Сколько-то там процентов аварий на дорогах происходит по вине пьяных водителей. Однако гораздо больше бед творят водители трезвые! Как избавить наши дороги от первых и помочь вторым, мы и расскажем. Темы для будущих статей частенько подбрасывает сама жизнь, богатая, как известно, на сюжеты. Написать о том, какими бывают средства обеспечения безопасности езды на автомобиле, меня заставил следующий случай. Вышел я как-то посреди ночи в ближайший ларёк. Не один, разумеется, вышел, а с приятелем. И вот стоим мы в очереди к заветному окошку. Очередь, кстати, в три часа ночи – совершенно нормальное явление, если ночь эта – с пятницы на субботу или с субботы на воскресенье. А ларёк этот, надо сказать, стоит на обочине достаточно большого проспекта, носящего имя Пятидесятилетия Октября. Разумеется, ночью проспект этот отличается пустынностью, и именно поэтому многие заметили боковым зрением появившиеся на горизонте огни автомобиля. Автомобиль – дорогая иномарка, названия которой я сейчас не вспомню – двигался весьма странно, описывая синусоиду с множеством различных гармоник. Частота и амплитуда колебаний менялись резко и в весьма широком диапазоне. Спустя секунду многим стало ясно, что водитель приближающегося к ларьку автомобиля крепко и волшебно пьян. По очереди пронесся говорок, общий смысл которого сводился к тому, что подобных водил надо вешать на фонарных столбах вдоль дороги – так сказать, в назидание; за вождение в пьяном виде надо не просто штрафы брать, а сажать в одиночную камеру и кормить только тухлой перловой кашей, а лучше даже вообще не кормить, пусть сдохнет от голода, вредитель. Многие согласились с предложением одного старичка – дескать, далеко этот «синяк» всё равно не уедет, воткнётся в дерево где-нибудь неподалёку, поэтому давайте, когда машина с нами поравняется, дружно побежим за ней, догоним, водителя вынем и серьёзно поговорим. Два-три человека начали разминаться, махать руками и приседать. Тем временем автомобиль приближался. Очередь притихла и ждала развития событий, которое оказалось весьма стремительным. Не доехав метров пятьдесят до ларька, машина резко вильнула вправо и, скрежетнув днищем о бордюр, въехала на тротуар, после чего рванула вперёд, на людей – которые, конечно же, немедленно бросились врассыпную. Около ларька машина остановилась. Водительская дверь открылась, и на тротуаре появился человек, внешний вид которого убедил всех, что спорить с ним не стоит, а делать замечания по поводу его стиля вождения – и подавно. Крепкое телосложение, складки на шее, дорогой пиджак, навинченные на толстые пальцы перстни-печатки, бритый затылок и другие внешние признаки не оставляли даже малейшего повода для сомнений. Перед нами стоял классический «новый русский», а точнее – «новый украинский», поскольку дело происходило в Киеве. В Москве такой типаж считается отброшенным на обочину эволюции, а в провинциальных городах запросто можно встретить и его, и эталонного пэтэушника в зелёном «адидасе», остроносых туфлях и с «сэмачками». Собственно, частенько подобные громилы вырастают из учеников профтехучилищ. Специфика, ничего не поделать. Выйдя из автомобиля, мужчина сделал неудачную попытку выдать себя за трезвого. Алкогольный выхлоп, или, как называют его радиотехники, «главный лепесток», свидетельствовал о том, что косо стоящий перед нами человек любит хорошую водочку, бельгийское пивко, французский коньячок и португальский портвейн. Только смешав в правильных пропорциях все эти напитки, можно добиться нужного эффекта. Поняв, что первая попытка провалена, нетрезвый водитель шагнул к ларьку. Очередь почтительно расступилась. Заикаясь и растягивая слова, «новый украинский» наклонился к окошку и произнес: – Скаж-ж-жите, пжалста, «Анти-полицай» имеется в продаже? «Анти-полицая» в продаже не оказалось. Явно погрустневший мужчина, понявший, что при встрече со стражами порядка на дорогах ему несдобровать, нетвёрдой походкой направился к машине, плюхнулся на сиденье, завёлся и отчалил, забыв даже закрыть дверь. Очередь многозначительно молчала. А мы с моим приятелем решили проявить гражданскую сознательность и позвонили с мобильного телефона в службу экстренной помощи 112. Поднявшей трубку девушке мы рассказали об увиденном и сообщили направление движения «пьяного автомобиля». Она же, в свою очередь, поблагодарила нас за звонок, сказав, что мы поступили правильно. Сердца наши переполнились гордостью, а лица расплылись в улыбках. Остаток ночи мы посвятили обсуждению происшествия, а перед расставанием, довольные своим поступком, по-мужски пожали друг другу руки.Ну а теперь - мораль. Несмотря на то, что всё вступление написано в игривом тоне, я, как и любой нормальный человек, считаю, что пьяницы на дорогах и в обычной жизни - это зло, которое надо искоренять. Очень надеюсь, что нетрезвый водитель, пока его догонял патруль, никого не задавил. А ведь этого инцидента могло и не произойти, если бы автомобиль был оснащен системой защиты от пьяного человека за рулем. Подобные штуковины разрабатываются достаточно давно, однако внедряются далеко не везде, а рынок стран бывшего Советского Союза вообще не поставляются. Вы слышали, чтобы кто-нибудь из ваших знакомых или их приятелей купил себе машину, которая не заводится, если сесть в неё, как говорится, «под банкой»? Я тоже не слышал. Между тем устройств, которые могут оценивать степень опьянения водителя, масса. Одно из них, принятое на вооружение еще в 2002 году в штате Мерилэнд (США), носит название Draeger Interlock и принудительно устанавливается в автомобиле. Чем-то Interlock напоминает мобильный телефон, однако на месте динамика расположена трубочка, в которую надо дунуть. Если уровень алкоголя превышает допустимую норму, то автомобиль просто-напросто не заведётся. Водителя, который любит выпить пива в дороге, приборчик также не оставит в покое, через определенные интервалы времени напоминая о необходимости повторного прохождения «теста на алкоголь».Если водитель пребывает в состоянии блаженной алкогольной неги, и от него несёт за версту чудесным коктейлем из пива, водки и коньяка, Interlock делает пометку в своём бортовом журнале и хранит её в течение месяца, а также пересылает беспроводным способом в полицию, которая, в свою очередь, карает нарушителя. За это, как многие полагают, издевательство автолюбители должны выкладывать из своего кармана 65 долларов в месяц, однако безопасность на дорогах, считает местное руководство, стоит дороже. Другое устройство, к сожалению, не получившее пока названия, не просит человека никуда дышать. Принцип действия прибора, созданного Дилуином Марпл-Хорватом (Dilwyn Marple-Horvat) из Университета Бристоля, основан на том, что между визуальной оценкой ситуации и реакцией на эту ситуацию должно пройти определённое время. По словам автора проекта, во время управления машиной водитель сначала смотрит на обочину, а затем поворачивает руль, чтобы войти в поворот. По мере увеличения степени опьянения взгляд переводится не сразу, а с запозданием, ну а если человек в стельку пьян, то он смотрит на обочину уже после поворота. Система довольно проста – один датчик анализирует повороты руля, а второй следит за глазами, определяя, куда именно смотрит водитель. Компьютер соотносит между собой полученные данные, определяя, на сколько снизилась эффективность работы мозга водителя. Дилуин Марпл-Хорват хвалится тем, что прибор позволяет отследить эффект, возникающий при употреблении всего лишь одной кружки пива. Не очень понятно, почему, но прибор лишь напоминает водителю о том, что он (водитель) пьян, и садиться за руль, пожалуй, не стоит. Сама же машина может спокойно завестись и поехать. Впрочем, устройство зафиксирует этот факт («я его предупредил, но он не послушался») и сообщит в полицию, а также сможет самостоятельно затормозить машину. Однако не все беды на дорогах происходят по вине пьяных водителей. Большинство происшествий случается как раз по вине вполне трезвых. Но, к примеру, уставших или просто невнимательных. Однако и на них есть управа. Например, компания Toyota разработала следящее устройство, которое будет определять расположение лица водителя и предупреждать его о возможной аварии или наезде на пешехода. Прибор, который разработчики планируют размещать в новых моделях Lexus, отслеживает препятствия на пути автомобиля, а также определяет, куда именно глядит водитель. Если человек или машина находятся слишком близко, прозвучит сигнал тревоги и загорится лампочка. Камера, определяющая положение лица, вмонтирована в рулевую колонку, а радар, следящий за препятствиями – где-то спереди, в районе радиатора. Впрочем, это не так уж и существенно.Ещё дальше пошел немец Вальтер Пиччула, сотрудник университета в Регенсбурге. Его изобретение позволяет оценивать ситуацию на дороге и концентрировать внимание водителя на самом процессе вождения. Если система сочтет положение напряжённым, то она самостоятельно отключит мобильный телефон, переведя все звонки в ящик голосовой почты, приглушит звук проигрываемой музыки, прекратит работу системы навигации, дав водителю время на исправление ситуации. После того как опасность останется позади, работа всех устройств вернётся в норму. По-моему, именно этому изобретению следует дать какой-нибудь Главный Приз. В сочетании с грамотной системой «отлова пьяниц» оно способно показать очень хорошие результаты работы. Кстати, уже доподлинно известно, что разговор по мобильнику в процессе вождения может быть даже опаснее, чем управление машиной в состоянии алкогольного опьянения. К такому выводу пришли ученые из университета в штате Юта, проведшие эксперимент, участники которого управляли виртуальной машиной, либо находясь подшофе, либо беспрестаннно разговаривая по телефону. В результате выяснилось, что к большему снижению концентрации внимания приводит именно болтовня по мобильнику. Группа подопытных, занятых разговором, оказалась в целом на 9% медленнее пьяных, которых ничто не отвлекало. При этом главным отвлекающим фактором является сам разговор, и никакие устройства hands-free не снижают вероятность аварии.И здесь сразу вспоминается случай, произошедший со мной в Крыму. Как известно, южане – люди горячие и порывистые. Один из таких людей вел нашу маршрутку по горной трассе. Небольшой заборчик отделял нас от обрыва. Звучало радио, передававшее последние новости. Наш водитель закурил. Некоторые пассажиры поморщились, но вслух ничего не произнесли. Тем временем радиоведущий рассказал о том, что курение за рулем примерно так же опасно, как и разговор по сотовому телефону. Тогда наш рулевой достал мобильник и принялся звонить коллеге, чтобы обсудить этот забавный, с его точки зрения, факт. Аудитория судорожно вцепилась в кресла, чтобы в случае чего принять смерть достойно и сидя на своём месте. Однако всё обошлось. Так что будьте аккуратнее на дорогах. Вызывайте такси, а главное – не говорите по мобильнику, если уж рулите в пьяном виде.