Стараниями японских "левшей" из компании Seiko Epson увидел свет самый маленький вертолет на планете, главное назначение которого - пробираться туда, куда не могут попасть люди или колесные роботы. Еще классики мудро сказали, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. От себя добавлю - не только рук, но и ног. Однако утонутие - не единственный способ сгинуть в неизвестности и сесть в лодочку Харона, поскольку окружающий наш мир потчует своих обитателей опасностями буквально на каждом шагу. Особенно разгулялись всякого рода террористы - недели не проходит без взрыва или обстрела. Однако еще в трудах древних писателей можно встретить примерно такое: «неважно, сгорел ваш дом, ветром его унесло или смыло цунами - важнее подумать, что делать, как жить дальше». И это, как мне кажется, довольно здраво. Разумеется, неплохо будет позаботиться о предупреждении различного рода атак - как со стороны террористов, так матушки-природы, а то и простой воли случая. Практически любой дом может неожиданно треснуть пополам, а водители автомобилей не застрахованы от аварий. Однако мы все же поговорим о последствиях всякого рода катаклизмов и о возможных путях их разрешения. Благодаря новым технологиям в работе спасателей, помимо банальных кусачек, болгарок, отбойных молотков и палок-копалок, появились новые средства - это и «сверхперчатка», напичканная электроникой по самые пальцы, и новые защитные костюмы, не горящие в огне (их еще недавно в новостях показывали), и множество других полезных вещей. Особняком стоят роботы, способные на своих маленьких восьми колесиках кататься по груде бетонных блоков, пересыпанных щебнем, отыскивая заваленных людей. Однако такой робот сможет прокатиться далеко не везде - например, если в здании обрушилась лестница, вряд ли электронный троглодит поднимется на этаж выше. Здесь нужно совсем другое устройство - способное прыгать или летать. О прыжках пока еще никто не задумывался, а вот прототип спасателя-летуна уже существует и неплохо справляется со своими обязанностями.Стараниями японских левшей (что само по себе звучит тавтологией) из компании Seiko Epson увидел свет самый маленький вертолет на планете. Устройство было продемонстрировано на робототехнической выставке в Токио, и не исключено, что сорвало овации. Итак, высота этого комарика - всего 7 сантиметров, а главное назначение, как можно догадаться - пробираться туда, куда не могут попасть люди или колесные роботы, например, в здания, разрушенные в результате взрыва или землетрясения. Вес вертолета - 10 граммов, однако подъемной силы винта достаточно, для того чтобы тащить миниатюрную видеокамеру и передающее устройство. Приземляется робот-вертолет на четыре субтильных ножки, однако чувствует себя устойчиво практически на любой поверхности. Однако есть у прототипа и недостатки - его создатели до сих пор не смогли разработать сверхлегкую и в то же время мощную батарею электропитания - без нее вертолет, управляемый при помощи дистанционного пульта, не сможет перемещаться. До поры до времени разработчики будут использовать для подачи электроэнергии специальный кабель, однако это, согласитесь, накладывает множество ограничений на использование чудо-машинки. Один из представителей Seiko Epson заявил, что компания уже ищет сторонних разработчиков, способных создать батарею.О стоимости модели ничего не известно - как и планируемой при массовом выпуске цене. Однако если устроить конвейерное производство - малютка не должна обходиться в бешеные суммы. А это значит, что каждое спасательное подразделение сможет иметь в своем арсенале несколько вертолетов, способных летать среди завалов и искать пострадавших. Правда, можно себе представить реакцию человека, оказавшегося в разрушенном доме и вместо героической фигуры спасателя увидевшего крошечную стрекочущую машинку. Кстати будет сказать и об утопающих, упомянутых в самом начале. На той же токийской выставке одна из участвующих компаний представила собравшимся образец рыбы-спасателя - разумеется, также робота. Вполне вероятно, что подобные желтые монстры в скором времени будут бороздить просторы Мирового океана в поисках затонувших кораблей, для исследования миграций рыбьих косяков или сбора информации о распространении нефтяного пятна, вылившегося из очередного недотепистого танкера. Не исключено, впрочем, что и захватывающие фильмы о подводной жизни будут снимать именно такие мальки. Правда, с командой Кусто им вряд ли суждено будет потягаться.