На что оказались способны французские танки под управлением армии Украины
Колёсные танки опозорились как явление?В ходе контрнаступления украинской армии на южном направлении обкатку прошла целая плеяда образцов натовской бронетехники.
Делать общие выводы пока рано — кое-что, конечно, была ясно уже заранее, о чём мы писали. Но что из этого нужно списывать на ошибки украинских военных, что — на неудачную конструкцию зарубежной техники, а что — на стечение обстоятельств, кто его сейчас разберёт...
Леопарды и Бредли — это, конечно хорошо, но испытания ещё одной машины были гораздо важнее всего остального с точки зрения, скажем так, военной теории — колёсный танк.
Мы посвящали статью таким машинам, где дали краткий обзор, подчеркнув недостатки и преимущества. Но в те далёкие мирные (или почти мирные) времена это всё была голая теория. А теперь случилась практика — французские колёсные танки впервые попали на настоящую войну.
Вспоминаем колёсные танки
Это военная мода последней трети 20-го века, в основном продиктованная тем, что Третью мировую уже особо не ждали, а вот воевать здесь и сейчас в локальных войнах приходилось много.
Танки в небольших региональных заварушках — очень дорогостоящее и хлопотное удовольствие:
-
дорогая транспортировка к театру военных действий
-
требуют тягачей для перевозки, своим ходом они обычно только воюют
-
прожорливые танковые двигатели на 600-1000 лошадиных сил
-
высокий износ и огромная инфраструктура по ремонту и обслуживанию
Само собой, огневая мощь танка остаётся полезной и востребованной. Но броня (а с ней огромная масса и быстрый износ) в мелких войнах особенно не нужна, ведь в такой ситуации противник чаще всего использует лёгкое стрелковое оружие.
Поэтому выход видели в гибридных машинах — колесная база с противопульной бронёй, но с танковой пушкой. Колёса очень удобны для езды своим ходом при маршах и патрулях. Подвеска и трансмиссия у таких танков куда удобнее в обслуживании, а двигатели ~300 лошадей вполне экономичны. Вот вам и отличный колониальный танчик для долгой ассиметричной войны (развитой армии против гораздо менее развитой, а то и кучкой повстанцев в шлёпанцах).
А вот для войн крупных, или как говорят конвенциональных, всё было не так однозначно. А что с противопульной бронёй делать, когда у врага есть противотанковые ракеты, свои настоящие танки, ударные вертолёты и штурмовики, а пехота до зубов вооружена РПГ и СПГ?
Тут теоретики предполагали, что колёсные танки, опять же, пригодятся, но уже для:
-
быстрого развёртывания или крупных оперативных десантов, так как эти машины удобны как для перевозки, так и десантирования с воздуха
-
высокомобильных механизированных рейдовых групп для действий на оперативно-тактической глубине противника
© M1128 Mobile Gun System
-
в разведывательных миссиях с такими танками можно не только «обнаружить и убежать», но и «обнаружить и укусить»
-
средство оснащения «пожарных команд», таких же мобильных механизированных подразделений, но действующих в обороне, когда противник прорвал оборону и нужно оперативно бросить силы на его сдерживание, а таким силам тоже пригодятся танковые пушки на колёсах
В таких форматах слабая защищённость колёсного танка не была серьёзным недостатком, потому что эти танки и не планировалось бросать на хорошо вооружённые противотанковым оружием силы противника.
Но важно понимать, колёсный танк — не замена обычному: прорыв обороны, первые эшелоны которого перенасыщены противотанковыми средствами (ПТРК, РПГ, СПГ), по-прежнему задача классических хорошо бронированных танков.
AMX-10 RC
Французский AMX-10 RC — это, в общем, родоначальник класса колесных танков, хотя изначально он классифицировался как тяжёлый бронеавтомобиль.
Машина создавалась в ответ на опыт колониальных конфликтов Франции в Индокитае и Африке:
-
105 мм пушка с длиной в 47 стволов (среднего давления) установлена в башне TK-105
-
дизельный двигатель Baudouin 6F11 SRX в 300 л.с. и автоматическая коробка передач
-
бронирование из алюминиевого сплава, стойкое к пулям и осколкам
Именно бронезащита первой подверглась критике — с конца 1990-х французы усилили стальные экраны с 5 до 10 мм. Бронестойкость позволяла выдерживать попадания 23 мм с 300 метров в лобовую проекцию и 14,5 мм в остальных. Это значит, что с любой стороны машина защищена от огня КПВТ, а в лоб — и от зениток ЗУ-23-2. Правда, стоило это потери амфибийности, но ею жертвуют уже давно.
Масса базовой комплектации — 15,8 тонн, 16,6 тонн с пакетом дополнительной защиты, 17,8 после модернизации по опыту Афганистана. И 22 тонны версия с противоминной защитой.
Система управления огнём получила тепловизионный канал с матрицами от Thales с дальностью от 1200 до 4000 метров, в зависимости от уровня модернизации. Далее всё тоже неплохо для машины 80-х — оптика наводчика с 10-кратным приближением и лазерный дальномер. Доступен режим «охотника-убийцы», когда командир через панораму ищет цель и, зафиксировав её, автоматически разворачивает орудие в нужную сторону.
AMX-10 RC дебютировали в «Буре в пустыне», немножко воевали в Афганистане, а наиболее массово участвовали в миссии французских войск в Мали.
AMX-10 на Украине
Пока неизвестно, сколько конкретно таких машин получила Украина — общий пакет 40 единиц (всего их у Франции 248). Есть информация, что на начало лета их было только 14, поэтому они пошли на оснащение 37-й бригады морской пехоты, сформированной в самом начале конфликта.
В текущем контрнаступлении на юге эти колёсные танки воевали с самого начала. И впечатления от использования этих танков западной прессе скоро изложил командир батальона 37-й бригады ВСУ с позывным Спартанец, хотя есть, конечно, и другие сведения.
© Видео одного из англоязычных каналов, видно, что украинцы получили довольно устаревшие экземпляры
По итогам живучесть машины оказалась крайне низкой — один колёсный танк потеряли после попадания осколков снаряда 152 мм и последовавшей детонации боекомплекта. Ещё украинцы остались недовольными противоминной стойкостью и проходимостью колёсной машины.
После первых дней неудачного опыта ВСУ перевели машины в статус «огневой поддержки». Но и с этим есть проблемы — у колёсного танка нет унификации с НАТО (это французская пушка под французские снаряды 105 мм), то есть с ним не получится использовать натовские же боеприпасы.
Это следствие того, что Франция не входила в состав НАТО с 1966 по 2009 год, когда восстановила полноценное членство, а машина проектировалась в 1970-1980-е годы. В итоге возможности этих снарядов по уничтожению тяжёлой техники довольно унылые (на уровне тех же 60-70-х годов), поэтому танки от Т-72 и выше им не по зубам с основных тактических дистанций. При этом своего ракетного вооружения у AMX-10, которое могло бы этот недостаток компенсировать, нет.
Большая часть потенциальных целей для этого танка — БМП и БТР, но для борьбы с ними было бы достаточно более лёгкого оружия. 105 мм по таким целям — слишком избыточно, да ещё и обуза для логистики, ведь больше никакая техника у ВСУ этот тип боеприпасов не использует.
© Обзор трофейной машины
На самом деле такие огневые возможности (а именно вполне мощные осколочно-фугасные) были бы полезны именно в атаке. Качества «пожарной машины» тоже под вопросом. «Пожарные команды» — это такие быстрые механизированные подразделения, которые первыми мчатся в места, где противник прорвал оборону, и начинают его сдерживать.
Колёсная платформа отлично подходит для этого, только вот на украинском театре боевых действий весьма немного качественных дорог, в итоге французские машины легко вязнут.
Как результат — AMX-10 RC оказался полностью бесполезен для Украины. Огневые возможности полезны только в наступлении, но для использования в них у этого танка слишком слабое бронирование. В обороне огневые возможности остаются скромными и очень не универсальными, несмотря на хорушую систему управления огнём и наблюдения поля боя.
Что это значит для концепта колёсных танков?
Объективно видится, как обычно, политика. Франция дала Украине технику, которая ей менее всего нужна (AMX-10 готовятся снимать с вооружения). А Украине остро не хватает танков, поэтому колёсные танки добавили к частям, штурмующим российские позиции в Донецкой области.
На что рассчитывало украинское командование, говорить сложно — налицо острейший дефицит тяжёлой бронированной техники.
Скорей всего, поставки согласовали как оружие обороны, потому что идеология «разведывательного танка» не предполагает штурмовых действий. И в общем-то, как техника рейдовых операций они бы пригодились, но в условиях текущего конфликта с его перенасыщенностью противотанковыми средствами, это уже тоже не факт.
При этом надо отметить, что и обычные танки тоже не отличаются в таких форматах высокой живучестью. Защита машин постепенно переходит к активным средствам (КАЗ), которые включают системы предупреждения наведения, средства радиоэлектронной борьбы и тепловой маскировки. Всё ради того, чтобы снизить вероятность поражения ПТУР (противотанковой ракетой).
Этим обладает машина, которая пришла на замену AMX-10 RC — EBRC «Jaguar». В ней решили отказаться от танковой пушки в пользу автоматической пушки 40 мм, при этом возможности борьбы с танками повысили за счёт собственных ПТРК Akeron MP третьего поколения. Таким образом, данная боевая машина покрывает большинство потенциальных целей.
Значит ли это отмирание колёсных танков в пользу комбинируемых боевых модулей из автоматических пушек и ПТРК? Тенденции пока это подтверждают (разработки колёсных танков сворачиваются).
Но нужно понимать, что пушечные средства остаются весьма востребованными, потому что не боятся электронных средств противодействия отличаются высоким могуществом боеприпасов. О перспективах колёсных танков в ближайшем будущем мы тоже скоро поговорим.