Железный эксперимент: какой процессор нужен для NVIDIA GeForce GTX 1060 и AMD Radeon RX 480
Интерес к Radeon RX 480 и GeForce GTX 1060 понятен. Эти видеокарты не предлагают пользователю качественное увеличение быстродействия в играх (владельцы GeForce GTX 970/980 и Radeon R9 390/390X со мной согласятся), но все же новый техпроцесс и обновленные архитектуры позволили выпустить очень мощные решения за свою цену. Поэтому, повторюсь, при сборке компьютера с нуля или плановом апгрейде вопрос о процессорозависимости актуален как никогда. Что это за эффект и с чем его «едят» — расписано в нашей подробной статье. В этом «железном эксперименте» мы рассмотрим частный случай на примере референсных версий GeForce GTX 1060 и Radeon RX 480.
Radeon RX 480 Vs GeForce GTX 1060
Пока Radeon RX 480 и GeForce GTX 1060 — это единственные новинки, «интересы» которых пересекаются. Как показало тестирование, оба адаптера обладают более-менее схожим уровнем производительности. Да, в некоторых играх GeForce GTX 1060 заметно опережает Radeon RX 480. Например, в GTA V и Battlefield 4. Плюс «зеленая» карта выглядит предпочтительнее в софте под все еще популярный DirectX 11. В DirectX 12 и Vulkan, наоборот, ярче выступает «радик». Поэтому выбор между GeForce GTX 1060 и Radeon RX 480 — еще та головная боль. Лично мне нравятся оба ускорителя. За свою цену они отлично подходят для гейминга в разрешении Full HD. Планки быстродействия этих решений хватит на ближайшие два-три года точно.
Качество продукции определяет и то, как партнеры AMD и NVIDIA реализуют весь ее потенциал. К сожалению, «красные» капитально задержали выход нереференсных моделей Radeon RX 480. У NVIDIA с этим все в порядке. К осени обе компании, надеюсь, подравняются. Карт в продаже должно быть много. Хороших и разных. В качестве шпаргалки предлагаю следующую таблицу достоинств.
AMD Radeon RX 480 (обзор) | NVIDIA GeForce GTX 1060 (обзор) |
Лучше в DirectX 12 и API Vulkan; | Лучше в DirectX 11; |
Больше видеопамяти; | Меньше потребляет энергии, греется и шумит; |
Есть поддержка CrossFire (для тех, кто желает обхитрить систему). | Больше кастомных модификаций на старте продаж. |
Больше видеопамяти; | |
Есть поддержка CrossFire (для тех, кто желает обхитрить систему). |
Про процессорозависимость
Материал про выбор процессора для GeForce GTX 1070 и GeForce GTX 1080 вызвал большой ажиотаж. Даже несмотря на то, что вроде как кризис на дворе. Печально, что некоторые воспринимают рекомендации по подбору комплектующих в штыки. Я вроде никого не заставляю и не агитирую беспрекословно следовать им. Только потом почему-то в комментариях к очередному «Железному эксперименту» или «Компьютеру месяца» то и дело появляются пользователи, жалующиеся, что новая видеокарта куплена, а прироста не наблюдается.
Везде необходим баланс
Рассмотрим простой пример с Fallout 4. Если «запрячь» самый мощный игровой одночип в связке с откровенно бюджетным Core i3, то его производительность окажется на уровне тандема Core i5 и GeForce GTX 1060. Для справки: GeForce GTX 1080 вкупе с Core i7-4790K выдает средние 130-135 кадров в секунду. Да, в обоих случаях достигнут играбельный FPS, но если не видно разницы, то зачем платить больше? Пример искусственный, но приведен для наглядности. За потенциальных владельцев GeForce GTX 1080 я спокоен. Если есть 700 долларов на видеокарту, то найдется нужная сумма и на резвый центральный процессор.
Core i3 @3 ГГц + GeForce GTX 1080 ($700) | Full HD: 86,4 FPS |
Core i5 @3 ГГц + GeForce GTX 1060 ($300) | Full HD: 83 FPS |
Тестирование
Тестовый стенд №1:
- Процессор: Intel Core i7-4790K @4,5 ГГц
- Процессорный кулер: Corsair H75
- Материнская плата: MSI Z97 MPOWER
- Накопитель: SSD Patriot Blast 480 Гбайт
- Оперативная память: DDR3-2133, 2x 8 Гбайт
- Блок питания: Corsair HX850i, 850 Вт
- Периферия: монитор LG 31MU97
- Операционная система: Windows 10 х64
- Драйверы: AMD — 16.7.2; NVIDIA — 368.81
Тестовый стенд №2:
- Процессор: AMD FX-8370 @4,5 ГГц
- Процессорный кулер: Corsair H75
- Материнская плата: ASUS 970 PRO Gaming/Aura
- Накопитель: SSD Patriot Blast 480 Гбайт
- Оперативная память: DDR3-1866, 2x 8 Гбайт
- Блок питания: Corsair HX850i, 850 Вт
- Операционная система: Windows 10 х64
- Драйверы: AMD — 16.7.2; NVIDIA — 368.81
Как и в прошлый раз, для эксперимента использовалось два тестовых стенда. Первый — с Core i7-4790K на борту, второй — с FX-8370. При помощи соответствующих настроек BIOS восьмипоточный Core i7 превращался в виртуальные Core i5 и Core i3. Я в курсе, что процессоры Intel разных линеек отличаются не только количеством ядер, но объемом кэша третьего уровня. Однако , что этот момент не столь критичен в играх, поэтому и принято решение использовать один стенд вместо трех. Частота чипа менялась в диапазоне от 3 ГГц до 4,5 ГГц с шагом в 500 МГц.
Платформа LGA2011-v3 не рассматривалась. Там с процессорозависимостью все в порядке, но по факту для тех, кто хочет получить мощную игровую систему с шестью/восемью/десятью интеловскими ядрами, и выбора особого нет. Если только Xeon.
Самое сложное в эксперименте — это определиться со списком игр. Практика показывает, что реально подобрать такие приложения, в которых потенциал GeForce GTX 1060 и AMD Radeon RX 480 раскроется даже на двухъядерных Pentium/Celeron. Или же для каждой игры выставить такие настройки, что гораздо менее производительные видеокарты упрутся именно в возможности центрального процессора. Я взял восемь популярных программ в 2016 году. Охвачены все три программных интерфейса: DirectX 11, DirectX 12 и Vulkan. Настройки указаны в таблице ниже. В большинстве случаев — максимальные, но без злоупотребления тяжеловесным сглаживанием наподобие MSAA. Разрешение — Full HD. В таких играх, как GTA V, Far Cry Primal, Rise of the Tomb Raider и Total War: Warhammer, использовались встроенные бенчмарки.
Игра | API | Настройки |
GTA V | DirectX 11 | Высшая степень качества, FXAA, 16x AF, тесселяция «Очень высоко», длинные тени вкл, тени высокого разрешения вкл, подгрузка более детализированных текстур вкл, масштабирование разрешения изображения выкл |
The Witcher III: Wild Hunt | DirectX 11 | Запредельное качество, сглаживание, HBAO+, NVIDIA HairWorks выкл |
Need For Speed | DirectX 11 | Ультра, HBAO, TAA |
Fallout 4 | DirectX 11 | Ультра, TAA, 16x AF, HBAO+, осколки от выстрелов выкл, максимальная дальность |
Far Cry Primal | DirectX 11 | Максимум, FXAA, текстуры высокого разрешения вкл |
Rise of the Tomb Raider | DirectX 12 | Очень высокое, FXAA, 16x AF, HBAO+, все эффекты вкл, Pure Hair «очень высоко» |
Total War: Warhammer | DirectX 12 | Ультра, MLAA |
DOOM | Vulkan | Ультра, FXAA, 16x AF |
Процессорозависимость AMD Radeon RX 480
Начнем с процессорозависимости Radeon RX 480. Как я уже сказал, по быстродействию в DirectX 11 карта уступает GeForce GTX 1060. В некоторых играх — прилично, в других — чисто символически.
Результаты приведены в таблицах. В соответствующие поля занесены не только средние показатели FPS, но и минимальное количество кадров. Зеленым выделены результаты, в которых мы можем говорить о том, что потенциал видеокарты раскрыт полностью или практически раскрыт.
Думаю, все ясно и без каких-либо дополнительных комментариев. Области, в которых рассматриваются Core i5 и Core i7 почти полностью заполнены зеленым цветом. Как и предполагалось, Radeon RX 480 «прокачают» даже Core i5-4460 и Core i5-6400 (обзор). В GTA V и третьем «Ведьмаке» они «пыхтят» на полную катушку, но важен конечный результат.
Core i3 тоже подойдет. Но только высокочастотная модель. Например, Core i3-6100/6300/6320, если мы говорим о самом современном поколении Skylake. И/или Core i3-4170/4360/4370, если речь идет о Haswell.
Идеальный вариант для Radeon RX 480 — современный Core i5
С AMD FX все намного сложнее. В эксперименте рассмотрен исключительно восьмиядерник. Чипы линеек FX-6000/4000 не сдюжат и подавно. Сами видите, что в пяти играх из семи он не добирает FPS даже в разогнанном состоянии в сравнении с тем же Core i5. Такое поведение наблюдается не во всех играх, но во многих. Что делать, ведь у владельцев подобных систем, по сути, нет альтернативы? Если очень хочется, то брать, конечно. На перспективу. Или же нагрузить видеокарту разрешением WQHD.
4,5 ГГц — далеко не предел для большинства FX-8000/9000, но только в такой оверклок придется дополнительно вложиться, ведь потребуется соответствующие охлаждение и материнская плата. К сожалению, протестировать связку FX + RX 480 в Need For Speed мне не удалось. Встроенная защита игры (Denuvo) забанила аккаунт на сутки из-за частой смены компонентов стенда. Дожили…
Процессорозависимость NVIDIA GeForce GTX 1060
А теперь изучим, как себя с разными центральными процессорами ведет GeForce GTX 1060. Эксперимент проводился с референсным образцом, но в продаже появилось большее количество кастомов, которые получили заводской разгон. Например, модель MSI GeForce GTX 1060 GAMING X 6G (обзор) в среднем на 4-5% быстрее эталона.
Что ж, зеленая область в таблице несколько изменилась, но несильно. У GeForce GTX 1060 схожие результаты, если мы говорим о процессорозависимости. Все логично и вполне ожидаемо.
А теперь рассмотрим частности. Интересно, что в RotTR в режиме DirectX 12 и с Radeon RX 480, и с GeForce GTX 1060 все системы демонстрируют один и тот же средний показатель фреймрейта: 75-76 кадров в секунду для стенда с NVIDIA и 59 кадров в секунду для стенда с AMD. Однако в случае использования Core i3 и видеокарты «красных» наблюдаются просадки до 25 FPS, что не есть хорошо. В случае со все тем же «камнем», но с GeForce GTX 1060 на борту подобных просадок нет, но при загрузке сцены в лесу не прогружается часть текстур. С Core i5 и Core i7 с обеими видеокартами все нормально: и картинка прогружается без задержек, и FPS не проваливается. Хотя допускаю, что я столкнулся с особенностями встроенного бенчмарка Rise of the Tomb Raider.
Идеальный вариант для GeForce GTX 1060 — современный Core i5
Еще одна игра, поддерживающая DirectX 12, обладает очень высокой степенью процессорозависимости. Это я про Total War: Warhammer. Для раскрытия потенциала Radeon RX 480 и GeForce GTX 1060 потребуется минимум процессор уровня Core i5. Неудивительно, ведь мы имеем дело со стратегией в реальном времени.
Мне удалось немного побаловать себя альфа-версией Battlefield 1. Потенциальный хит этой осени поддерживает DirectX 12. Процессорозависимость, насколько я заметил, проявляется и в этой игре. По всей видимости, новый низкоуровневый API в ближайшее время эту проблему не решит. Если решит вообще.
А вот еще один программный интерфейс — Vulkan — очень даже может. Посмотрите, процессор вообще не влияет на количество FPS в DOOM! Занятно, что в OpenGL фреймрейт довольно-таки сильно зависит от CPU. Знать бы только наперед, какая участь ждет Vulkan. И не ограничится ли все одним DOOM’ом.
В заключение
Видеокарты Radeon RX 480 и GeForce GTX 1060 обладают сопоставимой производительностью с адаптерами уровня GeForce GTX 970/980 и Radeon R9 290/290X, которые появились в продаже два года назад. Так что в плане процессорозависимости в разрешении Full HD ничего нового они не привносят. Допустимым и вполне приемлемым вариантом для этих видеокарт станет любой высокочастотный Core i3, но идеальный вариант — это, конечно же, Core i5. Да, есть исключение наподобие GTA V, которой нужно и ядер побольше и частота повыше. В большинстве остальных случаев чипа уровня Core i5-6400 (поколение Skylake) или Core i5-4460 (поколение Haswell) и выше вполне достаточно. Естественно, чем выше частота у вашего 4-ядерника, тем лучше. Не забываем, что в некоторых случаях использование мощной видеокарты и Core i3 в одной связке приводит к заметным просадкам FPS. Эксперимент на эту тему я уже проводил.
Логично, что многие обладатели старых систем захотят проапгрейдить свою систему. Имеют полное право. Опять же, владельцы Core i5/i7 поколений Ivy Bridge, Sandy Bridge, Ivy Bridge-E, Sandy Bridge-E могут смело идти в магазин за обновкой. Только учтите, что в играх разница между Skylake и, например, Sandy Bridge составляет 10-15%. Поэтому разгон «камня» всегда приветствуется. За более старые поколения процессоров Intel ничего не скажу, но предполагаю, что в большинстве случаев быстродействие такой системы в играх упрется именно в CPU.
Напоследок приведу таблицу современных процессоров AMD и Intel, которые раскрывают потенциал Radeon RX 480 и GeForce GTX 1060.
Таблица процессорозависимости NVIDIA GeForce GTX 1060 и AMD Radeon RX 480 в разрешении Full HD | |
Поколение: | Серия |
Intel Skylake | Core i3-6100/6300/6320; |
Core i5-6400 и выше; | |
Core i7-6700 и выше. | |
Intel Haswell | Core i3-4170/4360/4370; |
Core i5-4440 и выше; | |
Core i7-4770 и выше. | |
Intel Ivy Bridge | Core i5-3340 и выше; |
Core i7-3770 и выше. | |
Intel Sandy Bridge | Core i5-2400 и выше; |
Core i7-2600 и выше. | |
Intel Ivy Bridge-E | Core i7-4820K и Core i7-4930K. |
Intel Sandy Bridge-E | Core i7-3820K и Core i7-3930K. |
AMD Vishera | FX-8000/9000 4500 МГц и выше. |