Правда ли, что конкуренция заставляет людей обманывать: узнали учёные
Результаты этого исследования были опубликованы в Proceedings of the National Academy of SciencesКоманда австралийских учёных провела «проспективный метаанализ», чтобы понять, как конкуренция влияет на проявление человеком личностных качеств. Все исследования, которые изучались специалистами, были зарегистрированы до их проведения. Всего проанализировали эксперты 45 различных экспериментов, в ходе которых велось наблюдение за более чем 18 123 участниками.
Метаанализ в целом показал, что конкуренция действительно негативно влияет на мораль. Но это влияние очень мало. В частности, значение составляло всего 0,1 (d Коэна = -0,1). Выяснилось также, что в ходе соревнования с угадыванием чисел более нечестными становились только проигравшие (d = –0,34), а у победителей не было никаких изменений в поведении.
То есть конкуренция на честность и на мораль влияет в среднем не особо сильно. К такому выводу пришли специалисты.