Виртуальность стала реальной. Живое знакомство со шлемом HTC Vive
Я стою в небольшой комнате, увешанной датчиками. На голове что-то тяжелое и неуютное, как маска для дайвинга, только непрозрачная. А еще наушники со звукоизоляцией, а в руках — два контроллера, похожих на рукоятки лыжных палок. Это живая демонстрация возможностей HTC Vive, шлема виртуальной реальности, созданного совместно с Valve.
Первая (тестовая, загрузочная) демо-сцена дает мне немного освоиться, почувствовать размеры комнаты и научиться ходить, не запутываясь в проводах. Впрочем, это сейчас я увешан кабелями, а к моменту релиза система станет полностью беспроводной. По крайней мере, так обещает HTC.
Я приближаюсь к стене, а в виртуальном пространстве появляется яркая матричная сетка: дальше нельзя. Пожалуй, главное отличие Vive от всего, что нам показывали раньше – это то, что с этой штукой не нужно сидеть на месте. Можно ходить, размахивать руками, виртуальная реальность ненавязчиво заставляет с ней взаимодействовать.
Первое демо переносит меня на палубу затонувшего корабля. Сверху сквозь воду пробиваются лучи полуденного солнца, вокруг меня плавают рыбки, звук в ушах приглушенный. Честно говоря, дайвинг в море Сулавеси впечатлял меня сильнее. Но стоп! Это еще что такое? Это кит, огромный синий кит. Он приближается ко мне, издавая звуки, а я по привычке сильно выдыхаю в надежде опуститься пониже, но вспоминаю, что все это симуляция, а значит достаточно просто присесть. Кит зависает надо мной и загораживает собой солнце. Зрелище непередаваемой красоты.
Когда он уплывает, демо заканчивается. Я пытаюсь снять маску, но ведущий просит не торопиться – это было только начало.
Но надо немного отвлечься и посмотреть на HTC Vive снаружи. Он выглядит примерно так же, как и любой другой подобный аксессуар от Oculus Rift до представленного на MWC 2015 шлема виртуальной реальности Samsung. Демонстрация возможностей последнего впечатлила, к слову, гораздо меньше.
У шлема обтекаемая, но довольно сложная форма. Спереди – два объектива камер и множество маленьких сенсоров. Сверху – несколько портов и разъемов, среди которых два USB (3.0 и 2.0) и один HDMI. Во время демонстрации возможностей картинка параллельно выводилась на экран ведущего через HDMI. Для чего еще он нужен, пока не ясно.
Два контроллера, которые будут поставляться в комплекте с HTC Vive, не похожи вообще ни на что из созданного ранее. Принцип действия можно сравнить с PS Move, но вообще сходство очень отдаленное. Они реагируют на перемещения в пространстве, на поворот, наклон, учитывают ускорение движения и содержат по две кнопки – под большим и указательным пальцами.
Следующее демо переносит меня на виртуальную кухню, где по сценарию я должен приготовить борщ. Или не борщ, а просто какой-нибудь суп. Это сейчас не важно. Важно другое: с объектами на кухне можно взаимодействовать. Можно, например, взять нож и разрезать мясо или овощи. Можно взять скалку, сковородку. А вот огромная кастрюля на плите поддается лишь некоторым действиям... Можно положить в нее мясо, овощи или даже скалку с ножом, но нельзя снять с плиты или подвинуть.
Я так увлекся изучением своих новых возможностей, что напрочь забыл о первоначальном задании. А затем и ведущий подсказал мне, что слева стоит холодильник, набитый продуктами, которыми можно разбрасываться. В общем, впечатляет, но оставим такие демо-сцены для девочек. Нет ли чего-нибудь позрелищнее?
«Конечно, есть!», – отвечает невидимый ведущий и включает мне сцену с настольной военной игрой. Здесь как в музее: трогать ничего нельзя, только смотреть. Мне трудно понять, что именно происходит. Я над какой-то картой с замком и деревьями, слышу звуки выстрелов, но ничего не вижу. Но стоило присесть, чтобы земля оказалась на уровне глаз, как я увидел десятки маленьких солдатиков с пушками, изощренно убивающих друг друга. Поначалу не очень впечатляет. Но вскоре над полем битвы появляются ретро-самолеты и дирижабли, сражение переходит в кульминационную стадию и становится по-настоящему зрелищным.
Следующая демо-сцена по графическому оформлению и атмосфере вполне могла бы быть обучающей миссией в каком-нибудь Half Life 3. Но ни HTC, ни Valve подробностями не делятся.
Я стою в небольшой футуристической лаборатории, искусственный голос откуда-то сверху просит меня открыть ящики напротив. В одном ничего, во втором – заплесневевший кусок пирога (или это сыр?), а в третьем – нелепые маленькие человечки, которые теперь думают, что я их бог. Приятно хоть раз в жизни почувствовать себя кем-то важным. Но нет, голос сверху говорит, что все это шутки, а на самом деле я должен починить робота. И это даже круче, чем быть богом для каких-то нелепых созданий.
Контроллеры, которые я в какой-то момент перестал ощущать в руках, в мире этой демо-сцены выглядят как что-то среднее между паяльником и плоскогубцами. То есть, в Valve (я на 100% уверен, что это демо – ее рук дело) справедливо рассудили, что привычными инструментами чинить роботов как-то несолидно.
Робот разбирается предельно просто, мне было достаточно просто потянуть за подсвеченный рычаг – и все внутренности перед глазами. Их можно свободно вращать в воздухе и искать неисправность. Вы когда-нибудь в жизни чинили роботов? С чего, по вашему, следовало бы начать? Вот и я не знал, поэтому принялся бешено вращать внутренности, пока все не развалилось к чертям.
— Жалкий человек! Вы, люди, ничего не умеете! – резюмировал голос сверху.
Вот так за три с половиной минуты в виртуальной реальности я ощутил полную гамму чувств относительно самого себя. Прошел путь от бога до пустого места. Удовольствие сомнительное, честное слово!
Ведущий решил напоследок приободрить меня и включил самую банальную и самую захватывающую демо-сцену среди всех показанных. Что-то вроде виртуального Paint в трех измерениях. И вот здесь я уже не на шутку разошелся, нарисовав пальму. Ничего более совершенного в жизни я не изображал, ни ручкой, ни в графическом редакторе.
Итак, я стою в пустом черном пространстве. Левый контроллер выглядит как набор инструментов, а правый меняет свой вид в зависимости от выбора. Поразительно, с какой точностью и отзывчивостью система фиксирует движения – ничего подобного до сих пор не было даже на плоскости, не говоря уже о трехмерном виртуальном пространстве. При выборе инструмента правый контроллер работает по принципу лазерной указки – нужную кисть и цвет нужно подсвечивать лучом. Немного непривычно, но спустя всего несколько секунд я во всем разбираюсь и рисую листья, а затем принимаюсь за ствол.
Пальма готова, я выпускаю из рук контроллер и тянусь к карману за телефоном, чтобы запечатлеть эту красоту. Лишь через секунду до меня доходит, что сфотографировать это нельзя.
Когда я впервые попробовал Google Glass – я долго задавался вопросами. Зачем вообще это надо? Неужели это правда удобно? Неужели нет более интересных способов потратить тысячу долларов? А вот в случае с HTC Vive вопросов никаких не было. Какая разница, зачем это нужно? В виртуальном мире настолько круто, что возвращаться оттуда совершенно не хочется. Это совершенно новый способ взаимодействия человека и машины, который уже сейчас работает почти безукоризненно. Даже невысокое разрешение не убавляет реалистичности у происходящего.
Подробностей пока немного. Мы не знаем, сколько HTC Vive будет стоить. Не знаем, какие еще разработчики поддержат это устройство, и – главное – какими неигровыми приложениями можно заполнить виртуальную реальность. Ответы на них мы получим к концу года. По крайней мере, в HTC обещают начать продажи Vive как раз в конце 2015.