Украинское наступление на американских гусеницах — почему БТР М113 так важен
М113 в роли основной рабочей лошадки ВСУСколько ни просил Киев прислать серьёзную бронетехнику, европейские страны предпочитают скорее избавляться от морально устаревшего барахла. Даже бывают забавные курьёзы, когда поляки отправляют на Украину старые Т-72 с голой бронёй и СУО (системой управления огнем), адекватной максимум началу 1980-х годов, а потом требуют за такой широкий жест у Запада отгрузить им последнюю модификации Абрамса, упакованного аки шатл, с усиленным бронированием и комплексом активной защиты.
То есть в воюющую страну шлём старьё, а нам не воюющим (и вряд ли им это грозит) шлите самое новьё. Жест широкой души, ничего не скажешь — берите дорогие украинцы, нам ничего для вас не жалко. Ну да, конечно — разве способны украинцы, уже имеющие много опытных танкистов, освоить новые и чуждые натовские машины (с предельной автоматизацией и максимально понятным аппаратным комплексом и визуализацией)?
Ведь переобучаться долго — может целых два месяца!.. хотя конфликт длится полгода и чёрт знает, сколько продлится ещё. Где же взять пару месяцев (или месяц интенсивного курса)? Ну да ладно, это их европейские разборки — куда нам лаптеногим рассуждать об этом, своих проблем что ли мало?
Ну а если серьёзно — старая натовская бронетехника показывает себя не так уж и плохо. По крайней мере, какой бы старой она ни была, за её спиной ряд глубоких модернизаций под локальные войны, и тактические приёмы, позволяющие выжимать максимум при минимальных рисках.
Сегодня расскажем, как поживает М113 — пожалуй, самый старый и массовый бронетранспортёр в мире, стоящий на вооружении 64 стран и выпущенный тиражом в 80 000 экземпляров, причем самый массовый оператор этих машин — по-прежнему сами США.
Если это такое старьё, почему так много?
Вообще, когда я взялся за эту статью, то был вынужден признать, что ничего примечательного в М113 нет. Но загвоздка в том, что одновременно с этим его не за что особо и поругать. Это гусеничный бронетранспортёр — кошмарный сон советских и российских военных (азаза, такой высокий и в поздних модификациях даже не плавает). При этом программа модернизации машин и перспективной замены, говорит, что служить им ещё до 2030 года, хотя на вооружение они поступили ещё в 1961-м — Гагарин в космос полетел тогда.
Американцы шарили в классе БТР тогда гораздо лучше, чем в танках, и военные могли чётко объяснить, что им нужно. Для замены БТР М75 времён Корейской войны и его позднего облегчённого собрата М59 (не очень удачного) требовалась, в общем, такая же машина, но чтобы плавала и была подешевле.
Визуально это поколение американских БТР отличается тупо металлической коробкой, без рациональных углов брони, кроме небольшого в лобовой части, для того чтобы обеспечить простор десантного отделения, которое может вместить в себя 13 техасских быков или пид… ну вы поняли, со всем парадом и боеприпасами.
Тут видно разительное отличие от советских машин в классе, которые быстро наигрались в похожий БТР-50 и перешли к колёсным вариантам в развитии БТР-60 и далее. Что, правда, не помешало такому БТР простоять на вооружении до распада СССР, и поучаствовать во всех конфликтах, да и в текущем в том числе.
Но американцы, повторюсь, конструировали свои БТР супер дотошно, поэтому смогли выдать машинку в 10,4 тонн массы (БТР-50 14,2 тонны, а БТР-60 9,9 тонн), плавующую, но при этом разительно более толстокожую, чем советские аналоги. В то время как БТР-50 имел 10-13 мм брони лба и борта, а БТР-60 не имел даже 10 мм нигде, М113 получил 38 мм почти везде, а верх борта — так 44 мм. Это позволяло не боятся никакого стрелкового оружия вплоть до 14,5 мм КПВТ, и то, с довольно близких дистанций.
Обошлось это не то особо дёшево — вместо твёрдых сортов стали тут катаный алюминиевый корпус. И важно сделать замечание — при всём богатстве ресурсами СССР, алюминий всегда был в децифите, в оборонке его не жалели только для ВДВ. А вот американцы алюминий не особо жалели, особенно на такое дело. Борта, кроме лба, везде 90˚, но это не штурмовая техника, а классический БТР для доставки пехоты — важнее был простор.
В общем, можно смеяться над этой коробочкой, но по защищённости М113 до сих пор превосходит любой российский БТР, БМП-2, и несколько уступает только БМП-3. Такие дела.
При этом броню постоянно усиливали, особенно после Вьетнама — появилась башенка для пулемёта М2 Браунинг. Так как Вьетнамская война часто требовала близкоконтактного боя и стойкости в засадах, появились версии с навесом доп. брони, а также дополнительными пулемётами — М113 стал эдаким пулемётным танком джунглей.
Но РПГ-2, а тем более РПГ-7 плевать хотели на любые навесы — американцам пришлось разработать динамическую защиту, хотя массово она не прижилась. После Вьетнама пошли совсем в разнос — на базе машины появились мобильные противотанковые комплексы с ПТРК TOW, зенитные ракетные самоходки, мобильные миномёты на 81 мм и позднее на 107 мм. А уж про штабные, медицинские и ремонтные модификации и говорить не стоит — всё было.
© в живую
На сегодня машину можно встреть и в странах первого мира, и в странах третьего. Хотя, конечно, в передовых армиях М113 уже не в первой линии. В самих США М113 нет в боевых подразделениях, но очень много во вспомогательных, а также в учебных базах и Национальной Гвардии (всего 13 000 штук). Прочие страны получили собственные модификации, вроде германского М577 или нидерландского XM765, оба поставляются Украине.
Почему так долго на вооружении
Очень просто — это дешёвый БТР, при этом довольно гибкая платформа для размещения на её базе широкого спектра разной специальной техники.
В России (и бывших странах СССР) с ней можно сравнить МТЛБ, который, хоть формально считается бронированным тягачом, на его шасси есть САУ и БРЭМ, а на базе — зенитная ракетная установка Стрела-10 или зенитная артиллерийская установка с ЗУ-23-2, противотанковый комплекс «Штурм», и даже как БТР они много где применяются. А уж про командные, санитарные, радиотехнические и химические машины и так ясно. Но МТЛБ, конечно, едва имеет противопульное бронирование.
В иностранных версиях, в том числе произведённых по лицензии, отличия минимальны — локальные покупатели могли ставить свои приборы, менять башенный пулемёт (гранатомёт), сигнальные приспособления и аппаратуру связи. Локальные производители колдовали над подвеской и реже с двигателем.
Это проходимая надёжная машина. Но по защищённости это классический БТР, а современные тенденции больше не рассматривают БТР как такси для пехоты — это полноценная боевая машина, по вооружению почти догоняющеая БМП, отличаясь большей мобильностью и меньшим бронированием. А М113 — это всё-таки машина доставки пехоты к переднему краю. Ни атаковать, ни совершать рейдовые действия на ней нельзя (казалось бы).
В новой идеологии места БТР М113 уже нет, поэтому сегодня они существуют как машины второй линии, или как классические БТР у армий 2-го и 3-го мира, да и там чаще всего встречаются не в особо боеспособных подразделениях.
М113 на Украине
Украине сбагрили М113 в огромных количествах — в основном потому, что и так планировали от них избавляться. Сколько их поставлено — неизвестно, но речь идёт о сотнях машин в различных модификациях, и их можно поставлять ещё и ещё, очень уж их много.
В боевых действиях машина показывает себя весьма неплохо, причём именно в рейдовых действиях, которые так характерны текущему наступлению. Комбинируя ударно-маневренные группы с более мощной в огневом плане техникой, М113 перевозит много пехоты с современным тяжёлым вооружением, и обеспечивает лучшую защиту от пуль и осколков даже в сравнении с БМП-1 и 2, а также старыми БТР-60/70/80.
Ну и, конечно, не идёт ни в какое сравнение с «мотолыгами». Машина, хоть и не скоростная (275 лошадей на 12,3 тонны в последних модификациях), но подвижная, проходимая, в том числе не боится водных преград (не плавают только самые поздние версии), а поэтому ничего не мешает темпам продвижения.
© Датский М113 брошеный во время летних боёв
Судя по кадрам, после спешивания, в машинах остаются бойцы огневой поддержки, используя тяжёлые пулемёты, автоматические гранатомёты 40 мм, а также ручные противотанковые гранатомёты — они остаются огневой базой отделения. Внезапность и стремительность действий создают условия, когда украинские бойцы сталкиваются с нашими войсками без серьёзных противотанковых средств.
Таким образом, из старика оказалось можно выжимать ещё много пороху. Сказалось принципиальное отличие от советских образцов лучшей защищённостью и простором — пехота может гонять с габаритными NLAW или Джавелин, или большим количеством одноразовых AT-4.
© В текущем наступлении
М113 наглядно показывает недостатки советского подхода — низкий силуэт не даёт никаких особых преимуществ в реальном бою (а ведь как на него молилилсь!), а бронирование (особенно бортовое) вообще не даёт никакой актуальной защиты. При этом алюминиевый корпус и частично алюминиевые элементы подвески и ходовой имеют хорошую эксплуатационную живучесть — несмотря на возраст машин, они неплохо сохранились, что в советских образцах возможно только в идеальных условиях хранения и постоянного обслуживания.