Опубликовано 15 ноября 2024, 16:42
7 мин.

Станет ли водород основным топливом?

И когда мы перестанем заправляться 95-ым и ДТ?
Ежегодно в мире звучат разговоры о необходимости перехода на «зелёное» топливо — водород. Казалось бы, у такого топлива одни плюсы: экономичность, почти безграничный потенциал, да ещё и выбросов в окружающую среду практически не будет. Только вот предпринимают ли какие-то реальные шаги для достижения этой цели? Давайте разбираться.
Станет ли водород основным топливом?

© Ferra.ru / Kandinsky

Нефть и природный газ — главные источники энергии: на их долю приходится 80% мировых энергоресурсов. Понятно, что достигается эта цифра за счёт полезных ископаемых, что крайне вредно для окружающей среды. Сама добыча — удовольствие дорогое, да и разрушает экосистемы, так как при использовании такого топлива в атмосферу выделяется уйма углекислого газа.

Потенциально альтернативой привычным видам топлива может стать водород — его можно получить хоть из воздуха, хоть из воды. Да и для окружающей среды он практически безвреден: при его сгорании выделяется только пар. Его уже во всю используют для нефтепереработки и химической промышленности, но в «народ» такое топливо не идёт.

К слову, у нас в стране водородный двигатель разработали в годы Великой Отечественной войны, а в конце 80-х годов вообще был создан первый в мире самолёт с реактивным двигателем на жидком водороде. Использовали такое топливо и для космических ракет. Почему же мы до сих пор пользуемся тем, что есть, а не водородом?

Тот самый ТУ-155

Тот самый ТУ-155

Причин, почему мы ещё не перешли на такое «чудо-топливо», несколько: взрывоопасность, сложности в производстве, хранении и транспортировке.

С взрывоопасностью всё понятно: небольшое количество водорода в воздухе (примерно от 4 объёмных процентов) может привести к взрыву. Помимо этого, он может выходить даже сквозь твердые металлические оболочки, что приводит к утечкам — попробуй уследи за ним.

А вот с хранением вопрос сложнее: для перевозки в баллонах, цистернах и других ёмкостях водород нужно сжимать до образования кристалла. Только это энергозатратно: на сжатие и охлаждение водорода уходит до 40% энергии, которую потенциально он сможет дать. Из-за такой потери ресурса при прочих равных показателях природный газ выигрывает. К тому же, водород образует трещины в баллонах и, соответственно, улетучивается, поэтому хранить его в обычных условиях совсем невыгодно.

Сотрудники производства водорода каждый раз глядя в баллон с водородом

Сотрудники производства водорода каждый раз глядя в баллон с водородом

Вопрос хранения, ещё и в больших объемах, кажется удалось решить учёным из Сколтеха и научных центров Китая, Японии и Италии.

Учёные и хранение водорода

Новый сплав

Кроме сжатия и охлаждения водорода до кристалла, его можно удержать в пустотах между атомами металлов: например, в сплавах магния и никеля, что возможно благодаря их кристаллической решётке. В таких решётках достаточное количество водорода, а если нужно высвободить «зелёное» топливо, то металл просто нагревают. Вот только в такой сплав не удаётся поместить больше трёх атомов водорода на атом металла. А везти целый грузовик таких батареек и получить сравнительно мало энергии — попросту неудобно и экономическм невыгодно.

Поэтому учёные разработали специальное соединение гептагидрида цезия CsH7 и нонагидрида рубидия RbH9, в котором уже может уместиться от семи атомов водорода на один атом металла.

Богатое водородом твердое вещество боразан (боран аммиака NH3BH3) реагирует с цезием или рубидием. Получается соль — амидоборан цезия или рубидия. При нагревании соль разлагается на моногидрид цезия или рубидия и большое количество водорода. Поскольку эксперимент проходит в ячейке с алмазными наковальнями, которые обеспечивают давление в 100 тысяч атмосфер, выделившийся водород втискивается в пустоты кристаллической решетки низших гидридов с образованием полигидридов: гептагидрида цезия и двух вариантов нонагидрида рубидия с разной топологией кристаллической структуры.

Артем Оганов
Профессор Сколтеха

И вот как это получается: берут цезий и рубидий, у которых большой объём кристаллической решётки, решётки, затем под большим давлением прессуют водород, вследствие чего он там задерживается — вуаля, идеальная коробка для водорода готова. А чтобы сделать производство более простым и дешевым, хотят также провести эксперимент с большим количеством цезия и рубидия, но с меньшим давлением.

Вид изнутри

Вид изнутри

Особый томский порошок

Хорошо, вот придумали способ хранить большое количество водорода без преобразования его в кристаллы, но и это ещё не всё: в Томске разработали особый нанопорошок.

Сотрудники Томского политехнического университета (ТПУ) взяли алюминиевую проволоку, поместили её в специальную установку и пропустили сквозь неё большой ток — получился наноразмерный порошок. Затем вещество окислили, и на поверхности металла появилась оксидная плёнка, которая защищает от внешних воздействий. Сам нанопорошок смешали с гидридом магния, который и удерживает водород.

Технология уникальна тем, что позволяет менять параметры электрического взрыва проводников и, таким образом, варьировать структуру и характеристики самого нанопорошка. Кроме того, данную технологию получения порошков использует ряд предприятий, она отработана в промышленном масштабе. Это позволит легко и быстро масштабировать процесс производства материалов-накопителей на основе гидрида магния с добавлением нанопорошков металлов.

Виктор Кудияров
Доцент ТПУ

В магнии может содержаться большое количество водорода, только вот при температуре в 400 градусов (которая необходима для выхода водорода) магний распадается. Поэтому и нужен оксид алюминия, который позволяет водороду выйти при более низкой температуре: начинается процесс уже при 117 градусах, а при 336 градусах газ полностью покидает материал.

Немаловажно, что такие наработки действительно могут массово использоваться, но удобно это будет скорее в больших производствах.

Одной проблемой меньше, но вот что делать с утечкой газа? Можно ли как-то это зафиксировать при помощи специальных датчиков? Да, можно. Для этого существуют специальные газоаналитические сенсоры термокаталитического типа, но у них высокое энергопотребление. Впрочем, эту проблему вроде как решили учёные из МГУ.

Оптимизированный датчик водорода

Обычный термокаталитический сенсор состоит из двух основных элементов: рабочего и сравнительного нагревательного в виде катушки. На поверхности рабочего элемента содержится катализатор окисления водорода, который постоянно нагревают для повышения сопротивления. При контакте с катализатором газ сгорает (без пламени), а колебание в сопротивлении элемента и резкое изменение температуры являются сигналом, что газ утекает.

К сожалению, такой датчик имеет высокую чувствительность, только если его нагреть до 400 °C, а это довольно энергозатратно. Учёные из МГУ решили сделать сенсор, который сможет определять утечку водорода ещё эффективнее, но при этом без столь большого расхода энергии. Более того, такой прибор будет ещë и компактней — всё благодаря фотолитографии и магнетронному напылению.

Размер активной зоны в нашем устройстве составляет всего лишь 150×150 микрон в латеральных направлениях и 30 микрон в толщину. В современных коммерческих и лабораторных датчиках эта зона в 3−4 раза больше. Миниатюрный элемент быстрее нагревается, поэтому мы можем использовать импульсный режим питания — в этом случае энергопотребление газового сенсора снижается в 50 раз по сравнению с аналогами. Вместе с тем мы сохранили показатели чувствительности и стабильности на уровне лучших приборов из тех, что сейчас есть на рынке.

Кирилл Напольский
Ведущий научный сотрудник химического факультета МГУ

Итак, утёчку фиксировать теперь не проблема, водородные «батарейки» и порошок в наличии, а как обстоят дела с производством?

Производство водорода

Основной источник водорода — полезные ископаемые, а именно метан и уголь: стоимость вырабатываемого продукта низкая, а энергозатраты минимальны. Только в таком случае нужно очищать водород от диоксида углерода и различных примесей, а это сложно, да и куда их утилизировать потом непонятно.

Второй способ получения водорода — электролиз воды: под воздействием электрического тока вода распадается на кислород и водород. Технология эта не из дешёвых, поэтому только пару процентов от всего объёма приходится на электролиз. Когда говорят о том, что водород — безвредное топливо, подразумевается именно этот способ выработки, а не основной.

Помимо этих двух способов, есть ещё и новинки от учёных: например, можно добавить природный газ в газовый поток сталелитейной промышленности и получить водородосодержащий газ. Согласно расчётам разработчиков из Московского энергетического института (МЭИ), картина получается следующая: если металлургическое предприятие с объёмом производства 10 миллионов тонн стали в год будет использовать этот метод, то можно будет получить 92 тысячи тонн водорода с себестоимостью не более 7 рублей за кубометр. Звучит неплохо, согласитесь.

Вид изнутри сталелитейного завода

Вид изнутри сталелитейного завода

Для сравнения: в Калифорнии за килограмм водорода просят 36 долларов, и чтобы заправить Hyundai Nexo, который работает на водородном топливе, придётся заплатить 227 баксов. Так что, если учитывать все наценки (производство, транспортировка, прибыль заправки), то в России заправить такой автомобиль выйдет в несколько раз дешевле. Только вот насколько бы дешевле не делали, газ и бензин всё ещё остаются экономически выгоднее для потребителя.

Что прочитал эту статью

Что прочитал эту статью

Увы, но водород нескоро ещё станет основным топливом

Как бы учёные не старались сохранить природу и оптимизировать производство — нефть и газ всё равно выиграют. И это несмотря на то, что существует множество прекрасных идей как добывать и хранить водород безопасными для окружающей среды способами. А ведь мы рассказали только про Россию, а подобные разработки есть и в других странах.

Только кто будет готов менять весь газопровод для подачи в город водорода? Да и из нефти не только бензин из получают: всё производство настолько оптимизировано, что мало кто захочет от него отказываться. Большую часть оборудования нужно будет отправить в утиль или попытаться найти ему другое применение. Под водородное топливо потребуется создавать новые производственные цепочки, дорабатывать и шлифовать их, а это займёт не один год.

А это значит, что ценники на всё сразу взлетят до небес: только производители успеют потратиться, как народ сразу захочет вернуть всё обратно. Понятно, что никому такое счастье даром не нужно. Вот и получается, что вводить водородное топливо нужно плавно и постепенно, только как и когда? Пока это вопрос, на который нет ответа.