Компьютеры

Первая для Ultra HD. Обзор видеокарты NVIDIA GeForce GTX TITAN X

Производители видеокарт, будь то AMD или NVIDIA, уже достаточно давно позиционируют свои флагманские решения для гейминга в сверхвысоком разрешении 4K. Однако постоянные исследования нашей тестовой лаборатории говорят об обратном: даже сверхдорогие связки видеокарт не способны выдавать комфортный уровень FPS в современных играх при максимальных настройках качества графики. Но на примере только что анонсированной GeForce GTX TITAN X вы сможете убедиться, что подвижки в этом направлении совершаются. Новый флагман NVIDIA способен предоставить пользователю очень высокий уровень быстродействия. Остается только узнать, какой ценой.

История повторяется. Только-только познакомившись с референсной версией GeForce GTX 980, ваш покорный слуга сделал в соответствующем обзоре следующий вывод: «Видно, что NVIDIA не спешит раскрывать все козыри. Не хочу быть голословным, но не удивлюсь, если в следующем году калифорнийская компания продемонстрирует миру и 250-ваттный Maxwell. И вот эту видеокарту можно будет назвать по-настоящему флагманом девятисотой линейки.» Как видите, прошло ровно полгода, и NVIDIA представила полноценный флагман в лице 3D-ускорителя GeForce GTX TITAN X. Не надо быть Нострадамусом, чтобы предположить такой исход событий. Тем более, что «зеленые» поступают подобным образом не в первый раз. Мы уже видели «флагманские» версии GeForce GTX 680/670, которые впоследствии были «разжалованы» до пограничного Middle-end. Точно в такой же ситуации оказываются сейчас и видеокарты GeForce GTX 980/970.

Конечно, можно пожурить дружину Дженсена за то, что «она таким способом дополнительно наваривается на пользователях». Однако, если схема работает, то почему бы не пользоваться ей в дальнейшем? Отвечая на этот вопрос, кстати, необходимо наблюдать и за главным конкурентом NVIDIA, который не стесняется выпускать ребрендинговые модели видеокарт. А пока GeForce GTX TITAN X — это претендент на звание самой быстрой одночиповой игровой видеокарты современности.

NVIDIA GeForce GTX TITAN X

Технические характеристики

Все познается в сравнении. NVIDIA удалось создать чип, уровень TDP которого составляет всего 165 Вт, но при этом GeForce GTX 980 демонстрирует во многом схожий уровень производительности с 290-ваттной Radeon R9 290X. Сейчас NVIDIA выпустила свой «полноформатный» Maxwell. При уровне TDP, равным 250 Вт, GM200 на бумаге обладает в полтора раза большей производительностью, чем GM204. Естественно поспособствовало тому увеличение общего числа транзисторов, достигнутое в рамках все того же 28-нанометрового техпроцесса. NVIDIA выжимает все, что может из существующей технологии. Благо архитектура Maxwell этому способствует. Так что, по всей видимости, решения на основе 16-нм техпроцесса мы увидим только в следующем году. Или позже. Подробно описывать особенности архитектуры Maxwell я не буду. В свое время мы сделали это, анализируя видеокарту GeForce GTX 750 Ti: «Часть №1: первые решения на архитектуре Maxwell»; «Часть №2: новые подробности архитектуры Maxwell». Не вижу смысла повторяться.

 NVIDIA GeForce GTX TITAN XNVIDIA GeForce GTX 980
Название чипаGM200GM204
Техпроцесс28 нм28 нм
Количество транзисторов8 млрд5,2 млрд
Количество GPC64
Количество SMM2416
Количество CUDA-ядер30722048
Количество текстурных блоков192128
Количество ROP9664
Кэш второго уровня3072 Кбайт2048 Кбайт
Частота ядра1000 (1075) МГц1126 (1216) МГц
ПамятьGDDR5GDDR5
Объем памяти12 Гбайт4 Гбайт
Интерфейс памяти384 бит256 бит
Частота памяти1750 (7000) МГц1750 (7000) МГц
Пропускная способность памяти336,5 Гбайт/с224 Гбайт/с
Уровень TDP250 Вт165 Вт
Питание6+8 пин6+6 пин
Интерфейсы1x DVI 3x DisplayPort 1x HDMI1x DVI 3x DisplayPort 1x HDMI
Цена$1000$550

В основе GM200 лежит сразу шесть кластеров графики GPC. В каждом таком модуле насчитывается четыре потоковых мультипроцессора. В итоге GM200 может похвастать сразу 24 SMM. С учетом модульной архитектуры Maxwell получается, что чип имеет 3072 ядра CUDA, 192 текстурных блока и 96 ROP. Вот и получается, что в нем ровно в полтора раза больше элементов, чем в GM204, используемом в GeForce GTX 980. Следовательно, производитель вправе говорить о (теоретическом) полуторакратном увеличении производительности. Хотя новый GPU функционирует на более низких частотах: 1000 (1075) МГц против 1126 (1216) МГц у GeForce GTX 980 (референсные показатели). Так что разница в быстродействии, например, в тех же играх не всегда будет достигать заветных 50% (если вообще будет — прим. автора). Но уже сейчас очевидно, что она будет очень заметной.

Блок-схема графического процессора GM200

Достичь полуторакратного увеличения показателей GPU «зеленым» удалось за счет увеличения самого чипа. При полезной площади 600 мм2 кристалл GM200 насчитывает сразу 8 миллиардов транзисторов. Это еще один рекорд NVIDIA! При этом подопечным Дженсена Хуанга удалось удержать параметр TDP в рамках 250 Вт. Столько же выделяют «камни» GeForce GTX TITAN и GeForce GTX 780 Ti. А вот флагман AMD — Radeon R9 290X — имеет все 290 Вт TDP. Да, разница минимальна, но опять же NVIDIA вправе говорить об энергоэффективности своего решения.

Графический процессор GM200

Хотя есть у GeForce GTX TITAN X еще один параметр, который также вызывает восторг. Это объем видеопамяти, используемый в данном графическом адаптере. В GeForce GTX 980 используется 4 Гбайт «мозгов» стандарта GDDR5. В GeForce GTX TITAN BLACK — 6 Гбайт. GeForce GTX TITAN X инженеры «зеленых» нашпиговали сразу 12 Гбайт видеопамяти типа GDDR5! Не многовато ли? Сама NVIDIA позиционирует использование такого объема, как задел на будущее, ведь на сегодняшний день даже в 4K-разрешении вполне достаточно и 8 Гбайт. Однако существует универсальное правило, актуальное во все времена: памяти много не бывает. Для связи с графическим процессором используется 384-битная шина. Чипы GDDR5 функционируют на стандартной частоте 1750 (7000) МГц. Следовательно, ПСП составляет приличные 336,5 Гбайт/с. Это опять же в полтора раза больше, чем у GeForce GTX 980.

Наличие модульной архитектуры позволяет предположить, что в скором времени появятся новые топовые игровые видеокарты NVIDIA. Ведь калифорнийской компании под силу пустить в оборот «отбракованные» чипы с пятью GPC (GeForce GTX 980 Ti?). Не будем гадать, давайте лучше поближе познакомимся с референсным образцом, прибывшим к нам в тестовую лабораторию.

Блок-схема потокового мультипроцессора SMM

Референс

Линейка видеокарт GTX TITAN (хотя не все выделяют их как класс, но причисляют к определенной серии GeForce) насчитывает всего два поколения. На базе архитектуры Kepler были реализованы три видеокарты: GTX TITAN, GTX TITAN BLACK и GTX TITAN Z. Все они с некоторыми оговорками построены на полноформатных чипах GK110. Помимо высокой производительности, эти GPU обладают поддержкой двойной точности вычислений с плавающей запятой. Так, в GK110 на один кластер SMX встроено 64 ядра с плавающей запятой. По умолчанию CUDA-ядра с двойной точностью работают лишь на 1/8 частоты чипа. Однако пользователь в меню настроек драйвера может активировать функцию Double Precision. В результате скорость работы ядер с двойной точностью увеличится, пусть и не на всю частоту GPU. Следовательно, эти решения предназначались не только для игр, но и для профессиональных GPGPU-вычислений. В свою очередь, GeForce GTX TITAN X — это в большей степени игровая видеокарта, так как производительность GM200 в вычислениях двойной точности относительно производительности при работе с FP32 такая же, как у GK104, — 1/32. Следовательно, новинка, на мой взгляд, несколько не вписывается в концепцию линейки GTX TITAN. Если помните, графический чип GK110, установленный в GeForce GTX 780 Ti, был схож с процессором, используемым в GeForce GTX TITAN BLACK. Возможно, было бы более логично назвать GTX TITAN X именно GeForce GTX 980 Ti? Или сама NVIDIA не хочет конкуренции между этим адаптером и Quadro M6000, который также использует в своем арсенале GM200? Сама NVIDIA в официальных прессдоках называет свое детище «игровым монстром» (gaming beast). Так что с позиционированием новинки все ясно.

 NVIDIA GeForce GTX TITAN XNVIDIA GeForce GTX TITAN BLACKNVIDIA GeForce GTX 970NVIDIA GeForce GTX 980AMD Radeon R9 290X
Название процессораGM200GK110GM204GM204Hawaii
Техпроцесс28 нм28 нм28 нм28 нм28 нм
АрхитектураMaxwellKeplerMaxwellMaxwellGCN
Число потоковых процессоров30722880166420482816
Число текстурных блоков192240104128176
Число блоков растеризации9648566464
Частота ядра1000 (1075) МГц889 (980) МГц1050 (1178) МГц1126 (1216) МГц1000 МГц
ПамятьGDDR5, 12 ГбайтGDDR5, 6 ГбайтGDDR5, 4 ГбайтGDDR5, 4 ГбайтGDDR5, 4 Гбайт
Шина384 бит384 бит256 бит256 бит512 бит
Частота памяти1750 (7000) МГц1750 (7000) МГц1750 (7000) МГц1750 (7000) МГц1250 (5000) МГц
Максимальное энергопотребление250 Вт250 Вт145 Вт165 Вт290 Вт
Видеовыходы1x DVI, 1x HDMI, 3x DisplayPort2x DVI, 1x HDMI, 1x DisplayPort1x DVI, 1x HDMI, 3x DisplayPort1x DVI, 1x HDMI, 3x DisplayPort2x DVI, 1x HDMI, 1x DisplayPort
Поддерживаемые APIDirectX 12, OpenGL 4.3DirectX 11, OpenGL 4.3DirectX 12 OpenGL 4.3DirectX 12 OpenGL 4.3DirectX 12 OpenGL 4.3
Цена$1000$1000$330$550$400
Price.ru     

В таблицу для GeForce GTX TITAN X занесен ценник в размере 1000 долларов США. Однако NVIDIA непосредственно перед публикацией этого обзора не раскрыла точной информации. Но вряд ли он будет меньше одной «штуки» баксов. Столько стоили прежние одночиповые версии GeForce GTX TITAN.

Кстати, в NVIDIA подтвердили, что первая волна GeForce GTX TITAN X от партнеров калифорнийской компании будет состоять сплошь из референсных моделей, возможно, улучшенных при помощи заводского разгона. Однако затем могут появиться и кастомные решения. Так что GeForce GTX TITAN X претендует на звание первого акселератора, для которого будет снят запрет на изменение эталонного дизайна. Сей факт в очередной раз свидетельствует о том, что рассматриваемая новинка не такая, как остальные «титаны».

Обычно референсы, предоставляемые самой NVIDIA, приезжают к нам без упаковки (хотя и существуют приятные исключения в виде GeForce GTX 690, например). В этот раз исследуемая видеокарта прибыла в элегантной черной коробке. Возможно, в таких же матовых боксах будут продаваться адаптеры первой волны.

Упаковка NVIDIA GeForce GTX TITAN X

Сама GeForce GTX TITAN X визуально довольно сильно изменилась. Так, кулер 3D-ускорителя был покрашен в черный матовый цвет. От него NVIDIA отказалась еще со времени анонса GeForce GTX 680. В остальном видеокарта оборудована классическим референсным кулером турбинного типа. Длина устройства составляет привычные 10,5 дюймов (~267 мм).

NVIDIA GeForce GTX TITAN X

Оборотная сторона GeForce GTX TITAN X плотно усеяна чипами памяти. Референс GeForce GTX 980, если помните, был снабжен пластиковым бекплейтом. В GeForce GTX TITAN X от него решили отказаться.

NVIDIA GeForce GTX TITAN X, оборотная сторона

GeForce GTX TITAN X стандартно занимает два слота расширения. Для стабильной работы видеокарты к ней необходимо подключить один 6-пиновый и один 8-пиновый кабели блоки питания. В верхней части адаптера, на привычном месте, расположены «гребешки» для подключения SLI-мостиков. Производитель позволяет объединять до четырех GeForce GTX TITAN X в одной «упряжке». Так что в ближайшем будущем в продаже появятся очень дорогие и очень мощные сборки ПК, построенные на базе этой видеокарты.

Надпись GEFORCE GTX во время работы подсвечивается зеленым светом.

NVIDIA GeForce GTX TITAN X, вид сверху

Интерфейсная панель у GeForce GTX TITAN X стандартная. Здесь присутствует по одному DVI и HDMI, а также три DisplayPort. Универсальное количество, на мой взгляд. Отмечу, что видеовыход HDMI соответствует стандарту 2.0, то есть он может передавать 4K-разрешение к источнику с частотой 60 Гц.

NVIDIA GeForce GTX TITAN X, I/O-панель

Повторюсь, в GeForce GTX TITAN X используется классический кулер турбинного типа. Для чипов памяти и подсистемы питания предусмотрена специальная металлическая плата. Графический процессор охлаждает большая испарительная камера.

Кулер NVIDIA GeForce GTX TITAN X

С одной стороны, TDP у GM200 в сравнении с GM204 значительно увеличился. И охлаждать 250-ваттный чип гораздо тяжелее 165-ваттного. С другой стороны, увеличилась и площадь самого кристалла. Следовательно, возросла и зона соприкосновения с подошвой кулера. Поэтому испарительная камера может раскрыть весь свой потенциал.

Кулер NVIDIA GeForce GTX TITAN X

А вот и печатная плата. Она очень напоминает PCB, который использовался в GeForce GTX TITAN. В частности, используется шестифазная схема питания. Плюс еще две фазы предназначены для памяти. Хотя дополнительных элементов на текстолите GeForce GTX TITAN X стало заметно больше. Например, впервые используется контроллер питания GPU ON Semiconductor NCP81174.

Рядом с разъемами для подключения питания выведено еще одно посадочное место для 8-пинового коннектора. Скорее всего, такая же печатная плата будет использоваться и в Quadro M6000.

Печатная плата NVIDIA GeForce GTX TITAN X

Подсистема питания NVIDIA GeForce GTX TITAN X

Полезная площадь кристалла составляет 600 мм2. Об основных характеристиках GPU я уже писал. Маркировка чипа говорит о том, что он был произведен на 47 неделе 2014 года. То есть в ноябре. Это еще раз свидетельствует о том, что NVIDIA уже давно все рассчитала. Анонс GeForce GTX TITAN X был заблаговременно спланирован.

На видеокарте распаяно сразу 24 чипа памяти производства компании SK hynix. Маркировка — H5GQ4H24MFR-R2C. Следовательно, объем каждого чипа равен 512 Мбайт. Эффективная частота — 7000 МГц

Видеопамять NVIDIA GeForce GTX TITAN X

Тестирование

Тестирование видеокарты производилось по стандартной схеме. Методика более-менее обкатана, поэтому у нас есть возможность сравнить сразу несколько адаптеров друг с другом.

Измерение температуры видеокарты производилось при помощи профессионального тепловизора Fluke Ti400. Выражаем благодарность компании Fluke за предоставленное устройство, а также содействие в совершенствовании тестовой лаборатории.

Тестовый стенд

Процессор: Intel Core i5-4670K @4,5 ГГц
Процессорный кулер: Corsair H75
Материнская плата: ASUS Z97-DELUXE
Накопитель: OCZ Vertex 3, 360 Гбайт
Блок питания: LEPA G1600, 1600 Вт
Периферия: Samsung U28D590D, ROCCAT ARVO, ROCCAT SAVU
Операционная система: Windows 8.1 х64

Анализ игровой производительности

Итак, для начала предлагаю проанализировать игровую производительность GeForce GTX TITAN X. Для этого мы взяли десять популярных, современных игр, которые имеют достаточно высокую ресурсоемкость. Были выбраны наиболее тяжелые сцены, тестирование производилось в трех разрешениях: мейнстримовом 1920х1080 (Full HD), расширенном 2560х1440 (WQHD) и сверхтяжелом 3840х2160 (Ultra HD). На графиках ниже на протяжении определенного отрезка времени показан ежесекундный уровень FPS. Минимальное и максимальное значения выделены отдельно. По среднему FPS будет проводиться сравнение с остальными видеокартами. Допустимым уровнем комфортного времяпрепровождения будем считать показатель 30 FPS.

Assassin’s Creed: Unity по праву можно назвать самой ресурсоемкой игрой современности. Она способна положить на лопатки даже самые наимощнейшие связки графических адаптеров. Судите сами: мы используем далеко не самые высокие настройки качества графики, однако даже GeForce GTX TITAN X в 4K-разрешении способна продемонстрировать лишь условно играбельный уровень FPS. Правда, стоит признать, что другие адаптеры даже такой производительностью похвастать не могут. В Full HD и WQHD система с GeForce GTX TITAN X на борту показывает уже приличный запас кадров в секунду.

Что касается Battlefield 4, то в нем новенький «Титан» отыгрывает очень прилично. Карта демонстрирует играбельный FPS во всех трех режимах.

«Биошоком» новинку не напугать. Игра для этой видеокарты, что слону — дробина. А вот Crysis 3, вечно графически молодая, прилично нагружает новоиспеченный GM200. Так, в 4K-разрешении уровень FPS оказывается стабильно ниже комфортного показателя в 30 кадров в секунду. В Full HD и WQHD — полет нормальный. Только в первом случае я пару раз «словил» фризы.

Самые странные результаты были продемонстрированы в Metro: LL. Так, GeForce GTX TITAN X оказалась всего на несколько FPS быстрее GeForce GTX 980. В 4K — не играбельно.

В то же время в Middle-earth — Shadow of Mordor во всех режимах можно наблюдать играбельный уровень FPS.

Из всех игр GRID 2 демонстрирует, пожалуй, самую высокую лояльность к GeForce GTX TITAN X. Даже в 4K-разрешении минимальный FPS не опускался ниже показателя в 57 кадров в секунду.

Far Cry 4 в Ultra HD лично я признал бы условно играбельным. Убрать сглаживание — и появятся заветные 30 FPS. В остальных режимах наблюдаются очень аппетитные цифры.

В таких играх, как Thief и Tomb Raider, в 4K тоже относительно все хорошо. По крайне мере, в сравнении с другими одночиповыми видеокартами.

Подведу итоги:

  • Гейминг в Full HD — отлично. На сегодняшний момент нет игр, которые бы не запустились даже при максимальных настройках качества графики. Уже сейчас очевидно, что GeForce GTX TITAN X — это самая быстрая одночиповая видеокарта современности. Пока самая быстрая.
  • Гейминг в WQHD — отлично. И в этом разрешении GeForce GTX TITAN X имеет комфортный уровень быстродействия во всех играх.
  • Гейминг в Ultra HD — хорошо. Этот одночип продемонстрировал лучшие результаты в данном разрешении. В большинстве рассмотренных игровых приложений GeForce GTX TITAN X показал либо полностью комфортный уровень FPS, либо условно комфортное количество кадров в секунду при заданных нами настройках качества графики.

Загрузка видеопамяти в играх

С момента выхода консолей последнего поколения стали популярными предсказания о том, что в скором времени (для графики уровня некстген) видеопамять в размере 8 Гбайт станет стандартом де-факто для современных 3D-карт. Напомню, и в Xbox One, и в PlayStation 4 используется именно такой объем «мозгов», предназначенный для APU Jaguar. В принципе, эти ожидания оправдываются. Накладывает свой очень серьезный отпечаток и популяризация 4K-разрешения. Уже сейчас мы можем наблюдать картину, когда даже 4 Гбайт видеопамяти может быть недостаточно. Дабы не быть голословным, давайте рассмотрим следующий график.

Загрузка видеопамяти NVIDIA GeForce GTX TITAN X в играх

Я взял пять игровых приложений, которые в 4K продемонстрировали низкое (читай — ниже 30 средних FPS) количество кадров в секунду, и замерил, сколько они потребляют видеопамяти. Результаты оказались ожидаемыми, но не слишком приятными для владельцев таких видеокарт, как GeForce GTX 970/980 и Radeon R9 290/290X.

Так, даже в WQHD-разрешении Assassin’s Creed: Unity при не самых высоких настройках качества графики требует от видеокарты почти 4 Гбайт видеопамяти. В 4K-разрешении этот параметр достигает ни много ни мало 5590 Мбайт. Следовательно, в этих режимах производительность топовых адаптеров с 4 Гбайт GDDR5 может упереться в банальную нехватку этой самой памяти.

Crysis 3 в 4K-разрешении тоже переступил за планку в 4 Гбайт. А вот остальные игры потребляют заметно меньше видеопамяти. Даже в 4K. Следовательно, в этих приложениях уровень FPS упирается именно параметр быстродействия графического процессора GM200.

В то же время нет ничего хорошего в том, что в ближайшем будущем будет появляться все больше игр с тяжелыми текстурами и постобработкой.

Сравнительное тестирование

Перейдем к сравнительному тестированию видеокарт. Мы уже выяснили, что GM200 в полтора раза «мускулистее» GM204, который используется в GeForce GTX 980. «Девятьсот восьмидесятая», в свою очередь, несколько быстрее Radeon R9 290X и GeForce GTX 780 Ti. Так что остается только узнать, насколько реально GeForce GTX TITAN X шустрее своих аналогов/конкурентов.

Легкие режимы в 3DMark не способны сильно загрузить GeForce GTX TITAN X. Тут сказывается и мой выбор центрального процессора. Таковы реалии синтетического тестирования. Например, испытуемая видеокарта в 3DMark 11 в режиме Performance оказалась быстрее ASUS GeForce GTX 980 MATRIX PLATINUM всего на 13,6%. А в режиме Extreme уже на 22%. В 3DMark Fire Strike наблюдается та же тенденция: 11,3% в режиме Performance и 21% в режиме Extreme. Как видите, финские бенчмарки не продемонстрировали теоретического 50-процентного превосходства GM200 над GM204. Правда, ASUS GeForce GTX 980 MATRIX PLATINUM относится к одним из самых быстрых «девятьсот восьмидесятых» современности, ибо ее чип разогнан на 115 МГц.

Бенчмарк Heaven знаменателен тем, что обладает очень низкой процессорозависимостью. В тяжелых режимах так тем более. Давайте посчитаем, насколько GeForce GTX TITAN X быстрее ASUS GeForce GTX 980 MATRIX PLATINUM и референсной версии GeForce GTX 980:

  • В Full HD на 29,4% и 35% соответственно;
  • В WQHD на 32,6% и 38% соответственно;
  • В Ultra HD на 34,7% и 39,5% соответственно.

Как видите, мы опять не получили теоретических 50% прироста. Однако разница в 30%-40% лично меня очень впечатляет.

Очень интересные результаты получились при тестировании GeForce GTX TITAN X в Assassin’s Creed: Unity. Так, в Full HD разрешении героиня сегодняшней экзекуции отстала от SLI-дуэта GeForce GTX 980 на 30,5%, а от триады «девятьсот восьмидесятых» на целых 67,7%. В WQHD — на 31% и 74,6% соответственно. А в 4K-разрешении — всего на 8% и 19,7% соответственно. Столько сильное и заметное сокращение отставания GeForce GTX TITAN X от SLI- и 3-Way SLI-массивов обусловлено тем, что производительность связок GeForce GTX 980 упирается именно в нехватку видеопамяти. А у GM200 «мозгов» в расположении хоть отбавляй!

В Остальных играх наблюдается схожая ситуация, а именно GeForce GTX TITAN X опережает одночиповые GeForce GTX 980 и Radeon R9 290X на 30-40% и уступает массивам видеокарт, а также двухчиповому «монстру» в лице Radeon R9 295X2.

Исключением из правил почему-то стала популярная пост апокалиптическая игра Metro: LL. Здесь преимущество GeForce GTX TITAN X над референсной GeForce GTX 980 составило всего 14,4% в Full HD, 17,6% в WQHD и 27% в Ultra HD.

Вычисления

А теперь давайте посмотрим на производительность GeForce GTX TITAN X в неигровых приложениях.

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX TITAN X в SPECviewperf 12

В CompuBench 1.5.6 наблюдается схожая тенденция. Посудите сами:

  • В тесте Video Composition видеокарта GeForce GTX TITAN X быстрее GeForce GTX 980 на 16,4%.
  • В тесте Ocean Surface Simulation видеокарта GeForce GTX TITAN X быстрее GeForce GTX 980 на 48,6%.
  • В тесте Face Detection видеокарта GeForce GTX TITAN X быстрее GeForce GTX 980 на 40%.
  • В тесте Particle Simulation видеокарта GeForce GTX TITAN X быстрее GeForce GTX 980 на 10,9%.
  • В тесте Bitcoin Mining видеокарта GeForce GTX TITAN X быстрее GeForce GTX 980 на 35,3%.

Как видите, в некоторых паттернах разница в производительности между видеокартами близка к теоретическим 50%.

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX TITAN X в CINEBENCH R15

В CINEBENCH R15 кастомная версия GeForce GTX 980 оказалась быстрее GeForce GTX TITAN X.

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX TITAN X в LuxMark

А вот в LuxMark тестируемая видеокарта быстрее GeForce GTX 980 на 26,6%.

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX TITAN X в SiSoftware Sandra 2014

Наконец, в SiSoftware Sandra 2014 и GeForce GTX 980, и GeForce GTX TITAN X демонстрируют приблизительно одинаковые результаты.

Эффективность охлаждения, потребление энергии и разгон

Мы уже выяснили, что заявленный уровень TDP процессора составляет 250 Вт. Точно такой же параметр был у GK110, который используется в видеокартах GeForce GTX 780 Ti и GeForce GTX TITAN BLACK. С учетом того, что во всех трех адаптерах применена одна и та же система охлаждения, то мы вправе ожидать достаточно похожие результаты. Вот и по потреблению электроэнергии стенд с GeForce GTX TITAN X на борту набрал практически столько же, сколько и GeForce GTX 780 Ti.

Потребление энергии NVIDIA GeForce GTX TITAN X (тестовый стенд)

С охлаждением тоже все ясно. ШИМ видеокарты в номинальном режиме позволяет прогреться чипу до определенной температуры — до 83 градусов Цельсия. До такой отметки GeForce GTX TITAN X доходит очень быстро. Затем турбина начинает наращивать обороты. Если в режиме бездействия (читай — в 2D) вентилятор вращается с частотой ~1000 об/мин, то при полной загрузке он раскручивается до ~2100 об/мин.

В MSI After Burner есть возможность выставить еще один режим. В нем турбина будет работать со значительно меньшими скоростями, но при этом чип прогреется до 90 градусов Цельсия. NVIDIA не рекомендует, чтобы GM200 нагревался свыше 91 градуса Цельсия.

Мониторинг показателей NVIDIA GeForce GTX TITAN X

ШИМ референсной GeForce GTX 780 Ti тоже заставляет работать систему охлаждения так, чтобы максимальная температура GPU не превышала 83 градуса Цельсия. Только вот для этого турбина «семьсот восьмидесятой» раскручивается уже до приличных 2700 об/мин. А потому и шумит кеплеровский флагман значительно сильнее. У GeForce GTX TITAN X, как мы уже выяснили, кулер работает на меньших оборотах, а потому и шумит меньше. Хотя продемонстрированный результат язык не поворачивается назвать хорошим (все-таки 43 дБ на расстоянии одного метра достаточно сильно ощущаются), все равно видна работа по оптимизации работы эталонной системы охлаждения. Если NVIDIA действительно снимет для ее партнеров запрет на кастомизацию GeForce GTX TITAN X, то те очень быстро предложат более тихие, но менее горячие решения. В этом сомневаться не приходится.

Уровень шума и максимальная температура GPU NVIDIA GeForce GTX TITAN X

Подсистема питания у GeForce GTX TITAN X достаточно простенькая. Греться там особо нечему. Поэтому неудивительно, что самым горячим элементом видеокарты с оборотной стороны стали чипы памяти. Правда, подобные температуры опять же тяжело назвать какими-то необычными.

Нагрев NVIDIA GeForce GTX TITAN X

Ниже представлен видеоролик, наглядно демонстрирующий процесс нагрева видеокарты.

Что ж, архитектура Maxwell доказала, что решения на ее основе неплохо поддаются оверклокингу. Особенно хорошо в этом плане проявляют себя 200-баксовые версии GeForce GTX 960. Оно и понятно: чем проще чип, тем легче он гонится. Но как обстоят дела с 250-ваттным «камнем»?

Без каких-либо модификаций устройства, а также безудержных забав с изменением напряжений, просто увеличив в MSI Afterburner параметр Power Limit до 110%, мне удалось добиться стабильных +229 МГц по чипу и +192 МГц — по памяти. Хороший результат для референса.

Разгон NVIDIA GeForce GTX TITAN X

Так, подобное увеличение скорости работы основных компонентов устройства привело к тому, что в 3DMark Fire Strike в экстремальном режиме число «попугаев» увеличилось ни много ни мало на 14%.

 3DMark Fire Strike
NVIDIA GeForce GTX TITAN X6993/11453 балла
NVIDIA GeForce GTX TITAN X (1229/1945 МГц)7977/12159 баллов
Прирост14/6%

Выводы

Выбор редакции

Главный вывод: GeForce GTX TITAN X — это самая быстрая одночиповая игровая видеокарта современности. Быстродействия нового флагмана NVIDIA хватает настолько, чтобы беззаботно наслаждаться современными 3D-развлечениями в Full HD и WQHD при самых максимальных настройках графики. Правда, это умеет и GeForce GTX 980. «Постой, а как же 4K?» — вопросит читатель. Да, хоть я и назвал статью «Первая для Ultra HD», но в части современных игр при максимальных настройках качества графики GeForce GTX TITAN X демонстрирует лишь условно играбельный уровень FPS. Однако это лучший показатель среди одночиповых видеокарт. Поэтому лично для меня именно GeForce GTX TITAN X — это первая видеокарта, которая реально способна удовлетворить требование геймера, желающего покорять виртуальные просторы на столь высоком разрешении. Пусть в некоторых случаях и придется покопаться в настройках. А вот уже парочка таких «титанов» способна приструнить любой намечающийся некстген. Лишь бы драйверы и оптимизация не подвели. Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Именно 12 Гбайт видеопамяти предоставляет большой запас прочности для GeForce GTX TITAN X. Конечно, кто-то справедливо заметит, что такой объем избыточен. Однако тот же Assassin’s Creed Unity в 4K-разрешении не при самых-самых максимальных настройках качества графики уже «отъедает» у видеокарты 5-6 Гбайт видеопамяти. То есть почти половину. Именно поэтому (и мы убедились в этом наглядно) даже у сверхдорогих связок из нескольких 3D-ускорителей может возникнуть бутылочное горлышко в виде 4 Гбайт GDDR5. Так что для гейминга в Ultra HD уже сейчас необходимо иметь некоторый запас.

Как всегда, референс от NVIDIA показал себя с хорошей стороны. Видеокарта обладает достойным разгонным потенциалом. Кулер на базе испарительной камеры достаточно эффективно охлаждает 250-ваттный чип. Работает шумновато, но вполне терпимо.

Конечно, выпусти NVIDIA эту видеокарту в сентябре прошлого года (да не за ~1000 баксов — прим. автора), то вау-эффект получился бы, на мой взгляд, более сильным. Однако нам ли удивляться отработанной годами схеме NVIDIA? Цена — это самый сильный ограничивающий фактор для покупки GeForce GTX TITAN X. В нашей стране, переживающей очередной экономический кризис, — так тем более.

Напоследок лишь отмечу, что «зеленые» достаточно высоко задрали планку производительности, до которой будущему флагману AMD (Radeon R9 390X?) придется как минимум дотянуться, чтобы восстановить status quo. Либо сделать что-то приближенное по производительности, но заметно более бюджетное. Согласитесь, за этим будет очень интересно проследить.

Видеокарта NVIDIA GeForce GTX TITAN X получает награду «Выбор редакции».

NVIDIA GeForce GTX TITAN X
Плюсы:Минусы:
Очень высокая производительность;Высокая стоимость.
Хороший разгонный потенциал;
Эффективное охлаждение.
Хороший разгонный потенциал;
Эффективное охлаждение.