Наука и технологии

Круглый стол по облачным вычислениям в России. Окончание

Cloud computing, они же - облачные вычисления. Что это - модная штучка, или реально что-то полезное? Или и то, и другое вместе? Может ли работать эта модель у нас, или это непригодное для России изобретение? Завершаем беседу с экспертами из Сisco, Билайна и Софтлайна.

Круглый стол по облачным вычислениям в России. Начало.

Круглый стол по облачным вычислениям в России. Продолжение.

Беседовали:

OK: Олег Коверзнев, Cisco Systems, менеджер по развитию бизнеса. Отвечает за направление ЦОД и виртуализации в комании Cisco.

Коверзнев

РЛ: Роман Лукьяненко, руководитель департамента эксплуатации сетей ШПД, группа компаний «ВымпелКом».

Лукьяненко

АС: Антон Салов, компания Софтлайн, руководитель департамента корпоративных интернет-решений и руководитель проекта SoftCloud.

Салов

F: Еще одна штука, на которую смотрят пользователи, и почему, собственно, SaaS больше популярен пока у малого и среднего бизнеса — это безопасность. Это privacy, это конфиденциальность. Это то, почему крупный бизнес относится к SaaS и Cloud в целом с большим опасением. И пока, я бы сказал, эти опасения в полной мере никто не развеял, насколько я понимаю. Как бороться с этим?

АС: Элементарно. Вот сегодня я, например, встречался с одним из известных вендоров, который, в том числе, принимал участие и в нашей конференции. И сейчас мы с ними пришли к партнерским соглашениям о том, чтобы предоставлять их сервис. Они как раз занимаются безопасностью. И они спросили у меня: «Что нам нужно для того, чтобы успешно продаваться?» Я им сказал, что если вы хотите успешно конкурировать с другими брендами, для этого вам нужно, помимо всего прочего, обязательно включить в договор соглашение о конфиденциальности. И с определенной гарантией. У нас есть проблемы с разными крупными западными вендорами, которые не могут предоставить такого соглашения. И из-за этого срываются контракты на полторы-две тысячи аккаунтов. Это действительно проблема.

И тут, конечно, играет роль доверие к бренду. Доверие к бренду производителя услуг, и, конечно же, доверие к бренду провайдера услуг. Именно поэтому, как я уже говорил, мы своим брендом, брендом компании Софтлайн, гарантируем. С другой стороны, у нас есть бренды наших вендоров. И среди них, действительно, наибольшей популярностью пользуются известные бренды — Google, Microsoft - потому что им тоже доверяют.

F: Насчет Microsoft. Вспоминается не так давно прогремевшая в узких кругах история с Danger. Немецкий оператор T-Mobile, у которого есть устройства Sidekick - смартфоны, которые все, что в них есть (контакты, ежедневники, фотографии, и так далее) хранили в облаке. За это отвечало подразделение Danger компании Microsoft. И, соответственно, в один прекрасный момент они что-то там делали со своими серверами, и у них накрылись и сами серверы, и бэкап. Одновременно. Это к вопросу о доверии к компании Microsoft.

17

Источник изображения

У нас в России не так давно, может даже в чуть более широких кругах, прогремела история с Оверсан-Меркурий. Когда тоже, в общем-то, все клиенты, которые хостились в дата-центре, в один прекрасный момент, из-за разборок между компаниями, в результате оказались без своих серверов.

АС: Там, все-таки, вопрос был в Макхосте…

F: Ну да, Макхост и Оверсан. Из-за их разборок клиенты Макхоста остались без своих серверов. То есть, вот такие истории — они доверия к облаку не прибавляют.

АС: Скажем так. В результате всего, на самом деле, проблемы большой не случилось. Потому что — да, конечно, за какое-то время у клиентов появились несколько седых волос, но все благополучно мигрировали в Оверсан-Скалакси. Именно в их систему. И многие действительно мигрировали именно туда.

F: Благодаря доброй воле Оверсана. Могло бы кончиться гораздо хуже.

АС: Ну, давайте оставим их взаимоотношения в стороне. Есть другие примеры, которые произошли совсем недавно, и были менее заметны, и более интеллигентны.

F: Просто, в обоих случаях, фактически, все оставалось на усмотрение оператора. Что Microsoft, которая, в общем-то, не несла никакой ответственности (она потом сказала, что, а вот, мол, давайте мы клиентам оплатим месяц пользования услугой, чтобы они не сильно обижались), тут Оверсан что-то решил — мол, а давайте мы людям доступ к их данным дадим. Но, на самом деле, ни в одном из этих случаев оператор не нес какой-то жесткой, реальной ответственности.

Помнится, когда только объявлялся проект SoftCloud, вас сильно доставали журналисты с вопросами про ответственность, сравнивая с банками, с их ответственностью за услуги. Если, допустим, я пользуюсь бизнес-почтой, а у меня на три дня она отвалилась. Какую ответственность несет оператор? Если мой админ, допустим, этим занимается, на наших собственных мощностях, то я могу «закопать» админа.

18

Источник изображения

АС: Вы его уволите — это максимум, что произойдет.

F: Админу будет, по крайней мере, неприятно. А если я пользуюсь услугами SoftCloud, и у меня бизнес-почта упала? С админом-то я получу хотя бы моральное удовлетворение.

АС: А тут вы получаете финансовые гарантии. В договоре SLA прописывается: что в случае, если не доступна услуга сверх определенного уровня, то идет возмещение и определенные гарантии.

РЛ: Возмещение — возмещением, но здесь появляется вопрос о резервировании и в связи с ним — вопрос о доверии поставщику услуги. Если ты имеешь собственные емкости и отвечаешь за них, то сам решаешь, как организовать резервирование. Если речь идет об интернете, то можно подключиться к двум провайдерам и таким образом зарезервировать подключение. Когда ты покупаешь SaaS-услугу, то остается только молиться, чтобы она работала. Ты ничего сам себе гарантировать не можешь: не можешь купить у другого SaaS-провайдера, не можешь отвечать за ее дублирование.

АС: Почему же? Если мы говорим о почте, то принцип «не клади все яйца в одну корзину» на Западе уже проработан давным-давно. Есть так называемые средства бэкап-архивации, когда вся почта, прежде чем попасть, предположим, на наш сервер, проходит через еще один SaaS-сервис, где создается независимый бэкап всей почты. Который доступен вам всегда, в любой момент, и который с нами никак не связан.

АС: А на Западе очень распространена эта услуга. Там пришли несколько от другого к этому. Там пришли к этому с той точки зрения, что есть, допустим, ваш собственный сервер почтовый. Он упал. Админ не делал бэкапа. Или, допустим, кто-то из пользователей сделал диверсию, потер. Что делать руководителю компании, если там хранилась важная для бизнеса информация? Он ничего не сможет сделать. А прогнав почту через релей, где она осядет, и заплатив за это деньги, можно быть в полной уверенности. Причем доступ давать не всем — его может иметь только генеральный директор и IT-директор.

F: Бэкап — это частный случай. А если, допустим, почта упала, а у меня менеджеры на ней сидят. Они торгуют через эту почту…

РЛ: Да. А CRM?

F: Да. А вот CRM, допустим, у меня упал, в разгар рабочей недели…

АС: А что, почта не может упасть у вас в офисе? Точно так же она упадет, и с гораздо более серьезными последствиями. Потому что на стороне SaaS-провайдера квалифицированные админы. Их большое количество, они сидят, и обслуживают эту систему.

19

Источник изображения

Мы, например, при создании своего облака, вложились в совершенно брендовое железо. А на чем держат почту компании обычно? Я сам бывший админ, лет десять назад был админом в компании малого/среднего бизнеса. На чем я держал? У меня было два варианта. Когда компания была совсем маленькая, я держал на хостинге, который предоставлял нам провайдер для хостинга сайта. У моих коллег из соседней компании был сервер Exchange на обычном домашнем компьютере, собранном на дешевом тайваньском железе. Это гораздо более опасно для бизнеса, нежели почта, которую хостит компания Google или любая другая компания, в том числе — и мы.

РЛ: Если мы говорим про SMB сектор, то они действительно берут домашний компьютер, ставят на него систему, и ее же и все данные дублируют на втором компьютере. Если один сломался, то просто подключается второй. И стоит это действительно копейки. Что получается в SaaS-сервисе? Мы платим вдвойне?

АС: Нет, почему? Тут, опять же, идет модель облака. На одном сервере крутится не почта одной компании, а крутится почта многих компаний, с помощью виртуализации. (Там, правда, не один сервер, а целое облако — стойки, многократное резервирование всего, мгновенная миграция виртуальных машин, и так далее). А если залило сервер в одной компании, то сервер соседний стоит, скорее всего, в той же комнате, и его тоже залило.

И тут очень интересна специфика России. Потому что наши западные партнеры, на которых мы, во многом, ориентируемся, очень любят приводить пример. Вот, мы, сейчас вам покажем выгоду SaaS перед проприетарным ПО. Например, берем бизнес-почту. Берем компанию малого бизнеса. Например, 10-20 пользователей. Они себе покупают Exchange, берут админа…

Я им говорю: «Стоп! В России компания в 10-20 пользователей не будет себе Exchange покупать. Она его либо украдет, либо возьмет почту у провайдера. Все! Эта модель здесь не работает». Все же, мы надеемся, что рынок постепенно становится цивилизованным…

F: Примерно то, о чем Олег говорил. Что у России своя специфика...

Интервью руководителя департамента эксплуатации сетей ШПД компании «Вымпелком» Романа Лукьяненко

АС: Ну вот мы надеемся, что в России средний и малый бизнес попросту перепрыгнет стадию брожения о том, что надо уйти в Линукс, или там борьбы за проприетарное ПО. Наше видение такое, что если малый и средний бизнес будет цивилизованным, к чему прикладываются усилия, то они просто будут покупать весь основной софт именно как услугу. А крупный энтерпрайз будет покупать антиспам, антивирус почты, который попросту нет смысла держать внутри компании. Именно с этого начинаются все энтерпрайз-решения. Например, спросите у Олега, какой направленности они приобрели компанию?

F: Именно это я и собирался сделать.

ОК: Здесь имеется в виду, наверное, компания ScanSafe, которая обеспечивает безопасность облачных сервисов. Фактически, это отдельный SaaS, нацеленный именно на безопасность. Неважно, каким образом клиент получает какой-то контент на какое-то устройство — есть сервис, который позволяет этот трафик очистить, и очистка этого трафика осуществляется через облако, в классическом варианте. Где-то в облаке находится ПО, программно-аппаратный комплекс, который обеспечивает этот сервис

20

20

Источник изображения

F: Интересная вещь — SaaS, который предоставляет услуги для других SaaS…

ОК: Да, в том числе так.

F: В последнее время вообще, я смотрю, это становится все более популярным. IBM недели две назад купила компанию Cast Iron Systems, которая, фактически, является системным интегратором для SaaS-сервисов. То есть, у меня есть, допустим, от одного SaaS-провайдера CRM, от другого — HR, в моей корпоративной локалке крутится моя бухгалтерия, и вот Cast Iron занимается тем, что предоставляет решения, способные интегрировать данные от различных SaaS-сервисов и корпоративной энтерпрайз-сети, позволяет налаживать взаимодействие между всеми этими вещами.

То есть, у нас в России получается достаточно интересный момент, когда мы тоже можем перепрыгнуть весь этот этап. У нас еще сами SaaS-решения не внедряются, а мы уже можем воспринять идею их интеграции.

АС: Это и хорошо.

ОК: Это то, о чем сегодня не говорили. Есть инфраструктурное облако, есть SaaS, а есть платформы, как сервис. Тот же Salesforce — есть Salesforce.com, а есть Force.com, на платформе которого функционируют десятки тысяч разных приложений, и, в том числе, обеспечиваются различные коннекторы между всеми приложениями. Количество бизнесов, которые можно накрутить вокруг всего этого, достаточно велико.

F: Кстати, еще одна интересная вещь — то, что, могут, фактически, появляться новые бизнесы, которые даже не являются SaaS-сервисами, а предоставляют для них данные. Допустим, в какой-то мере можно назвать SaaS-решениями телепрограммы на тех же Яндексе и Мейле. Можно зайти туда, посмотреть, пощелкать… И есть некое ЗАО «Сервис-ТВ», которое является эксклюзивным поставщиком этих самых данных — кто, когда, что показывает. Именно у них покупают информацию для своих сервисов и Яндекс, и Мейл, и, наверное, многие другие. И на основе этой информации, оборачивая ее в интерфейс, строят свои SaaS-сервисы.

Фактически, получается, что, по мере развития SaaS-рынка, можно будет зарабатывать… Если я создаю стартап, то, может быть, мне даже будет интереснее задуматься не над тем, какое SaaS-решение создать самому, а над тем, какие данные могу создавать я сам, которыми дальше уже могут пользоваться эти самые производители SaaS-решений.

АС: Тоже хорошо. Data as a service, Content as a service. На самом деле, это существует. Точно так же, как мне не понятно до сих пор существование системы антиспама, системы очистки почты внутри компании, мне непонятно — почему до сих пор бизнес-модель компании Консультант+ не ушла в SaaS. Почему нужны эти мальчики с дисками, которые приходят, обновляют, бегают, бегают, бегают… Все то же самое можно поставить на сервере, и предоставлять доступ к этим данным за деньги по времени.

F: Подведем итоги. Фактически, Cloud в России — это попытка заставить работать достаточно известные и очевидные вещи, идеи.

АС: Да.

F: Ну что ж, будем надеяться, что в обозримом будущем это наконец удастся. Спасибо всем за участие в разговоре, всего наилучшего.