Как магазины манипулируют вами, чтобы заставить что-то покупать
Наверняка вы замечали, что в продуктовых магазинах довольно часто делают перестановку. И это не просто так. На самом деле это психологическая уловка, которая заставляет покупателей ходить по всему магазину в поисках нужных полок. А это значит, что выше шанс, что люди наткнутся на что-нибудь случайно и купят ещё и этот товар.
Кроме того, исследования демонстрируют, что на самом деле до 50 процентов всех покупок совершаются импульсивно. При этом к подобным покупкам склонны более 87 процентов людей.
Влияют на это и выгодные предложения вроде «купи один — второй бесплатно», скидки, реклама в магазинах. Привлекательное предложение может вызвать временный восторг, а из-за этого человеку сложнее принимать рациональное решение о покупке. То есть для него главную роль начинает играть выгода, а не «нужность» вещи.
Ещё один метод, который используют магазины для привлечения покупателей, - это комплектация. Это когда несколько продуктов упакованы вместе и продаются по цене одного продукта.
Импульсивные покупки могут серьёзно сказаться на психическом здоровье человека. В результате он может начать испытывать чувство вины и стыда, а это ведёт к страху, тревоге, депрессии.
Однако есть в таких покупках и плюсы. Например, известно, что онлайн-шопинг повышает уровень дофамина (гормон, который заставляет нас предвкушать удовольствие, которое мы получим от товара). Но из-за этого ощущения удовольствия от совершения покупок может развиться зависимость.
Ещё одно достоинство шопинга - восстановление у человека ощущения контроля над ситуацией. Таким образом можно снизить стресс.
Кроме того, одно исследование показало, что если убрать сладости с пространства у касс, то покупать эти продукты люди будут меньше. В некоторых случаях - даже на 76 процентов. Также недавнее исследование продемонстрировало, что увеличение доступности здоровых продуктов питания и их рекламирование может помочь повысить их популярность среди покупателей.