Американскими исследователями был разработан и произведен принципиально новый прибор, выполняющий роль игрового манипулятора. Не знаю, у кого как, а у меня первая компьютерная игра ассоциируется с агрегатом по имени Atari. Добрый папенька каким-то таинственным образом умыкнул этот компьютер (по тем временам - безумно мощный) с работы и принес домой, весь сияя от гордости. Сама игра - единственная, которую удалось раздобыть путем интриг и подчас банального воровства - была посвящена тайнам египетских пирамид, разгадывать которые пришлось мне вместе с неким электронным человечком. На нашем пути попадались различные чудища, которых надо было уничтожать. Если убить гада не удавалось, следовало убежать. На этом эволюция игр в отдельно взятой квартире не закончилась - Atari был подвергнут ритуальному сожжению (в розетке подскочило напряжение, заодно сгорел и телевизор), а вместо него на столе стал красоваться "Бытовой компьютер 0010-01 Школьный" или, в просторечии, "бэкашка" (кто-то называл его и букашкой). Именно для него папа написал первую в своем роде игру Pacman - все герои были вырисованы ANSI-графикой. Но это не останавливало меня и моих друзей, которые табунами зачастили к нам домой, где остервенело долбили по клавишам. Все было бы на редкость хорошо, если бы не управление. Оно, как можно догадаться, осуществлялось при помощи клавиш, которые в советских компьютерах отказывались работать в самый горячий момент, и тогда наступала компьютерному герою крышка. После приобретения джойстика (тот еще агрегат - роль контактов вместо герконов там играли обыкновенные винты) мир стал немного радужнее, но все равно чего-то не хватало. Все изменилось с приходом в нашу страну игрового компьютера Dendy - того, в который "играют все". Джойстики были весьма и весьма удобны, а об играх даже говорить не приходится - цвет, звук, эффекты... А затем появился уже персональный компьютер, где можно было управлять действиями героя при помощи мыши. Тут было где развернуться - мышь представляет собой поистине уникальный инструмент.Однако на этом процесс развития устройств для компьютерных игр застопорился. Единственное, что привлекало мое внимание - это так называемый "виртуальный шлем" и руль с педалями, но ничего принципиально нового они в мир не несли, а сейчас постепенно остаются за бортом прогресса. Все изменилось совсем недавно, когда американскими исследователями был разработан и произведен - пока в единичном экземпляре - принципиально новый прибор, выполняющий роль игрового манипулятора. Новинке дали название Mind Balance, и ее действительно можно назвать уникальным устройством. Mind Balance представляет собой нечто вроде мотоциклетного шлема, только без "крыши" - со снятым кожухом. Разумеется, как и всякая высокотехнологичная разработка, он до верху напичкан самого разного рода электроникой, однако непосредственно с игроком "общаются" лишь специальные электроды, а также регистраторы движения глаз. Перед началом действия игроку предлагается "настроить" аппарат - для этого он должен сфокусировать свой взгляд на двух источниках света, которые расположены слева и справа и вспыхивают с различной частотой и продолжительностью. Таким образом осуществляется "юстировка", настраиваются глазные датчики, а также электроды, которые считывают сигналы мозга. Испытуемым было предложено сыграть в игру под названием Mawg, в которой герой-лягушка (судя по иллюстрации - некий безобразный мутант, от которого не жалко будет избавиться при случае) должен пройти по натянутому в воздухе канату и при этом не свалиться вниз. Для того чтобы удержать равновесие, игрок должен попеременно смотреть то на правую, то на левую лампу. В случае же нарушения равновесия испытуемый должен был сфокусироваться на одном из источников света - например, если его "тянет" влево, то смотреть следует на правую лампу, и наоборот.По словам разработчиков, подобное устройство геймеры смогут заполучить в свои руки не ранее чем через пять лет. А пока что Mind Balance представляет собой экспериментальную разработку, которая сможет понять, в каком направлении следует развивать подобную технологию, и какое применение ей можно найти. Уже сейчас создатели чудо-шлема поговаривают о том, что их творение сможет помочь людям с плохой координацией движения или же тем, кто не может двигаться совсем, но может говорить, двигать головой, вращать глазами и самое главное - думать. Например, обустроить инвалидную коляску автоматическими моторами и соединить их с "электронным мозгом", который будет помогать человеческому - вполне реально. Кроме этого, парализованные люди смогут пользоваться компьютером без использования традиционных устройств ввода - клавиатуры, мыши и прочего. В общем, резюмируя, можно сказать, что разработка получилась, в отличие от многих ненужных безделушек, чрезвычайно полезной. Одно дело - сконструировать робота, который может трубить (подумаешь, поставил нагнетатель воздуха и приделал пионерский горн), и совсем другое - создать нечто, что может послужить людям. Да и поиграть с такой штуковиной, думаю, будет чрезвычайно интересно.