Наушники как искусство
Как это ни печально, но моих умений и опыта использования всех мощностей поисковых систем не хватает, для того чтобы выяснить, когда же появились первые в мире наушники и кто их, собственно говоря, произвёл на свет. А ведь узнать это было бы любопытно, не говоря уж о том, чтобы посмотреть на это чудо техники.
Году в восемьдесят девятом, когда я учился в школе, одноклассник притащил из дома настоящий плеер Sony Walkman с «фирмовыми» же наушниками. Мне, гордому обладателю монофонического магнитофона «Электроника 302-1», на эти прелести было просто больно смотреть. Поэтому я совершенно искренне радовался, когда плеер этот сломался – то ли крышка у него отвалилась, то ли клавиша перемотки выпала, теперь уже и не припомнишь.
Поскольку наушники моему приятелю после этого инцидента оказались совершенно ни к чему, я выкупил их за коллекцию вкладышей от жвачек, а спустя три дня, призвав на помощь папу, спаял переходник с многоштырькового разъёма на мини-джек (папа паял, а я занудно спрашивал, долго ли он ещё будет там возиться). Конечно, звучание оставалось монофоническим, но даже это казалось тогда волшебством.
Теперь же монозвуком можно лишь пугать подрастающее поколение, привыкшее к плеерам iPod, долби-сарраундам и всяким там «звуковым схемам 5.1». Явление, порождающее такие ситуации, носит название «прогресс» и является очень полезным для человечества в целом.
Что такое прогресс? Это развитие от низшего к высшему, поступательное движение вперёд, к новому. Например, пятнадцать лет назад плеер величиной с литровый пакет сока считался портативным, а теперь ему место на выставке доисторического хлама (была такая на Савёловском рынке, интересно, работает ли). Ну и с наушниками та же ситуация – первые экземпляры «головных телефонов», получивших более или менее массовое распространение, отличались неудобной конструкцией, натиравшей голову в каждой точке соприкосновения, жёстким поролоном (явно строительного назначения) и, конечно же, довольно гнусным железисто-пластиковым звуком.
Чтобы в наше время найти наушники, обеспечивающие столь низкое качество звука, нужно очень сильно постараться, потому что даже самая неизвестная китайская подпольная фирма и то сделает лучше, чем передовые отряды советских инженеров. Всё у нас так было. Как писал Жванецкий: «Иногда всей страной произведём в одном экземпляре, оно, конечно, летает, но без удобств».
Но, как мы уже выяснили, есть прогресс, который худо-бедно провоцирует любого производителя на подвижки вроде повышения качества, реализации стереофонического звучания и прочих полезных штук. Результатом прогресса (а также падения железного занавеса и распада СССР) стало обилие наушников самых разных марок, модификаций и степеней качества звука. Выбрать между ними – задача непростая, и решать её, откровенно говоря, не хочется. Только время терять.
Совсем недавно мне удалось собрать неплохую «коллекцию» (к сожалению, пока лишь виртуальную) наушников, так или иначе выделяющихся из общей массы. Необычный дизайн, диковинная технология – примерно такие вещи стали критериями для отбора. Так что читайте дальше и не удивляйтесь ничему.
Например, ещё в позапрошлом году японская компания Pegasus представила новые наушники Audio Bone, созданные с использованием технологии костной проводимости звука.
Ничего нового, собственно, в этой идее нет. Постучите себя по голове костяшками пальцев – и вы услышите приятный глуховатый звук. Так же поступают и наушники Audio Bone, которые создают колебания, передающиеся по костям черепа непосредственно в слуховой аппарат. Качество же звучания, по словам разработчиков, просто шикарное, поскольку на пути от наушников к «слушателю» не стоят всякие посторонние шумы. Кстати, в продаже Audio Bone появились в том же году, а их цена составила 125 долларов США. Не так уж и много за высококачественный звук.
Аналогичную идею реализовали японские инженеры в наушниках Vonia производства компании Thanko. Правда, их творение заключено в элегантный непромокаемый мешочек, поэтому Vonia наверняка придутся по вкусу любителям слушать музыку в ванной и подпевать музыкальному кумиру. При этом им ничто не мешает погрузиться в воду хоть с головой и дышать через трубочку, изображая настоящего дайвера.
Ещё одни «вибрирующие» наушники были созданы в недрах тайваньской компании BeCell Innovations. Устройство, которому присвоили индекс VSG160G, произведено с использованием передовой технологии Bass Vibration Technology и способно вибрировать, что, по словам разработчиков, многократно повышает ощущения при прохождении энергичных компьютерных игр – например, трёхмерных шутеров, где на каждом шагу взрывы, пальба и убийство.
Тем, кому такая «дрожь» надоест, пригодится регулятор уровня вибраций. Забавно, что для работы наушникам нужна всего лишь одна батарея, которой хватает примерно на двенадцать часов беспрерывной игры. Конечно, звук здесь не передаётся по костям, но впечатления от игры наверняка другие, когда у тебя на шее что-то дёргается и шевелится. Надеюсь, о случаях удушения мы никогда не услышим.
Куда более экстремальными покажутся многим наушники, созданные в тесном сотрудничестве компаниями Burton Snowboards и Motorola. У кого-то, впрочем, даже язык не повернётся назвать это наушниками, потому что на самом деле это – сноубордистский шлем, оснащённый двумя динамиками и модулем Bluetooth.
Для того чтобы наслаждаться мощным звуком во время скоростного спуска по опасной трассе, плеер должен поддерживать стандарт A2DP или AVRCP (этим могут похвастаться многие современные мобильники, способные воспроизводить звуковые файлы). Собственно, и разговаривать по телефону тоже можно (были бы возможность и желание) – для этого в шлем вмонтирован микрофон.
Управлять плеером или мобильным телефоном можно при помощи кнопок на самом шлеме. Ну а если ни тот ни другой не способен передавать данные по воздуху, всегда есть возможность подключить Audex Helmet к источнику звука при помощи обычного проводка. Правда, вертеть головой в этом случае придётся с максимальной осторожностью.
Кстати, у компании Burton в арсенале есть масса других забавных звуковых «примочек», встроенных в одежду.
Но не дремлют и конкуренты – например, компания Rosner, представившая целую куртку mp3blue, в которую уже интегрированы MP3-проигрыватель, микрофон, наушники и перезаряжаемая батарейка.
К куртке можно также подключить и мобильный телефон (вот для чего нужен микрофон), и карманный компьютер, чтобы картина получилась целостной. Для этих устройств даже предусмотрены специальные кармашки. Управление ими осуществляется при помощи кнопок, расположенных на левом рукаве куртки, и все девайсы связываются между собой через всё тот же интерфейс Bluetooth, лучше которого пока ещё ничего не придумали.
В остальном же mp3blue ничем себя не выдаёт, и даже кнопки не выглядят слишком вызывающе. Для современного мегаполиса в самый раз. Это чудо техники можно даже стирать в машине – нужно лишь вынуть электронную начинку, чтобы она не заржавела и не лишила своего хозяина всех беспроводных удовольствий.
Жаль только, что летом в такой куртке не походишь – вспотеть можно, а это вредно для кожи, да и удовольствия никакого. Поэтому останемся мысленно где-нибудь в феврале. По-украински название последнего месяца зимы звучит как «лютый», что, как можно догадаться, исторически оправданно.
Каждый любитель пощеголять по морозцу без головного убора рискует подхватить какое-нибудь нехорошее воспаление, а также отморозить себе уши (кстати, отмороженные уши имеют весьма неприятный вид). Чтобы помочь всем желающим совместить приятное (прослушивание музыки) с полезным (защитой ушей от мороза), компания JVC выпустила наушники Tec Fleece 180s, которые надёжно защищают от холода и ветра как уши, так и часть головы над ними.
Бороться с низкой температурой помогут материалы Polartec Wind Pro и Thermolite Active 100, в чехол из которых облачены наушники. С помощью регулятора, расположенного на проводе, можно менять громкость звучания. Стоимость такой прелестной вещицы составляет около 50 долларов.
Защищать самый нежный человеческий орган – голову – нужно не только от низких температур, женской руки и бейсбольной биты, но и от облысения, с которым рано или поздно сталкиваются практически все мужчины (специалисты утверждают, что виной тому – избыток мужских гормонов). Для тех, кто озабочен этой проблемой, японские мастера из института Kanaza University предложили нетрадиционный метод борьбы.
Наушники, созданные этими специалистами, имеют вмонтированные в дужку электроды. Низкочастотными импульсами, которые эти электроды вырабатывают, наушники воздействуют на кожу головы, улучшая кровоток. Электропитание, необходимое для генерации импульсов, судя по всему, обеспечивает встроенная батарея, ну а подключить наушники можно к любому плееру со стандартным разъёмом.
Вот только стоимость устройства, уже доступного японским потребителям, заставляет задуматься: за наушники придётся выложить около тысячи долларов. Наверняка многие предпочтут за эти же деньги купить себе обычные наушники, а на оставшиеся – подлечиться в какой-нибудь клинике, занимающейся пересадкой волос со спины и других мест, или остаться лысым. Сейчас, как говорил один из героев фильма «Москва слезам не верит», модно носить лысину.
Но все наушники были бы бесполезны, если бы помимо своей основной задачи не выполняли второстепенную – обеспечение защиты от внешних шумов. Конечно, если человек – матёрый приверженец стиля death metal, то ему и гудок тепловоза вряд ли помешает, а как быть людям с утончённым слухом? Остаётся только защищаться.
А для защиты придумано множество решений. Например, компания Koss, завоевавшая всеобщую любовь благодаря одной только модели Porta Pro, представила уникальные наушники QZPRO, в которых используется технология Active Noise Reduction (ANR).
В QZPRO встроен миниатюрный микрофон, анализирующий низкие частоты окружающей среды и отправляющий информацию в блок обработки, генерирующий «ответные» колебания в противофазе, гася, таким образом, внешний шум. Так что звуки улицы, где ездят автомобили и шаркают ногами люди, не будут слышны обладателю таких наушников.
И ещё одна проблема касается обладателей ушей нестандартной формы. Несложно догадаться, что большинство наушников рассчитано на некое среднестатистическое ухо, и головные телефоны, выполненные в форме «затычек», могут либо не помещаться в слуховом отверстии, либо выпадать оттуда.
Чтобы этого избежать, в наушниках Audio-Technica ATH-CK5 применяется специальная петелька для крепления в ухе, обеспечивающая надёжную фиксацию (такая фраза больше подходит для рекламы лака для волос). Более ничем особенным эти наушники не выделяются, да и зачем? Человек, который решил такую серьёзную проблему, как выпадение наушников из уха, вряд ли будет в ближайшее время желать большего.
Разумеется, описанные звуковые решения помогают справиться далеко не со всеми проблемами, но такой задачи я перед собой не ставил. А вот то, что большинство описанных вещиц можно купить в России, – это, несомненно, большой плюс.