Наука и технологии

Новости компаний и рынка IT с 24 по 30 марта.

На что Oracle потратит прибыль? ∙ Приобретение Red Hat Software: «за» и «против» ∙ IBM продолжает изучать бизнес Sun. Дойдёт ли дело до покупки? ∙ Увольнения персонала продолжаются. Очередь за Google. ∙ Индийские программисты без работы не останутся ∙ В полупроводниковой индустрии – никаких перемен к лучшему ∙ Intel переоценила опционы ∙ NVIDIA отвечает ударом на удар ∙ Миллиарды долларов прибыли конкурентов сподвигли Huawei к решительным действиям ∙ Рынок связи США уступил китайскому натиску ∙ Nokia вкладывает средства в мобильные платежи ∙ «За нами следят!» - в Великобритании выступают против Google Street View ∙ Китайцы больше не увидят YouTube

На прошлой неделе Oracle объявила о результатах весьма успешного финансового квартала. Напомню – прибыль 1.33 миллиарда, что на несколько процентов выше, чем в том же квартале годом ранее. На радостях, часть заработанного можно было бы потратить и на покупки. Тем более, что, если взять статистику за три последних года, то в среднем компания приобретала кого-нибудь почти ежемесячно. Дабы не менять тенденцию, пришлось Oracle, несмотря на кризис, слегка напрячься.

На минувшей неделе компания объявила о покупке за неразглашаемую сумму Relsys – компании с 22-летней историей, производящей софт для оценки безопасности и управления рисками, который применяется в фармацевтической индустрии. В клиентах – 21 компания из 50 крупнейших в этой отрасли. Сделка вполне в духе многих последних приобретений Oracle – приобретена компания, обслуживающая специфическую индустрию – и еще одна добавка в общий софтовый портфель фирмы, и хорошее пополнение в Health Sciences Global Business Unit в Oracle. Юбилейная, пятидесятая покупка Oracle с 2005 года.

Возможны, впрочем, и более крупные сделки. Намного более крупные. Прошел слух, что в Oracle заинтересованы в приобретении Red Hat Software – одного из крупнейших игроков на рынке Linux. Конечно, цель приятная, что и говорить; но, тем не менее, вряд ли Oracle на это пойдет, по крайней мере, сейчас.

[

1

Источник изображения](http://www.redbridge.se/catalog/images/Red%20Hat%20AS%203.gif)

За эту сделку: Oracle двинулся на рынок Linux еще шесть лет назад, но за это время серьезных успехов так и не последовало, причем, проблема явно не в рынке. Oracle предпочитает входить на новые рынки путем приобретения крупных, уже сложившихся игроков. Примеров хватает – так компания зашла на рынок HR-софта с покупкой Peoplesoft (10.3 миллиарда долларов), CRM – с приобретением Siebel (5.85 миллиардов), business intellgence – Hyperion (3.3 миллиарда), и так далее. Приобретение Red Hat (порядка 3.5-4 миллиарда долларов) хорошо уложилось бы в этот шаблон.

Если бы Red Hat выбирала, "кому продаться", то Oracle, как софтовая компания, выглядела бы куда лучше в роли покупателя, чем "железячники" (вроде IBM, HP, Cisco, и прочих), поскольку в таком случае никто на рынке производителей серверов не будет обижен, и по-прежнему можно будет работать со всеми сразу. Еще один момент – Эллисон недавно открытым текстом заявил о своем желании совершать крупные покупки сейчас, когда все подешевело.

Против этой сделки: Oracle до сих пор не покупала компании, находящиеся в фазе быстрого роста, а Red Hat все еще в ней находится. (На неделе объявлены финансовые результаты – продажи в 2008 году, составив 652 миллиона долларов, были на 25 процентов выше, чем в 2007). Хотя, возможно, общее падение спроса затормозит и рост рынка open source.

Еще один момент – недавняя выплата Oracle дивидендов (впервые в истории компании!) не очень вяжется с подготовкой к крупной сделке. Даже совсем не вяжется. (Хотя, конечно, кэша и так хватает – 11.3 миллиарда. Плюс, Oracle, возможно, может рассчитаться и акциями, а дивиденды пришлось выплатить, чтобы Эллисон смог приобрести новую яхту для очередных гонок – ему причитается 230 миллионов долларов, исходя из количества акций Oracle, которыми он владеет). Вдобавок, при 11.3 миллиардах кэша, компания имеет и 11.2 миллиарда долгов.

Еще один неясный момент с покупкой Red Hat – это вопрос, что же именно происходит между IBM и Sun. Если IBM все же покупает Sun с ее Open Solaris – это одно. Если нет, и IBM остается одним из крупнейших сторонников Red Hat, то это для Oracle означает совсем другой вариант, так что им стоит немного подождать и посмотреть, чем дело кончится между теми двумя.

А с "теми двумя" все непонятно. После первоначальных слухов о том, что IBM оценивает бизнес Sun на предмет покупки, воцарилась полная тишина, которая изрядно нервирует рынок. Уже пошли размышления на тему того, что и озвученная цена за Sun-де великовата, и антимонопольное ведомство вряд ли разрешит слияние игроков №1 и №2 на рынке UNIX серверов…

Под конец недели источники, знакомые с ходом дела, заявили, что Sun – компания немаленькая, процесс ознакомления с ее состоянием не может занять один день, так что успокойтесь, мол, и занимайтесь своими делами. Возможно, какая-то официальная информация по этой сделке поступит уже на этой неделе.

А вот по Satyam – вряд ли. На минувшей неделе появились было слухи о том, что IBM находится в списке претендентов на покупку оскандалившейся индийской компании, но они были достаточно быстро опровергнуты, хоть и неофициально. Действительно, зачем покупать проблемную фирму – проще самим нанять дешевых индусов.

[

2

Источник изображения](http://www.honestfilms.net/wp-content/uploads/2007/11/26manholexlarge1.jpg)

По форумам сотрудников IBM несутся проклятия в адрес жадного руководства и недорогих работников стран BRIC: на неделе было объявлено о том, что, помимо 4 с лишним тысяч сокращенных мест в других подразделениях, в глобальном сервисном направлении будет сокращено еще порядка 5 тысяч человек. И не просто "сокращено", а за счет перевода их работы в Индию.

А что делать? И так (за счет падения большинства валют против доллара) прибыли американских компаний падают, а издержки растут. Приходится что-то делать, чтобы не последовать примеру, скажем, Nortel. Соответственно, действия IBM находятся полностью в русле общей тенденции. Ее сетевой партнер, Juniper, заявив о том, что результаты первого квартала будут хуже, чем ожидалось (по понятным причинам), тем не менее, чувствует себя достаточно неплохо: сказывается вовремя предпринятое урезание расходов, включая R&D и расходы на персонал. Ну и падение всего на 6 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года по нынешним временам выглядит не так уж и плохо.

А вот крупнейший в мире тестер полупроводниковых устройств, Agilent Technologies, свое основное подразделение переформатирует просто кардинально. Объявлено о смене главы Electronic Measurement Group, а также о сокращении до 14 процентов персонала — около 2 700 человек. А что делать — уровень падения продаж в бизнесе компании по тестированию плат и чипов, как ожидается, в этом году снизится аж на 50 процентов по сравнению с предыдущим; это, кстати, на примере на клиентов Agilent хорошо характеризует влияние кризиса на полупроводниковую индустрию в целом. Хуже того, комментируя свои действия, руководство компании объясняет их тем, что в обозримом будущем (2011-2013 годы) улучшения ситуации не предвидится.

Еще один забавный момент, связанный с текущей ситуацией – это опционы, право на покупку акций в будущем. Принятый в крупных компаниях метод вознаграждения сотрудников, порой не менее важный, чем зарплата. Возьмем главу Intel – Пола Отеллини. В 2008 году он, с зарплатой в 1 миллион долларов в год, реально получил 12.7 миллионов. К зарплате добавились бонусы за достижение компанией различных целей (падение прибыли по сравнению с 2007 годом на 24 процента сюда относится?) – 3.9 миллиона, и 7.2 миллиона долларов пришлись как раз на акции и опционы.

[

3

Источник изображения](http://download.intel.com/pressroom/kits/events/60th_anniversary/Penryn_Chip_Otellini_Transistors_001.jpg)

Но рынок акций рухнул, со всеми вытекающими следствиями. И тот же Intel на неделе заявил о новой программе вознаграждения сотрудников. Во-первых, денежная порция вознаграждений руководства будет заморожена в связи с кризисом. Во-вторых, все сотрудники, имеющие опционы с ценой исполнения (от $13.59 до $72.88!) выше, чем текущий курс акций ($15.52), смогут обменять их на меньшее количество новых, с меньшей ценой исполнения. А то ведь, по оценкам самого Intel, бесполезными в новой экономической ситуации оказались до 99% выданных ранее опционов, имеющихся у 87 процентов сотрудников компании. К слову, замораживание бонусов руководству выдачи опционов не коснется, но и обменять старые опционы на новые они не смогут.

Неизвестно, какова ситуация с опционами у NVIDIA, зато известно, что на минувшей неделе она подала в суд иск против Intel. Обвиняет в нарушении контракта и просит прекратить лицензию Intel на ее патенты. Иск, безусловно, является ответом на февральский иск Intel к NVIDIA, запрещающий той производить чипсеты для Nehalem. В общем, можно констатировать, что кросс-лицензионное соглашение 2004 года окончательно себя исчерпало. Что-то Intel разошелся – вспомним недавний иск к AMD.

У телекомщиков вопросы решаются как-то более мирно и рационально. К примеру, China Unicom выбрал продукцию Alcatel Lucent для построения своей 3G W-DCMA сети в 14 провинциях Китая («стратегический прорыв», как это справедливо характеризует сам AL). Alcatel Lucent в итоге получит миллиарды и миллиарды долларов. Так Huawei немедленно пошел в контратаку, в свою очередь также перенеся боевые действия на территорию противника. На неделе T-Mobile начала продавать 3G модемы производства Huawei, что, учитывая размеры первой, тоже можно считать хорошим прорывом – в том числе, и прорывом на американский рынок в принципе.

Вдобавок, стало известно о том, что Huawei будет поставлять оборудование сразу двум операторам в США. Одному – для построения мобильной телефонной сети, а второму – для WiMax. Крайне важное достижение, учитывая, как трудно было пробиться китайцам на рынок связи США – стратегическую отрасль. Если помните, то им так и не дали купить ни 3Com, ни Nortel.

Кстати, что касается мобильных телефонов, а точнее – их производителей, интересную цифру приводит iSupply. Недавний отказ Nokia использовать субподрядчиков при производстве своих телефонов приведет к тому, что компании, занимающиеся OEM производством электроники (Foxconn, Elcoteq, BYD, Jabil Circuit), недополучат более чем 5 миллиардов долларов выручки. "Извините, ребята, но деньги нам самим пригодятся", – могли бы сказать в Nokia – "например, на упрочнение позиций в области мобильной коммерции". На неделе стало известно, что Nokia вложила 70 миллионов долларов венчурных инвестиций (вместе с другими инвесторами) в компанию Obopay, занимающуюся мобильными платежами в США и Индии.

Могли бы и в Google вложить – тем тоже деньги нужны. Вслед за первым январским сокращением постоянных сотрудников (была уволена сотня человек из рекрутерского отдела – логично) на неделе было объявлено о новых увольнениях. На сей раз выгонят уже две сотни человек, из глобальных продаж и маркетинга, по причине, как сказано, «неконтролируемого роста» персонала, существования в компании организаций, обладающих перекрывающимися функциями, и вообще – переинвестирования в некоторые направления. Сначала – сотня человек, теперь – две. Интересно будет посмотреть, сохранится ли прогрессия? В конце концов, в декабре в компании насчитывалось порядка 8 тысяч человек только в продажах и маркетинге.

Можно еще присмотреться к видео-направлению. Все равно YouTube в Китае заблокировали, как стало известно еще в начале минувшей недели. Наиболее очевидным предположением стало то, что туда просочилось какое-нибудь неправильное видео из Тибета. Китайское правительство, правда, утверждает, что ничего не знает не только ни о какой блокировке, но и вообще о Google, но кто ж ему поверит?

Интересно отметить, что одновременно был нанесен удар и с тыла: группа английских правозащитников подала прошение к правительству о запрещении Google Street View. Мол, в объективы камер могут случайно попасть люди, того не желающие. Например, на одном из снимков окажется мужчина с сигаретой, а его супруга, случайно натолкнувшись в Интернете на это фото, устроит ему скандал: «Ты же говорил мне, что не куришь?!».

[

4

Источник изображения](http://www.smh.com.au/ffximage/2007/11/23/googlecar1_wideweb__470x324,0.jpg)

Смех смехом, но вопросы с приватностью по поводу Street View возникают везде, где он только появляется. Что, впрочем, не помешало трафику Google Maps UK увеличиться на 41% на следующий день после того, как там появился Street View. Как справедливо заметил Эрик Шмидт, CEO Google, «людям нравится видеть, что происходит у них в округе».

Помимо этого, друзьям и семейству Шмидта нравится летать – судя по годовому отчету компании, в этом году Google оплатил чартеры для них на сумму в $106,201. В 2007 году эта цифра составила всего $4,000. Плюс, расходы по личной безопасности на сумму в $402,562. А так, как широко известно, Шмидт, как и Пейдж с Бринном, получают зарплату всего лишь один доллар в год. Действительно, и зачем им больше, при таком-то коммунизме?

>>  Обсудить на форуме  <<