например, при полетах в США).
Озаботьтесь тем, чтобы заранее записать контактную информацию авиакомпании — на всякий случай.
Что нужно учитывать при выборе маршрута с пересадками
С кем вы летите. Как уже говорилось выше, стоимость билета туда и обратно ниже стоимости двух в один конец. Для low-cost авиакомпаний это зачастую не работает. Стоимость билета туда и обратно у лоукостеров просто суммируется. Вы ничего не выигрываете, пользуясь на всем маршруте услугами одной компании, их можно комбинировать.
Визовая зона аэропорта, где вы делаете пересадку. Лучше избегать пересадки в стране, в которую у вас нет визы (кроме транзитных рейсов одной авиакомпании в большинстве случаев). Например, вы летите в Мексику через Лондон. В принципе, сделать это, не имея британской визы, возможно. Но в случае переноса рейса вы застрянете в транзитной зоне. Также бывают случаи, когда без выхода из транзитной зоны нельзя перенести багаж из одного самолета в другой, не говоря о случаях, когда с багажом возникают проблемы.
Конкретно в Хитроу проблемы с пересадкой без визы вас ждут наверняка. Если на кону действительно привлекательный билет, постарайтесь все предусмотреть. Изучите транзитную зону на сайте аэропорта и раздел F.A.Q. по вопросам транзита. Уточните в офисе или на сайте авиакомпании, что пересадка без визы возможна. Ограничтесь ручной кладью. Или, в конце концов, получите визу — но к стоимости билета прибавьте цену визы, а также ваше время и нервы.
Расслабьтесь и получайте удовольствие. Изучите аэропорт и ближайшие города. Не брезгуйте страницей аэропорта на Википедии или его официальным сайтом. При покупке билета (в том числе, если речь идет о транзитном рейсе одной авиакомпании) обратите внимание на возможные варианты стыковки. Иногда лучше вместо трехчасовой стыковки, которую вы проведете в аэропорту, взять 10-часовую и отправиться на прогулку.
Пребывание в транзитном пункте до 24 часов (layover) обычно бесплатно. Более 24 часов (stopover) чаще платное, но не всегда. Интересоваться бесплатным стоповером стоит, когда вы летите транзитом через домашний для перевозчика аэропорт. У British Airways бесплатный стоповер в Лондоне, у AirFrance — в Париже. Почему? Например, есть авиакомпания Emirates, (которая, кстати, предоставляет возможность бесплатного стоповера до 96 часов в родном Дубаи). Emirates — единственный перевозчик, осуществляющий прямые рейсы Нью-Йорк — Дубаи. Европейские авиалинии предлагают только рейсы с пересадкой в одном из домашних аэропортов. Привлечь пассажиров к менее удобным пересадочным маршрутом они могут или снизив цену, или предложив дополнительные плюшки — например, бесплатный стоповер.
Если все же предстоит сидеть в аэропорту, то здесь делятся секретами о том, как можно поспать в этой ситуации. Бесплатный интернет и розетки ищем на этом сайте, а также здесь или здесь.
Длительный layover или stopover подстраховывает вас в случае отмены/задержки первого рейса.
Open jaw
Когда в кармане лежит обратный билет с пересадкой, например, Милан-Рига-Москва, может возникнуть вопрос — а не добраться ли нам до Риги поездом (автомобилем, пешком, верхом), а уже там сесть на самолет в Москву? Возможны следующие варианты:
- Вы покупали два отдельных билета Милан-Рига и Рига-Москва. В этом случае вы можете использовать их отдельно.
- Вы покупали два билета сразу. Даже если компании разные, между ними может быть соглашение. В этом случае свяжитесь с перевозчиком и уточните. В некоторых случаях вы не можете использовать маршрут не полностью. То есть если вы не летите из Милана в Ригу, то ваш билет Рига-Москва аннулируют.
- Вы хотите воспользоваться только билетом из Милана в Ригу. На здоровье. На пересадку насильно никого не потащат.
Вот только в любом случае вы заплатили за билеты, которыми не воспользуетесь.
В некоторых случаях есть возможность приобрести билеты туда и обратно на незамкнутый маршрут — open jaw, то есть Москва-Париж, Амстердам-Москва, или Москва-Париж, Париж-Екатеринбург, одной авиакомпанией. Условием расчёта таких маршрутов по тарифу «туда и обратно» обычно является нахождение не совпадающих в маршруте пунктов вылета и прибытия в пределах одной страны. Уточнять тарификацию open jaw нужно напрямую у авиакомпании. Не забудьте сравнить его стоимость с двумя соответствующими билетами в один конец, найденными в поисковиках.
Авиабилет с открытой датой
Если вы не знаете точной даты возвращения, стоит приобрести авиабилет с открытой датой. Учитывая, конечно, что он будет в 1,5–4 раза дороже обычного билета. Подобные билеты оформляются на определенный срок: год, 6 месяцев или 3 месяца. У некоторых авиакомпаний билетов с открытой датой как таковых нет — достаточно просто купить билет по самому дорогому тарифу, который предполагает бесплатную отмену перелета или перенос его даты.
Оформив билет с открытой датой, вы имеете право заказать место на нужный вам рейс в любой день вышеозначенного срока, естественно, при наличии свободных мест оплаченного вами класса. Если на выбранном рейсе нет мест соответствующего класса, а есть более дорогие, то вы, при желании, можете доплатить разницу. Как правило, стоимость билета с открытой датой выше, чем билета с датой фиксированной. Но может быть выгоднее купить билеты туда и обратно с открытой датой, чем отдельно покупать билеты в каждую сторону. Билет с открытой датой становится действительным только после того, как в него внесут номер рейса и дату вылета.
Искать такие билеты нужно на сайтах авиакомпаний. Поисковики такой функции не имеют. Приобретать билет с высокой вероятностью придется в офисе. Например, Аэрофлот не продает авиабилеты с открытой датой через интернет. Если вы собрались покупать такой билет, сравните его стоимость с airpass (авиапроездным) этой и других авиакомпаний. Но к дешевым авиабилетам все это, мягко говоря, не относится.
Обмен, возврат и прочие неприятности
Единой процедуры обмена и возврата авиабилетов не существует. У каждой авиакомпании — свои условия. Если при покупке билета вы не выясняли условия обмена и возврата, в первую очередь прочтите условия, описанные в конце бланка с данными о рейсе, который получили по электронной почте и распечатали. Если исчерпывающей информации там нет, поищите условия на сайте авиакомпании. Если вы покупали билет у реселлера, обратиться можно еще и к нему. С low-cost авиакомпаниями возврат билета обычно невозможен, а обмен производится за дополнительную плату.
Momondo, Aviasales и Skyscanner не продают билеты и не принимают оплату. Вы переходите с них на сайт авиакомпании или реселлера, где указаны условия обмена и возврата. Aviasales готовы оказывать посильную помощь в случае возникновения проблем во взаимодействии с их партнерами.
AWAD, который сам является реселлером, то есть имеет прямой договор с авиакомпанией и продает билеты, в поиске указывает возможность обмена и возврата билета (под названием авиакомпании ссылка «условия тарифа»).
Существуют соглашения между авиакомпаниями (код-шеринг и интерлайн), в результате которых различные перевозчики продают билет на один и тот же рейс. Фактически рейс выполняет только один из них. В этом случае вопросы обмена и возврата билета вы решаете с той авиакомпанией, у которой покупали билет. А вот за все причиненные пассажиру неудобства отвечает авиакомпания, фактически выполнявшая рейс. Если был задержан или испорчен багаж, отменен или перенесён рейс, все претензии предъявляются непосредственно той авиакомпании, самолетом которой вы летели (или должны были лететь).
О фактическом перевозчике пассажира информируют перед приобретением билета, на регистрации, а также в том случае, если во время перевозки сложилась какая-либо нестандартная ситуация. Кроме того, на самом билете после номера такого рейса должна быть ссылка на информацию о фактическом перевозчике.
В любой непонятной ситуации заходите на FlightStats. Здесь можно отслеживать конкретный рейс или посмотреть табло множества крупных аэропортов. Любопытство и чувство юмора вам понадобятся. Если ваш рейс задерживается или отменен, обращайтесь на стойку авиакомпании в аэропорту или на стойку информации. В первую очередь, разберитесь, успеваете ли вы на пересадку, если она у вас предполагается. Если вас убеждают, что пересадка — ваша проблема — попросите ознакомиться с правилами. О переносе или отмене рейса можно получить справку. Она может помочь в диалоге с авиакомпанией, на чей рейс вы опаздываете. Постарайтесь связаться с ними. Поинтересуйтесь возможностью бесплатно воспользоваться телефоном или доступом в интернет. Если проблем с пересадкой нет, выясните, что есть в аэропорту и его окрестностях. В случае длительного ожидания перевозчик (напомню, фактический) обязан предоставить питание и размещение в гостинице.
Особые категории пассажиров
Помимо дипломатических лиц и VIP-персон к особым категориям относят детей, женщин на поздних сроках беременности, инвалидов и больных, депортированных пассажиров (и получивших отказ во въезде), пассажиров, чья поездка связана с трагическими обстоятельствами.
При предоставлении соответствующих справок эти категории пассажиров имеют различные дополнительные права и обязанности. Это может быть бронирование билетов вне очереди, специальные услуги, необходимость сопровождения или предоставления определенных документов. Условия, связанные с данными категориями пассажиров, стоит уточнять непосредственно у компании-перевозчика.
Еще одной особой категорией являются молодежные группы. Многие авиакомпании предоставляют скидки на билеты для такой группы, ограничения по возрасту и количеству пассажиров варьируются. Узнайте, возможно, вас смогут разместить в салоне на соседних местах.
Бонусные программы авиакомпаний
У большинства авиакомпаний (альянсов, в которые они объединены) существуют различные поощрительные программы. Если у вас есть некий наиболее актуальный маршрут, стоит изучить предложения авиакомпаний, осуществляющих полеты на нем. Если вы просто планируете начать летать чаще, или у вас большое количество рабочих командировок по различным направлениям, можно поучаствовать в бонусной программе авиационного альянса. Старейший из существующих альянсов StarAlliance объединяет27 авиакомпаний. Мы рассмотрим бонусную программу второго по величине альянсаSkyTeam (18 авиакомпаний), в который входит Аэрофлот.
Участникибонусной программы получают бонусные мили за перелеты и пользование услугами партнеров программы. В счет накопленных миль в дальнейшем можно осуществить премиальный полет. Мили — условная единица. Количество миль, необходимое для покупки билета не совпадает с расстоянием между аэропортами.
Участие в бонусной программе бесплатно. Стать участником можно через любую авиакомпанию, входящую в альянс. Проще всего подать заявку насайте Аэрофлота. При регистрации не забудьте сверить транслитерацию ваших имени и фамилии с загранпаспортом. Через некоторое время по почте вам придет карточка участника программы Аэрофлот-бонус.
Набирать мили по этой программе можно, летая с Аэрофлотом и другими компаниями альянса, а также пользуясь услугами партнеров программы (способы расчета). Среди партнеров — семь банков, карты которых позволяют накапливать мили (в среднем 1–1,5 мили за доллар, потраченный с карты). Можно завести себе такую и расплачиваться по безналу почаще. Тем не менее, бонусная программа рассчитана в первую очередь на часто летающих пассажиров, и при перелетах мили набираются гораздо быстрее, чем при расчетах по карте.
Участие в бонусной программе авиакомпании — повод всегда проверять ее предложения. Если компании А и В продают билеты на один и тот же рейс, при этом стоимость одинакова, но вы участник бонусной программы компании А, то вам выгоднее найти и купить билеты на этот рейс у нее.
А вообще, тем альянсов и бонусных программ вполне заслуживает отдельной статьи. И если у вас остались вопросы или вы просто хотите поделиться своим опытом и наблюдениями, не стесняйтесь делать это в комментариях.