Почему миротворцы не остановят конфликт на Украине, даже если их туда введут
И вообще кто они?/imgs/2025/03/23/10/6765355/bd2df09593677736ed402ec389e451fa48fd3bbd.jpeg)
© UNIFIL/Pasqual Gorriz
Пока Трамп и его сотоварищи с переменным успехом курируют мирный процесс в зоне СВО, его европейские «младшие партнеры» уже вовсю планируют следующий шаг — миротворческую миссию на Украине.
Кто такие миротворцы, могут ли они быть эффективны… а главное, насколько это всё реализуемо — рассуждаем в нашем новом материале.
Минутка пятиминутка духоты
Прежде чем писать о миротворцах, важно понять кто они такие, каковы у них правовые рамки, за что они отвечают. Казалось бы, всё и так понятно — мужики в голубых касках, патрулирующие регионы, по которым недавно проехалась война. В сущности, так оно и есть, но на практике всё немного сложнее.
Миротворческие операции обычно проводятся под эгидой ООН, а их контингенты иногда ошибочно, называют «войсками ООН», но это скорее обобщение — военных структур в организации нет. Свои военные контингенты выделяют страны-члены ООН. Однако, так как представляют эти контингенты не совсем собственные страны, для них выработаны общие элементы опознавательных знаков и униформы — знаменитые «голубые береты» и «голубые каски». Это как бы подчёркивает, что задачи этих солдат — не боевые действия.
Миротворцы не занимаются установлением мира, как ни парадоксально (ведь об этом свидетельствует их название), а контингенты вводятся уже после начала мирного процесса, когда удаётся добиться режима прекращения огня. Тем более миротворцы не занимаются операциями «по принуждению к миру» — иными словами, непосредственное участие в боевых действиях для них является крайней мерой.
Собственно процессы урегулирования конфликтов сложные и многосоставные. Они могут включать меры от санкций или блокады до прямых ударов или даже наземной операции. В таких случаях задачи на себя берут более локальные организации, военные или политические союзы — НАТО, ОВД (в советскую эпоху), ОДКБ, члены АСЕАН и т. п. Иногда под «активное» мирное урегулирование создаются военные альянсы, как, например, силы ISAF в Афганистане (Международные силы содействия безопасности — International Security Assistance Force).
/imgs/2025/03/23/10/6765343/97944b3e6cdf85da16afc2f3519f4de486b1f3eb.jpg)
Немецкие бойцы контингента ISAF в Афганистане
В общем, всё зависит от обстоятельств и конфигураций конфликтов — войны двух суверенных стран, сепаратистские движения, военная политическая оппозиция, религиозный терроризм, геноцид. Универсального пути достижения мира нет.
Основной же задачей миротворцев служит, как бы, быть рефери, который разводит бойцов по углам. Контингенты заполняют собой пространство между воюющими сторонами — как правило, на спорных территориях, анклавах и т. п. Таким образом, минимизируется риск случайных перестрелок, всплесков насилия, которые могут сорвать переговоры и возобновить конфликт.
Эффективность миротворцев
Миротворческие контингенты не являются собственно военной силой, хотя мы видим в их числе солдат, военную технику, а иногда и тяжёлые вооружения.
В первую очередь миротворцы не имеют единого оперативного командования. То же НАТО имеет структуры оперативного командования, проводятся совместные учения и командно штабные игры.
Поэтому соединения различной национальной принадлежности могут достаточно эффективно управляться на поле боя и взаимодействовать друг с другом. У миротворцев аналогичного уровня командных структур на оперативном уровне нет.
/imgs/2025/03/23/10/6765345/eedffdfcac42c587070840eb943520c648669731.jpg)
Миротворцы ООН в Мали 2023 год
Более того, долгое время были большие сложности с логистикой, ведь военных надо снабжать — вода, еда, медикаменты, банно-прачечное обслуживание. Кто должен всё это организовывать, а за чей счёт? Каждая страна участница обеспечивает сама себя? Какое жалование должно быть у миротворцев, ведь зарплаты военных разных стран могут иметь существенный разрыв, нормы и качество довольствий разные — а значит, и стоимость содержания контингентов разные, а с этим и затраты на миссию.
Именно эти аспекты долго вырабатывались органами под началом Совета Безопасности ООН, который, главным образом, и курирует миротворческие миссии. Другой важной проблемой были скорости — нормы развёртывания сил различных стран разные, разное качество технического оснащения. Нужно было выработать некие стандарты и нормативы, которым миротворческие контингенты должны соответствовать.
Наконец, третья проблема — границы полномочий и боевые возможности. Миротворцы, как правило, не оснащены тяжёлыми вооружениями. Для них практически никогда не предусмотрено наличие тяжёлых ракетных и артиллерийских систем, хотя могут быть танки и зенитные средства.
Например, российские миротворцы сведены в 15-ю мотострелковую бригаду (основной костяк миротворческих миссий РФ), которая структурно практически идентична штатной российской мотострелковой бригаде. За исключением того, что в составе нет артиллерийского и реактивного дивизионов. Однако в целом состав миротворческих сил строго не регламентирован, поэтому у разных стран он может различаться.
Всего можно выделить три уровня миротворческих миссий, прямо соответствующих структуре — Департамент миротворческих операций ООН, Военные наблюдатели ООН, Полиция ООН.
Известные успехи и неудачи миротворцев
/imgs/2025/03/23/10/6765346/819282c2c4b3ffa05e37839eeb27f2cd9a1ee7bc.jpg)
Израильский солдат и бойцы югославского миротворческого контингента во время вывода израильских войск с Синая, Рафах 1957 год
Самая первая миротворческая миссия UNTSO, одновременно и старейшая — с 1948 года, действует в регионе арабо-израильских конфликтов. Всего на сегодняшний день было проведено около 80 миротворческих миссий разного уровня и масштаба.
В основном они проводились в Африканских странах и на Ближнем Востоке. Однако 1990-е значительно расширили географию — распад Югославии и СССР привел к появлению новых горячих точек в Европе, на Кавказе и в Средней Азии.
В 90-е случились и серьёзные кризисы, заставившие много пересмотреть в политике ООН по достижению мира.
Геноцид в Руанде
В годы Второй Конголезийской войны и гражданской войны в Руанде произошел самый массовый геноцид второй половины XX века, известный как «геноцид в Руанде» или «резня тутси».
В зоне конфликтов действовала миротворческая миссия UNAMIR c 1993 года. Командующий миссией канадский генерал Даллер уже знал о разрастании движения «Власть хуту» и запланированных зачистках анклавов тутси. Генерал запланировал операции по уничтожению схронов оружия, но его запрос на рейды блокировал Департамент операций. Начальство не хотело портить отношения с президентом-хуту Хабьяримана, от которого зависел мирный процесс.
/imgs/2025/03/23/10/6765347/0490e25aaa0f3d473a79125fe6360dee6a491aaf.jpg)
Мемориал на месте расстрела 10 бельгийских миротворцев в Руанде во время геноцида
В итоге время было потеряно, кроме того руандийские сотрудники миссии подвергались нападениям, многие были убиты, а выжившие не хотели продолжать сотрудничество. Кроме того, нападения происходили и на самих миротворцев, но те вынуждены были подчиняться приказу не вмешиваться. Миротворцам ничего не оставалось кроме как остаться в стороне и предоставлять убежища беженцам хуту.
Всего в результате геноцида было убито, по разным данным, от полумиллиона до миллиона (!) руандийцев разных этнических групп.
Сребреница
Примерно в то же время на территории бывшей Югославии действовала миссия UNPROFOR (впервые в рамках миссии были задействованы российские миротворцы), сначала в зоне сербо-хорватского конфликта, а затем и в Боснии.
Летом 1995 года войска Республики Сербской в Боснии предприняли наступление в район мусульманского анклава Сребреница. Из анклава шли частые рейды отрядов мусульман, выливавшиеся в нападения на сербские сёла с массовыми убийствами мирных жителей. Сам город Сребреница был объявлен зоной безопасности и туда был направлен голландский миротворческий батальон в 600 человек.
/imgs/2025/03/23/10/6765348/18e3a3bdfe004ce28858dbb4984f1998f231ff7f.jpg)
Генерал Младич и голландские миротворцы с беженцами в Сребренице
Однако против около 5000 хорошо оснащённых, с богатым боевым опытом сербов это была почти никакая защита. Не говоря о том, что сербы жаждали мести за бесчинства боснийцев. 12 июля, скопившихся беженцев разделили, выделив автобусы для женщин и детей. Мужчин из анклава содержали отдельно. Сербы не желали, чтобы виновные избежали наказания и планировали проводить расследования.
Днём ранее многие мужчины призывного возраста, а также боснийские военные выходили растянутой колонной в количестве 10-15 тысяч человек. Колонна была расстреляна артиллерией и боснийцы разбежались по окрестностям, желая просочиться сквозь сербские блокпосты. Сербы предприняли зачистку. Вскоре, не дожидаясь распоряжений командования, начались расправы.
Голландские миротворцы были простой пехотой без тяжёлых вооружений. Вступить в бой с сербами они не могли.
Медакский карман
Это уже часть хорватского конфликта. В сентябре 1993 хорватские силы предприняли наступление на территорию Сербской Краины, сербского самопровозглашенного государства в Хорватии. Медакский карман — это несколько сербских сёл, вклинивавшиеся в хорватские позиции, и у военных было желание срезать этот выступ.
/imgs/2025/03/23/10/6765352/780f5c2088a922e203f5c1329c1d4eafa04d622e.jpg)
Эвакуация раненного канадского миротворца после боя с хорватами в Медакском кармане, 1993 год
Действия хорватов не были одобрены ООН, в регионе были развернуты канадские и французские контингенты. Однако, поднабравшись ракии, хорватские ополченцы очень рвались в сербские сёла, и, надо понимать, с весьма определёнными намерениями. На их пути встал канадский легкопехотный полк «Принцессы Присциллы».
На предложения миротворцев развернуться обратно хорваты ответили огнём. В ходе завязавшейся перестрелки было убито 27 ополченцев и около 70 ранено. Потери канадцев составили 4 раненых.
Нужны ли миротворцы на Украине?
90-е годы были непростыми для миротворческих миссий. Совершенно было не ясно, как солдатам действовать в случае, если одна из сторон, или обе стороны совершенно не готовы к миру, опьянены ненавистью и жаждой мести.
Согласно уставу, миротворцы не могут занимать ничьей стороны, а стрелять имеют право только в ответ. Что делать, если их просто игнорируют? В итоге была создана комиссия ООН по миростроительству в подчинении Генеральной Ассамблеи и Совета безопасности. Направления работы были переквалифицированы в сторону сопровождения мирных процессов (выборы, охрана правопорядка, консультации) и гуманитарных миссий, сохранении объектов ЮНЕСКО.
/imgs/2025/03/23/10/6765354/772b1756875cf94ed6cde43c913f2553caad5b0f.jpg)
Президент Франции Эммануэль Макрон — один из ключевых лоббистов миротворческой миссии на Украине
Миротворческие миссии в 21-м веке переквалифицировались на долгосрочные, а функционируют в ситуациях, когда удаётся достичь достаточно продолжительного прекращения огня. Таким образом, миротворцы выполняют скорее полицейские функции — оказывают гуманитарную помощь в условиях, когда в регионе слабо функционирует государство как таковое.
Именно поэтому совершенно непонятно, чем миротворцы могут помочь на Украине. А самое главное — чем они могут помочь по горячим следам конфликта, который, мы надеемся, идёт к завершению.
Существует несколько ключевых препятствий:
-
Россия член Совета безопасности ООН, и без её согласия такой проект сложно протащить чисто процедурно
-
Площадь конфликта и силы сторон очень велики, потребуются десятки тысяч миротворцев только в одной миссии
-
Обе стороны — хорошо оснащенные и современно вооружённые армии, чисто теоретически, у миротворцев не может быть достаточно сил в случаях нарушений режима прекращения огня, и тем более они ничего не смогут поделать в случае возобновления боевых действий
(справедливости ради, миротворцы плохо справлялись и в более простых ситуациях)
- Наконец, линия разграничения — разделить российские и украинские войска по международно признанным границам Украины невозможно
Оценки потенциального миротворческого контингента насчитывают в диапазоне от 45 до 80 тысяч человек. Сами европейцы едва ли смогут собрать, оснастить и развернуть (и ротировать) такое количество войск, потому ожидается привлечение контингентов с других контингентов.
Более-менее известно, что участие могут принять Бразилия, Индонезия, Индия и Саудовская Аравия. Европейцев могут представить Великобритания, Франция, Германия и Италия.