Аналитическое агентство IT monitoring подводит итоги развития рынка ноутбуков в первом квартале 2005 года. Аналитическое агентство IT monitoring подводит итоги развития рынка ноутбуков в первом квартале 2005 года. Основные события квартала: • Acer – новый игрок команды лидеров; • цены падают, рекламные бюджеты растут; • уход директора по маркетингу Rover Computers. На потребительском рынке происходят очередные перемены. В лидеры вырывается компания Acer. Пока ещё рано говорить о кардинальной перестановке сил, т.к. сам рынок является достаточно динамичным (за последние три года пятёрка лидеров менялась несколько раз). Однако, высокая активность тайваньских брэндов Asus и Acer, а также корейских Samsung и LG является серьёзной угрозой для лидеров рынка – iRU, RoverBook и Toshiba. Успех компании Acer комментирует Геннадий Сочилин, бывший директор по развитию компании "НКА-Групп" (торговая марка iRU): «Девиз позиционирования недорогих моделей портативных ПК Acer – “Иномарка по российской цене!” – и постоянный ценовой натиск стали во многом залогом успеха розничных продаж ноутбуков Acer и предопределили направление конкурентной борьбы в текущем 2005 году». Цены на ноутбуки продолжили стремительно снижаться, чему, в принципе, поспособствовала и мировая конъюнктура. Ноутбуки стоимостью ниже 1 тыс. долларов стали уже нормой и появились практически в каждой продуктовой линейке лидеров российского рынка. Ранее в сегменте бюджетных решений доминировали российские брэнды, но уже сейчас западные вендоры предлагают свои ноутбуки стоимостью $ 900 - 980 с вполне приемлемыми характеристиками. В подтверждение тенденции к снижению цен можно отметить заявление компании MIT Media Lab о намерении создать самый дёшевый портативный компьютер стоимостью $ 100. Николас Негропонт, руководитель отдела Media Technology MIT, сообщил, что идею поддержали такие гиганты, как AMD, Google, Motorola, Samsung и News Corp. Нельзя не отметить и заявление российской компании "НКА-Групп", выпускающей ноутбуки под маркой iRU, о грандиозном снижении цен на все модели ноутбуков Intro, Novia, Stilo и Bravo. Цены на ноутбуки iRU упали в каждом конкретном случае на $ 10–170. Наблюдатели отмечают, что рынок ноутбуков все активнее продолжает двигаться в сторону потребительской электроники. Однако сценарий его развития ещё не определен. Дальнейшая судьба его может быть близкой к рынку бытовой техники (множество брэндов и чёткое разграничение на две категории «А» – крупные мировые производители и «Б» – российские и менее известные восточно-европейские марки). Или же близкой к сценарию развития рынка мобильных телефонов, где главным потребительским критерием является внешний вид и дизайн телефона. Конечно, это вовсе не означает, что весь рынок будет развиваться именно по этому сценарию. Просто круг потребителей серьёзно расширился, пополнившись новыми потребителями. Новые игроки, новые технологии В первом квартале рынок продолжил пополняться новыми игроками. Компания Sony официально объявила о начале продаж на российском рынке ноутбуков VAIO. Российское представительство компании BenQ объявило в выходе на рынок ноутбуков, представив линейку мобильных компьютеров под маркой Joybook. После долгих переговоров американское правительство одобрило сделку между IBM и китайской компанией Lenovo. Сделка стоимостью $1,25 млрд. будет завершена во втором квартале этого года, и бизнес IBM по производству ПК перейдёт китайской компании. На рынке процессоров прошло сразу два громких анонса новых разработок в области мобильных платформ. Корпорация Intelпрезентовала обновленную платформу Intel Centrino, а AMD представила новое семейство 64-разрядных процессоров Turion 64 для тонких и лёгких ноутбуков. Люди, должности, компании Из наиболее значимых событий на кадровом рынке можно отметить уход Андрея Андреева с должности директора по маркетингу компании Rover Computers. На должность менеджера по продукции в московском представительстве компании BenQ назначен Андрей Таскаев, ранее занимавший должность продукт менеджера по мобильным системам дистрибьюторской компании ASBIS. Реклама – двигатель торговли В прошедшем квартале зафиксирован значительный рост рекламных бюджетов. Так, с новыми рекламными кампаниями на ТВ вышли HP (продвижение ноутбука HP nx6110), Toshiba (ноутбуки серии Qosmio) и корпорация Intel (продвижение технологии Intel Centrino для мобильных ПК). Samsung Electronics продолжила продвигать обновлённые ноутбуки Samsung серии X на российских телеканалах в рамках рекламной компании "Будь лидером". Известный российский продюсер, Андрей Разбаш, рекламирует ставший уже знаменитым ноутбук Samsung X10 plus. В продолжение телевизионного ролика реклама прошла и в российской прессе. Интересно отметить, что практически все компании используют рекламную стратегию, применяемую на рынке мобильных телефонов – продвигаются не сами брэнды, а конкретные продукты. Высокая рекламная активность в прессе была замечена за следующими марками: iRU, Fujitsu Siemens, Samsung и Asus. Интернет также оставался одной из приоритетных рекламных площадок для продвижения ноутбуков, т.к. в сети сосредоточено более 60% потенциальных покупателей. По оценкам компании IT monitoring, лучшим рекламным проектом в прессе является рекламная кампания ноутбуков iRU в журнале «Вокруг Света». Компания демонстрирует системный и креативный подход, а также учитывает особенности целевой аудитории, до которой доносится коммуникационное сообщение. Брэнд iRU в своей рекламной кампании перешёл на следующий уровень – от продвижения конкретного продукта к продвижению «customer experience».